Проблемы Арктики — переселение граждан из аварийного жилищного фонда

26 ноября 2021 года в Общественной Палате Республики Саха (Якутия) прошли общественные слушания «О реализации республиканской адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 — 2025 годах в Арктической зоне РС (Я)», под председательством заместителя Председателя ОП РС (Я) Ивана Горохова с участием председателя Комиссии по делам Арктики, северным территориям и коренным малочисленным народам Севера Августы Марфусаловой и председателя Комиссию по строительному, транспортному комплексу и ЖКХ Ларисы Паньковой.

Вашему вниманию полное видео общественного обсуждения и выступления Ивана Горохова и генерального директора НП СРО «Союз строителей Якутии» Айхала Габышева.

Вступительное слово Ивана Горохова:

Уважаемые участники публичных слушаний!
​Спасибо, что посчитали нужным и откликнулись на приглашение принять участие на данном обсуждении.
​В августе 2020 года Указом Главы РС(Я) Николаева А.С. была утверждена стратегия социально-экономического развития Арктической зоны РС(Я), имеющая целью развитие Арктики, предотвращение оттока населения. Этому важному событию предшествовала напряженная и многогранная подготовительная работа, в которую внесли свой вклад многие профильные министерства, ведомства, организации, главное, что очень важно, общественность Севера, Общественная Палата и Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) — по всем направлениям жизнедеятельности человека, в том числе обеспечения создания достойных условий для проживания, труда и отдыха человеку Севера.
​На совещании Главы РС(Я) в июле 2020 года по разработке Комплексного плана по развитию поселка Тикси, как экспериментального поселения в Арктике по всей России, от имени ОПРС(Я) было внесено предложение о разработке отдельной специальной градостроительной концепции, подразумевающей комплексное пространственное развитие территории Арктики, одобренное Главой республики. Некоторые важные предложения Общественной Палаты внесены в итоговые документы научно-технической конференции «Арктика – территория инноваций», успешно организованной Министерством по развитию Арктики и делам народов Севера РС(Я).
В целом, развитие строительного комплекса, создание благоприятных, цивилизованных условий – вопрос, мягко говоря, не простой, требующий скоординированных усилий многих отраслевых министерств, ведомств, научных организаций. Поэтому, посоветовавшись в Общественной Палате, мы договорились вынести на обсуждение, организованное совместно с двумя Комиссиями – по делам Арктики, северным территориям и коренным малочисленным народам Севера (предс. Марфусалова Августа Дмитриевна) и по строительному, транспортному комплексу и ЖКХ (предс. Панькова Лариса Рашидовна), такой важный вопрос, как реализация республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» в Арктической зоне РС(Я). В наличии имеется справочная информация с довольно подробным анализом от СРО «Союз строителей Якутии» и Министерства по развитию Арктики и делам народов Севера РС(Я). Однако, нам необходимо будет максимально послушать мнения и предложения с мест и исполнителей программы.

 Выступление Айхала Габышева.

Уважаемые коллеги!

Развитие арктических территорий является приоритетом государственной политики в ближайшие годы. Президент Российской Федерации отметил, что в следующие десятилетия Россия будет прирастать Арктикой и северными территориями, все происходящее на этих территориях представляет интерес для России. Освоение Арктики – это будущее России.

Арктическая зона имеет мощный потенциал и большую перспективу, поскольку она является геополитической и геостратегической точкой нашей великой страны!

Каждый житель Арктики – на вес золота!!

В целях развития Арктической зоны, предотвращения оттока населения в 2020 году была принята Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2035 года.

Главная задача, которая поставлена Стратегией – довести ключевые показатели уровня жизни людей в арктической зоне до уровня среднероссийских.

В целом на территории Крайнего Севера проживает 9,9 млн человек, в Арктической зоне — 2,3 млн. человек. Отток населения из указанных территорий пока продолжается. В Якутии число жителей арктических территорий с 1990 года сократилось почти в два раза, на Чукотке – более, чем в 3 раза.

Необходимо прекратить отток населения из Арктической зоны. Для этого в первую очередь необходимо обеспечить граждан качественным жильем. Сейчас жилье в Арктической зоне отличается высоким уровнем ветхости и аварийности, износом сетей инженерно-технического обеспечения, низким уровнем благоустройства населенных пунктов.

