«Рядовой Чээрин». Две рецензии на якутский фильм

Якутский военный фильм «Рядовой Чээрин» вышел в большой прокат, его можно смотреть на «Кинопоиске», ivi.ru, и фильм набрал более 6,6 миллионов просмотров и 54 тысячи лайков на Ютуб!

Вашему вниманию две рецензии на фильм, на сайте pikabu.ru 8 месяцев назад, и на сайте gazeta.ru 26 ноября 2021 года.

На сайте pikabu.ru:

В Якутии сняли военный фильм о Великой Отечественной Войне «Рядовой Чээрин» 

Лента снята по мотивам повести Тимофея Егоровича Сметанина (год издания 1970)
«Егор Чээрин».

Осень 1943 года. После долгих месяцев изнуряющей позиционной войны большая часть батальона майора Беляева была уничтожена. Лейтенант Лобода докладывает, что не в силах ничего противопоставить немецким снайперам — асам, хозяйничающим на передовой. Одна надежда на пополнение, в числе которого должны прибыть и опытные снайперы. Но долгожданная колонна попадает под немецкий авианалет. В результате погибают все, кроме горстки солдат и молодого охотника из Якутии Егора Чээрина. Встретив остатки пополнения, лейтенант Лобода принимает решение проверить молодого якута в качестве снайпера. В первом же бою Егору удается проявить себя. Он вступает в схватку с немецкими снайперами и меняет баланс сил на передовой.

В Центре культуры и современного искусства имени Юрия Гагарина прошел спецпоказ фильма Дмитрия Кольцова «Рядовой Чээрин», который стартует официально в кинотеатрах г. Якутска 11 марта.

Безработный блогер, как себя назвала экс-мэр Якутска, Сардана Авксентьева, отметила что фильм ей понравился:

— Огромное спасибо всему творческому коллективу. Снимать фильмы о войне спустя почти 80 лет в условиях Якутии плюс к этому завершать его в условиях пандемии — это титанический труд, только вы знаете, чего вам это стоило и как вы этого добились. Большое вам спасибо. Я избегаю всячески смотреть кино про войну, потому что мне всегда больно, через себя все это переношу, тяжело эмоционально на это смотреть. Я сегодня пришла, потому что хотела это посмотреть, увидеть. И что получилось — это здорово. Творчество Тимофея Сметанина спустя столько лет доходит до нового поколения в новом виде. Я не кинокритик, но то, что я увидела, мне понравилось! На сегодняшний день это самый брутальный якутский фильм!

К слову, в фильме звучит настоящая немецкая речь, озвучил фильм Гернот Гримм. После фильма у режиссера спросили, использовалась ли компьютерная графика. Он ответил, что 70 процентов фильма снимали на рире, на синем фоне.

Режиссер фильма Дмитрий Кольцов попал в проект в 2015 году в роли актера, когда Аркадий Новиков решил снять «Чээрина». До этого Кольцов, который 20 лет посвятил рекламе, никогда не играл в кино. Ему досталась роль лейтенанта Лободы. Съемки приостановили после смерти Новикова. Но фильм не давал покоя еще три года. И когда подняли отснятый материал, они с продюсером картины Нюргуном Ивановым решили все снять с нуля. Кстати, в новом фильме Кольцов вновь сыграл мудрого и смелого Лободу.

Актера на роль главного героя Чээрина искали недолго. Первым, кто пришел на кастинг, был актер театра коренных малочисленных народов Севера Айтал Степанов. Режиссер сразу понял, что именно его он и ищет.

«Это потрясающий актер, очень талантливый. Мы с ним прочитали одну сцену, и пошла энергия. И мы поняли: вот оно! В первый съемочный день мы договорились встретиться в семь утра у съемочной студии. Я думал: я должен прийти раньше всех, всех встретить. Подхожу без пяти семь, а там уже Айтал стоит. Это был хороший знак. И в целом фильм без этого не получился бы. Все очень хорошо и гладко складывалось. Организованность у всех была на высшем уровне. Всем огромное спасибо за это, без этого не было бы такого кино», — отметил режиссер Дмитрий Кольцов.