Вместе с тем, в арктических территориях после развала Советского Союза практически ничего не строилось: ни социальных, ни жилых объектов. К сожалению, в таких условиях строительная отрасль в Арктике пришла в упадок.

Сейчас благодаря Национальным проектам в Арктике началось строительство жилья по программе переселения людей из аварийного жилищного фонда. Однако пока жилищное строительство осуществляется в небольших размерах.

В 13 арктических улусах Якутии в 2020 году было введено 14,8 тыс. кв.м. жилья. Таких объемов жилищного строительства в Арктической зоне конечно недостаточно.

В целом обеспеченность жильем в Арктической зоне низкое. По данным Росстата общая площадь жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя Арктической зоны составляет 24,3 кв. м., что ниже общероссийского показателя (26,4 кв. м.). Доля аварийного жилья в Арктической зоне выше общероссийского. Доля ветхого и аварийного жилья в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) составляла 23,4% (или 374,8 тыс. кв. м.), особенно высока доля ветхого и аварийного жилого фонда в Аллаиховском районе — 71,2%.

Также необходимо отметить, что под действие программы переселения, действующей в Республике Саха (Якутия) подпадают только многоквартирные дома, признанные аварийными до 01.01.2017 г. Вне программы остаются аварийные индивидуальные дома, дома блокированной застройки, а также многоквартирные дома, признанные аварийными после указанной даты. При этом доля частных домов в отдельных арктических улусах достигает 67% всего жилфонда. В их отношении мероприятия по инвентаризации, техническому освидетельствованию состояния не проводились и не планируются. Дополнительным фактором, способствующим занижению показателей доли аварийного жилья, является невозможность  соблюдения требования Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 о привлечении специализированной организации для получения заключения, поскольку в арктических районах такие организации отсутствуют.

Анализ состояния жилищного фонда арктических районов Якутии показывает, что реализация адресной программы к 2025 году позволит ликвидировать, по предварительным расчетам, только 1/5 часть аварийного жилищного фонда (155,6 тыс м2), что недостаточно для достижения среднероссийских значений. С учетом исчерпания пределов нормативного износа, окончания сроков эксплуатации и отсутствия капитального ремонта, затрагивающего несущие конструкции зданий, к 2025 году могут быть признаны аварийными все оставшиеся многоквартирные дома деревянного строения 1960-1995 гг. ввода. Таким образом, несмотря на завершение адресной программы, доля аварийного жилья в ряде арктических районов может увеличиться до 65% (в 1,5-2,5 раза). Очевидно, что необходимо дополнительное финансирование и расширение программы расселения аварийного жилья в Республике Саха (Якутия).

По данным Фонда содействия реформирования ЖКХ по состоянию на 1 ноября 2021 года процент выполнения адресной программы переселения в 13 арктических улусах составляет всего 16,92%. При этом необходимо отметить, что на долю арктических улусов приходится всего лишь 13,4% планируемой к расселению площади аварийных домов по Республике Саха (Якутия). А в двух улусах, Булунском и Нижнеколымском, до сих пор еще не заключено ни одного контракта по программе переселения. Общее количество помещений по заключенным контрактам на приобретение и выкуп помещений в арктических районах Якутии составляет 583 единиц, общей площадью 26,28 тыс. кв.м.

Арктические районы характеризуются отсутствием первичного рынка жилья. Существенное значение имеет отсутствие у населения возможности воспользоваться услугами кредитных учреждений (ипотечными продуктами, в т.ч сельской ипотекой), так как в арктических районах отсутствуют банковские учреждения, либо в имеющихся банках невозможно получить такой вид услуг из-за малочисленности населенных пунктов, несоответствия объектов жилищного фонда большинства арктических районов требованиям банковских учреждений (сверхнормативный износ, конструктивные особенности и др.).

Обеспечить завоз стройматериалов в арктические районы — это также сложнейшая транспортно-логистическая задача. Это перевалки, использование речного транспорта, автомобильного транспорта, их комбинации. Доля транспортных издержек в стоимости конечного продукта в разы превышает среднероссийский уровень, доходя до 40-70%, а стоимость завозимой продукции может превышать 80%. Короткие сроки функционирования автозимника (до 46 суток), навигации на Северном морском пути (около 2 месяцев) и арктических реках (от 20 суток до 4 месяцев) сказываются на увеличении запасов товарно-материальных ценностей, что влечет привлечение дополнительных затрат на организацию доставки грузов в первоочередном порядке. В результате получается существенное удорожание строительства.

Предприниматели, работающие в районах Крайнего Севера поставлены в худшие конкурентные условия, по — сравнению с предпринимателями из других регионов, поскольку они не могут снижать цену контракта, и соответственно проигрывают на торгах. Необходимо выравнивание конкурентных условий для организаций, зарегистрированных в районах Крайнего Севера. Если предприниматель, работающий на Крайнем Севере, предложит в ходе торгов наименьшую цену и станет победителем, то к предложенной ему цене необходимо прибавить до 15% (при этом общая цена контракта все равно не может быть выше максимальной цены, предусмотренной закупочной документацией, а значит к росту расходов регионов это решение не приведет). Зная это, предприниматель из районов Крайнего Севера сможет предлагать на торгах меньшую цену, чем конкуренты из других регионов. Подобная практика применяется в Северных территориях Канады.

Мы на протяжении последних лет проводим работу по данному направлению. По инициативе саморегулируемых организаций Дальневосточного федерального округа был подготовлен проект федерального закона, который позволил бы малым предприятиям, зарегистрированным и осуществляющим деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на льготных условиях участвовать в госзакупках на поставки товара или оказание услуг в Арктической Зоне РФ. Этот проект закона был внесен Минвостокразвития России на рассмотрение в Правительство Российской Федерации. Однако законопроект не был поддержан Минфином России и Минэкономразвития России. Прошу участников конференции поддержать инициативу строительных организаций ДФО о необходимости принятия такого закона и подготовки соответствующего обращения в Правительство Российской Федерации.

Большое значение имеют вопросы о применении строительных материалов для жилищного строительство в Арктической зоне.

На сегодня, как наиболее приоритетный способ в строительстве многоквартирных жилых домов в арктической зоне рассматриваются МХМ-панели (экологические цельные стены из древесины), выпускаемые крупным производителем пиломатериалов в Республике Саха (Якутия) ООО ЛПК «Алмас». Технология МХМ (Massiv-Holz-Mauer) представляет собой производство в заводских условиях экологичных цельных стен из древесины.  Преимуществом панелей МХМ является то, что получаются готовые строительные элементы, которые могут быть установлены сразу, коробка дома на предварительно подготовленном фундаменте возводится в кратчайшие сроки.

Также в условиях Арктики необходимо разработать новые стандарты по строительству и эксплуатации зданий и сооружений в Арктической зоне РФ, так как разрушение почв из-за таяния вечной мерзлоты становится одной из масштабных угроз. Власти Якутии уделяют этому большое внимание и Главой Якутии Айсеном Николаевым было предложено провести в 2023 году в Якутии Всемирный мерзлотный саммит. Якутия – единственный субъект РФ, который в свое время принял закон об охране вечной мерзлоты. Благодаря ему мы наблюдаем за состоянием вечномерзлых грунтов, понимаем, как и где идет их деградация, насколько интенсивно, принимаются меры для недопущения аварий и обрушений. Самая большая угроза таяния вечной мерзлоты в том, что строительные конструкции могут начать обваливаться. Яркий пример  — авария на ТЭЦ-3 в Норильске. Трещины в зданиях в Якутске выявляются регулярно. Поэтому мониторинг состояния вечной мерзлоты необходим, обязательной должна быть процедура наблюдения за состоянием зданий и сооружений, стоящих на вечномерзлых грунтах. Сегодня в РФ это носит пока только добровольный характер.