«Почему мы доверили режиссерское кресло Кольцову? Я его давно знаю, он очень талантливый молодой человек. Да и потому, что он очень идейный: еще в 2015 году предлагал свои идеи, помощь. Одним словом, глаза горели, было видно, что это его дело! В изначальном варианте у нас Чээрина играл Федот Львов, но из-за его плотного графика у нас не совпадало время съемок. Также в кино играли Женя Пивоваров и Дима Баишев, но за эти три года они сильно набрали вес и мало стали походить на солдат военного времени. Пришлось все с нуля начинать», — отметил продюсер Нюргун Иванов.

ps: Бюджет фильма для такого кино совсем небольшой — пять миллионов 500 тысяч рублей, в том числе грант в размере 500 тысяч от фонда развития кино и анимации «Sinet Sakhawood».

И на сайте gazeta.ru:

Кадр из фильма «…А зори здесь тихие» (1972)
«Киностудия им. М. Горького»

Почему нельзя верить фильму «А зори здесь тихие»

О правде и фальши в книгах и фильмах о Великой Отечественной войне

В наше время, когда Великая Отечественная уже очень далека по времени от нас, важно понимать правдивость книг и фильмов о ней. От этого зависит память, которую мы будем передавать из поколения в поколение. О том, как отличить правду от фальши, – читайте в авторской колонке журналиста Сергея Варшавчика специально для «Газеты.Ru».

Я, например, остро чувствую фальшь в произведениях о войне. Взять хотя бы знаменитую повесть Бориса Васильева – «А зори здесь тихие», по которой в 1972 году режиссер Станислав Ростоцкий снял одноименный фильм.

А почему, собственно?

Стал разбираться и выяснил, что повесть – выдумка, основанная на реальном эпизоде войны, когда семеро бойцов, служившие после ранения на одной из узловых станций Кировской железной дороги, уничтожили немецких диверсантов, пытавшихся взорвать участок пути. В живых остался командир-сержант, которому после войны вручили медаль «За боевые заслуги».

«Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось – пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки. И все – повесть сразу выстроилась. Женщинам ведь труднее всего на войне», – подчеркнул автор.

Ну да, обычные солдаты не интересны. То ли дело девчонки, да еще красивые, которые в бане моются. Расчет оказался точен, тем более что ленту снимал фронтовик, спасенный фронтовой медсестрой, которой Ростоцкий и посвятил фильм.

Мне же куда больше по душе художественный фильм «В небе «ночные ведьмы», снятый в 1981 году о девушках из 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка их однополчанкой, Героем Советского Союза Евгенией Жигуленко. О реальных героинях большой и кровавой войны, летавших в крошечных ПО-2 без вооружения и парашютов и совершивших сотни боевых вылетов.

Высоко ценю повести и рассказы Василя Быкова об артиллеристах и пехотинцах, по которым сняты замечательные картины — «Долгие версты войны», «Его батальон», «Дожить до рассвета», «Третья ракета» и ряд других.

А вот к его партизанским произведениям равнодушен, хотя, казалось бы, по повести «Сотников» режиссер Лариса Шепитько сняла один из самых пронзительных фильмов о войне — «Восхождение». Но не верю. Быков воевал на фронте командиром взвода полковой, затем армейской артиллерии. В партизанах не был, не пережил, и это ощущается.

Если хотите почитать про народных мстителей, рекомендую «Люди с чистой совестью» Героя Советского Союза генерала Петра Вершигоры.

Потрясающая личность – режиссер, фотограф, военный корреспондент, ставший разведчиком и возглавивший после ранения Сидора Ковпака в 1943 году самый крупный советский партизанский рейдовый отряд. Никакого надрыва и тоски, книга читается как увлекательный боевик, несмотря на свою строгую документальность.

То же самое и с произведением, с которого началась вся отечественная проза, которую позже назвали лейтенантской – «В окопах Сталинграда». Автору, который получил за те бои очень ценимую на фронте медаль «За отвагу», веришь с первых же строк. Проза капитана-сапера Виктора Некрасова созвучна «Севастопольским рассказам» поручика артиллерии Льва Толстого. Тот же тон бойца переднего края, который рассказывает о самом тяжелом и страшном просто и доступно.

На войне, где человек раскрывается на все сто процентов, столько всего происходит, что никакая писательская фантазия не угонится.

И поэтому так интересно читать документальные повести Александра Бека «Волоколамское шоссе» и «День командира дивизии» – о героях битвы за Москву, старшем лейтенанте Баурджане Момыш-Улы и генерале Афанасии Белобородове.