Теперь о формировании КОМФОРТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Генпланы, существующая застройка, инженерная инфраструктура поселков арктических районов остались в границах, сложившихся в 80-х годах. В настоящее время пространственное развитие многих территорий Арктической зоны характеризуется очаговым характером расселения, низкой транспортной связанностью населенных пунктов, наличием поселений без определенной специализации и перспектив развития, а также нерациональной планировкой поселков с неоправданно большой протяженностью энергетической и коммунальной инфраструктуры, отсутствием доступных объектов социальной инфраструктуры.

Необходимо обеспечить новый облик арктического поселения, с современными архитектурно-планировочными решениями, безопасными и комфортными условиями, с удобной планировкой общественных пространств. В Республике Саха (Якутия) было создано Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера, которое в настоящее время активно занимается вопросами обеспечения комфортной среды арктических поселков. Принят «Комплексный план социально-экономического развития поселков Тикси, Чокурдах». Разработан очень интересный проект «Умное село Оленек». Мы готовы поделиться нашими разработками и нашей практикой.

РЕЗЮМЕ

       Строительство можно сравнить с зеркалом экономики: состояние строительной отрасли отражает состояние всей экономики и инвестиционного климата в стране, регионе или отдельно взятой территории. Всё, что касается развития территорий начинается со строительной деятельности.

         В целях ускорения реализации региональной адресной программы по переселению из аварийного жилого фонда до 2025 года считаем необходимым:

  1. Поддержать инициативу Госсобрания Якутии о внесении в федеральный закон «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» положение о возможности строительства индивидуальных жилых домов с применением сборных комплектов домов заводского изготовления (МХМ-панели) и приобретения таких домов по программам переселения, а также обеспечения жильем детей-сирот в Арктической зоне РФ.
  2. Рассмотреть целесообразность принятия программы «Арктическая ипотека», предусматривающую субсидирование ставки ипотечного кредитования до 2%.
  3. Разработать механизмы льготного (бесплатного) предоставления жилья для многодетных семей, проживающих в Арктической зоне.
  4. Поддержать законопроект о выравнивании конкурентных преимуществ между строительными организациями, зарегистрированными на территориях Дальнего Востока и Арктической зоны, и организациями, зарегистрированными в других субъектах Российской Федерации.
  5. Поддержать вопрос принятия мер поддержки на фоне существенного роста стоимости строительных материалов строительным организациям, являющихся исполнителями контрактов, заключенных в целях реализации региональной адресной программы по переселению из аварийного жилого фонда до 2025 года, в том числе в арктических районах Якутии.
  6. Предусмотреть более выгодные условия финансирования застройщиков, участвующих в реализации программы переселения в районах Крайнего Севера, учитывая климатические условия и логистику, это позволит вести строительство без перебоев:

1) в контрактах пересмотреть условия оплаты:

а) установить авансовый платеж в размере 70% от общей суммы контракта,

б) промежуточные платежи — 25% от стоимости контракта после предоставления застройщиком отчета о фактически выполненных работах по месяцам,

в) окончательная оплата – 5% от стоимости контракта после подписания акта приема – передачи квартир.

2) использовать механизм проектного финансирования с использованием эскроу-счета, который позволит застройщикам получить бесперебойное финансирование на весь срок строительства.

7. Предусмотреть возможность финансирования мероприятий по предоставлению субсидии местным бюджетам на оплату расходов по доставке строительных материалов до арктических и северных районов из федерального бюджета.

8. Предусмотреть оптимизацию архитектурно-градостроительных решений с учетом специфики жизнедеятельности в арктических условиях, в связи с чем разработать Стандарт комплексного развития территорий Арктической зоны РФ.

9. Определить основные целевые показатели, а также объемы и источники финансирования мероприятий по развитию жилищного строительства, энергетической инфраструктуры и производства строительных материалов в Государственной программе социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации.

Спасибо за внимание!

Видео общественных слушаний.

Завершающее слово И.Горохова:

Уважаемые участники общественных слушаний!
Состоялся очень заинтересованный разговор, затрагивающий злободневные интересы северян. Вполне ожидаемо обсуждение перешло на общие вопросы градостроительства, капитального строительства в Арктике. Поэтому, мы подумали,что есть острая необходимость включения этого широкомасштабного, многопрофильного вопроса в повестку одной из Пленарных заседаний ОПРС.
Сегодня по итогам обсуждения, хочу обратить внимание на следующие вопросы:

  1. В адрес Министров и архитектуры:
  • в 80-90годы прошлого века весь Север и

даже другие районы республики, входящие в зону производственного влияния ПО»Сельстрой», застраивались 12-ти кв.панельными/щитовыми -«щелевыми»/ жил.домами серии 139. Ограждающая часть панелей по проекту предусматривалась фанерной из берёзовой древесины, на самом деле выполнялась из фанеры сосновых, недолговечных пород. Заполнение панелей осуществлялось, из неподходящего по санитарным нормам для жилья, фенолформальдегида, к тому же легко подвергающегося воздействию мышей, тараканов…Основное достоинство этой технологии заключалось в изготовлении панелей на стройплощадке из завозимых из центра в районы стройматериалов из древесины и химкомпонентов заполнителя. В те времена это был своего рода прорыв в строительстве быстро возводимых сооружений в Арктике и до отдаленных, труднодоступных поселений республики, и не только. Недостаток заключался в сроках эксплуатации, всего то 25лет. На деле в Абыйском районе, где мне посчастливилось в 1986-1991годы работать первым руководителем, в п.Белая Гора, основанном в 1974 году и удостоенном золотой медали ВДНХ СССР, жилые дома этой серии отслужили полвека, превысив нормативный срок в 2/два/раза. Не будет преувеличением, если скажу, что в многоквартирном жилфонде якутской Арктики, значительную часть занимают жилдома именно этой 139 серии. Поэтому, по нормальному, на самом деле давно настало время Минстрою, обязанному провести государственную политику в области строительства и архитектуры, серьезно озадачиться вопросом разработки целенаправленной Программы по по возможности массовой замене, по сути глубоко аварийных, жилдомов серии 139 на Севере и в других районах республики, на более подходящие для проживания на Севере с ее суровыми, экстремальными природно-климатическими условиями, проектов ЛСТК, в основном оправдавшими себя на деле, МХМ и множество др.технологических разработок. Лично я озвучил эту проблему давно, лет 30 назад…
2.Главам муниципальных образований:

  • не помешало бы через соглашения,договора принять соответветствующие меры по формированию внебюджетного фонда, максимальному использованию финансовых, других натуральных возможностей недропользователей на территории улусов для решения социальных вопросов, в т.числе строительства жилья и объектов соцкультбыта . Есть же у нас на практике положительные примеры. Если есть необходимость можно обратиться в Министерство промышленности и геологии. Хотя вы сами об этом прекрасно знаете…
    _ с утверждением в августе 2020года Главой РС/Я/Николаевым А.С.Стратегии развития АЗ появилась отличная реальная возможность для осуществления многовековых проблем в улучшении качества жизни северного человека, которые укрупненно сконцентрированы в этом жизненно важном документе. Теперь следует основательный процесс расшифровки, детализации Стратегии в виде разработки нормативных актов, планов мероприятий для ее реализации с указанием источников финансирования и ответств.лиц и исполнителей из многочисл.Министерств, ведомств, организаций.
    В связи с этим,да ещё если принять во внимание Стратегию развития АЗ РФ перед главами МО, рай советами депутатов, обязательно совместно с общественностью, Обществ.советами, образно говоря открываются ворота, для активизации участия в разработке этих мероприятий с учётом интересов улусов в рамках СРАЗ. То есть, таким образом, поддержать усилия Ил Дархана Николаева А.С. в реализации этого основополагающего документа и его Послания Госсобранию/ИТ/РС/Я/ от 24 декабря 2020 года, необходимых в первую очередь нам самим.
    Спасибо, до новых встреч.

Мои посты о деятельности Общественной Палаты 4 состава:

Общественная Палата Республики Саха (Якутия). 4 состав сформирован! Прошла встреча 3-го состава!

Первое Пленарное заседание Общественной Палаты РС (Я) 4 состава и встреча с Ил Дарханом Айсеном Николаевым.