Последнего, кстати, в экранизации 1983 года прекрасно сыграл Валерий Цветков. Умные, самобытные люди, для которых война – это не «ура» с пистолетом в руке, а прежде всего умение думать, в том числе и за противника. Отрадно, что их ценный боевой опыт изучают в нынешних Вооруженных силах страны, в частности, в военных академиях.

Похожая ситуация и с Константином Симоновым и его знаменитой трилогией «Живые и мертвые». Там, где писатель был и видел все воочию – читается убедительно и достоверно. Например, посещение главным героем, военным корреспондентом Иваном Синцовым комбрига Серпилина, в полку которого в июле 1941-го за один день подбили 39 немецких танков и бронемашин.

Эпизод написан по фронтовым дневникам Симонова, а прообразом Серпилина (которого в одноименной экранизации Алексея Столпера сыграл фронтовик Анатолий Папанов) послужил сгинувший в тех боях полковник Семен Кутепов.

А дальше – скучнее. Поскольку Симонов в боях не участвовал – все же это не корреспондентское дело – описания боевых действий, в которых участвует Синцов – схематичные. «Солдатами не рождаются» слабее «Живых и мертвых», а «Последнее лето» хуже второй книги. Это тоже легко объясняется – Симонов все реже выезжал на фронт, что в итоге сказалось на прозе.

В наше время много снимают фильмов о Великой Отечественной. Из последних лент отмечу работу якутских кинематографистов «Рядовой Чээрин» — по мотивам повести писателя-фронтовика Тимофея Сметанина. Несмотря на скромный бюджет в 5,5 миллиона рублей, кинорассказ о фронтовых буднях снайпера-якута и его однополчан получился, на мой взгляд, достоверным и убедительным.

Фронтовикам есть что передать нам. Надо только отличать вымысел от реальности.

И еще, фильм «Рядовой Чээрин» обошел все другие фильмы в прокате по России по средним сборам за сеанс.

Очень рад успехам нашего якутского кино, рад что якутские фильмы получают признание на различных кинофестивалях, и самое главное — якутские фильмы дают положительный финансовый результат!

В сентябре 2021 года вышла информация, что сборы якутских фильмов превысили 50 миллионов рублей!

Фото с сайта Якт.ру.

Желаю дальнейших творческих успехов якутскому кино!

Мои посты о кино:

Якутский фильм «Царь-Птица» на Международном кинофестивале на о.Окинава, Япония.

Статья о премьере фильма «Царь Птица» (Тойон кыыл) в Японии!

Эдуард Новиков и Анна Кириллина в Творческой Школе 21 века в Окинава!

Красная дорожка и другие яркие моменты 11-го Международного кинофестиваля в Окинава, Япония!

Эдуард Новиков. Пляжи и кухня Окинавы. Апрель 2019 г.!

«Тыгын Дархан» — мое личное мнение.

Пресс-показ фильма «Миигин кытта үҥкүүлээ» (12+)

После фильма «Ледяной драйв»: сходство Канады и Якутии

Николай Костер-Вальдау поддержал проект Эдуарда Новикова!

Моя страница в Дневниках якт ру.: http://nikbara.ykt.ru/ 

Мой сайт: https://nikbara.ru/

Сайт об усадебном хозяйстве в Якутии https://usadbaykt.ru/

Мой канал в «Яндекс Дзен» — NikBara

Просьба подписаться на мой канал «Николай Барамыгин» на Ютуб!

https://www.youtube.com/c/НиколайБарамыгин

И на мои аккаунты в социальных сетях!

Я в Инстаграме @nb2015p

Персональная страница в «Фейсбуке»: https://www.facebook.com/nikbaramygin/

«Одноклассниках» https://ok.ru/profile/500676253992

«В контакте» https://vk.com/nbaramygin

 «Твиттер» https://twitter.com/NBaramygin

«Рядовой Чээрин». Две рецензии на якутский фильм: 2 комментария

  1. Как уложились в бюджет с батальными сценами надо бы посмотреть фильм

    1. Удивительно! Всего 5,5 миллионов рублей потратили… Фильм надо обязательно посмотреть, хороший фильм похожий на фильмы нашего детства…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.