Заместитель Председателя Общественной Палаты РС (Я) Иван Горохов встретился с Председателем Правительства РС (Я) Андреем Тарасенко

В Республике Саха (Якутия) прошли общественные слушания по строительству АЭС

О выборах в Государственную Думу и роли Общественной Палаты РС (Я)

Лесные пожары в Якутии! Говорят представители Единого волонтерского штаба Республики Саха (Якутия)

Срочно требуются добровольцы в с. Едяй Хангаласского улуса!

Афанасий Алексеев обратился к крупнейшим недропользователям республики!

Общественный добровольческий штаб Республики Саха (Якутия) по борьбе с лесными пожарами переехал в Дворец спорта «50 лет Победы»!

Общественный добровольческий штаб в действии!

Общественный добровольческий штаб продолжает свою работу!

Поздравляю членов Общественного добровольческого штаба и участников тушения пожаров 2021 года!

Центр общественного наблюдения Республики Саха (Якутия) продолжает свою работу!

Онлайн Гражданский форум — 2021! Призываем общественников принять активное участие!

Прошло обсуждение законопроекта «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»

В Общественной Палате РС (Я) обсудили северный завоз 2021 года!

Об организации Северного завоза в Республике Саха (Якутия)

Дискуссионная площадка «Взаимодействие власти, общества и бизнеса в сфере сохранения и укрепления общественного здоровья»

Начинается Школа блогеров Общественной Палаты Республики Саха!

Первое занятие Школы блогеров Общественной Палаты РС (Я) 26.10.2021 г. Полное видео!

Оптоволокно в Якутской Арктике!

Второе занятие Школы блогеров Общественной Палаты РС (Я) 28.10.2021 г. Работа в сети Инстаграм!

Третье занятие Школы блогеров Общественной Палаты РС (Я) 18.11.2021 г. Регистрация и ведение дневника в Якт.ру

В Общественной палате прошла дискуссия о введении QR-кодов в общественных местах

4-е занятие Школы блогеров Общественной Палаты РС (Я) 25.11.2021 г. Федот Тумусов о работе в Тик-Ток, мой опыт в Ютубе.

Проблемы Арктики — переселение граждан из аварийного жилищного фонда: 1 комментарий

  1. В 2021 году в пяти арктических районах Якутии введены 11 многоквартирных домов

    В арктических районах Якутии впервые за 30 лет вводятся новые многоквартирные дома благодаря программе переселения. До конца года будут введены ещё два дома в Верхнеколымском и Жиганском районах. Об этом сообщает пресс-служба Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия).

    «После тридцатилетнего перерыва, благодаря программе переселения граждан из аварийного жилья, в Арктике началось строительство многоквартирных домов. До 2025 года в арктических районах республики будут расселены более 490 домов, а это значит, что свыше 8,2 тысяч северян получат новое жилье», — подчеркнул глава региона Айсен Николаев.

    В 2021 году многоквартирные дома для переселенцев построены в Анабарском, Верхоянском, Верхнеколымском, Оленёкском районах. На днях ключи от квартир в новых благоустроенных домах получат жители посёлка Зырянка Верхнеколымского района, сёл Оленёк и Харыялах Оленёкского района.

    В посёлке Зырянка для переселенцев из аварийного жилья построен 44-х квартирный жилой дом, а в сёлах Оленёк и Харыялах построены 16-и квартирные дома.

    При этом, как отметили в Министерстве строительства, граждане могут воспользоваться правом получения жилья в городе Якутске.

    Например, по этапу реализации программы переселения 2022 года по заявкам жителей аварийных домов Булунского, Верхоянского, Жиганского, Оленёкского, Усть-Янского районов им будут приобретены квартиры в городе Якутске. Для жителей арктических районов Якутии, желающих переселиться в столицу региона, планируется приобрести жилые помещения общей площадью 3 149,13 квадратных метров.

    Всего в рамках республиканской адресной программы в 2022-2023 годах планируется ввод 23-х многоквартирных домов в Абыйском, Анабарском, Аллаиховском, Верхнеколымском, Верхоянском, Жиганском, Оленекском, Нижнеколымском, Момском и Эвено-Бытантайском районах.

    Подробнее на сайте газеты «Хангалас»: https://xn--80aaaaaqpp6as1cq2a.xn--p1ai/article/33747

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.