Первое государство народа саха!

Фото из интернета. Карта РСФСР в 2022 году.

Навстречу 100-летию Республики Саха вашему вниманию дайджест интернет материалов.

Меня всегда поражало, как молодые основатели республики смогли добиться прав автономии для народа саха и других народов Республики в те трудные годы… И лишь в последние годы мы узнаем роль якутской интеллигенции, якутских либералов в становлении политической мысли и в практической деятельности по созданию государственности. Теперь мы знаем роль заместителя Председателя ЯЦИК Алексея Широких, заместителя Платона Ойунского в тех событиях.

В №2 за 2002 год журнала «Илин» вышла статья:

Егор АЛЕКСЕЕВ

 «Президиум ВЦИК принял решение…»

К 80-летию образования Якутской АССР

Национальный вопрос является поистине мировым вопросом.

Ныне на планете насчитывается более двух тысяч народов, из которых около 200 имеют свою государственность, т.е. организованы в самостоятельные государства, в состав которых в различных связях и формах входят народы, не имеющие своего государственного образования. Есть и народы, до сих пор ведущие бродячий образ жизни.

В настоящее время в Российской Федерации проживают представители более чем 200 народов и народностей, среди которых есть и многомиллионные, и насчитывающие несколько сотен человек (по данным переписи 1989 г.).

1. Национальный вопрос
в старой России

Российская империя была унитарным государством с единым русским центром — Москвой, но такие территории, как Королевство Польши, Великое княжество Финляндское, Бухарский эмират и Хивинское ханство имели ограниченные права автономных образований. Правительство разработало «Положение об инородцах» (1892 г. и прод. в 1906, 1908 и 1909 гг.).1 Первый раздел Положения назван «О сибирских инородцах», четвертая статья этого раздела гласит: «В каком именно разряде должны считать племя и род, или семейства, к ведомству одного и того же управления низшей ступени принадлежащие, как-то улус, стойбище, наслег и тому подобные, сие определяется особым расписанием, при каждой общей переписи».

Известно, что по «Уставу об управлении инородцев Сибири» 1822 г. якутов Якутской области причисляли к кочевым, эвенов, эвенков, юкагиров и чукчей — к бродячим народностям. В Российской структуре народонаселения «инородцы» области относились к «низшей ступени. Общее управление кочевых инородцев составляет голова, под именем тайши, князьца, улусного головы, тойона, два или более выборных и, если можно завести письмоводство, письмоводитель. Сия степень управления именуется управой» (ст. 11). «Кочующие инородцы участвуют в общих по губернии повинностях. Содержание степного управления составляет внутреннюю повинность кочующих» (ст. 29).

Как видим, все расставлено по местам. Российские чиновники управляют всей областью, «инородцы» несут общую губернскую повинность, самоуправляются в пределах границ племени и родов.

Инородные управы проводили политику царской администрации. Предметами их ведения были: «а) по полиции: 1. Обнародование и исполнение всех предписаний высшего начальства. 2. Меры предупреждения против повальных болезней, скотских падежей, пожаров лесов и так называемых палов или пожаров, происходящих от сожжения лугов и полей. 3. Сведения о происшествиях; б) по хозяйству: 1.Раскладка ясака и повинностей, сбор и взнос их в казначейство, сбор недоимок. 2. Размножение хлебопашества в местах для сего способных. 3. Составление ведомостей по данным формам; в) по суду: 1. Исполнение определений высших мест по делам гражданским. 2. Исполнение определений таковое же по делам уголовным. 3. Суд в маловажных винах и взысканиях по особому положению».1

Инородцы не имели права служить чиновниками или в полицейском управлении города и округа. Постоянное местожительство инородцев определялось в пределах улуса, наслега и рода.

Таково было вкратце содержание национальной политики царизма по отношению к «инородцам» Сибири.

К моменту совершения Февральской революции якуты имели самобытное национальное хозяйство, налаженные между улусами экономические связи, по крови, языку и духовной культуре осознавали себя народом.

Русские крестьяне в своих правах приравнивались к государственным крестьянам. Наиболее в численном отношении значительные татаро-башкирское и еврейское объединения отстаивали свои интересы после Февральской революции через общины.

2. Демократия и национальный вопрос

О победе демократической революции 27 февраля 1917 г. руководители Якутской области и городские власти узнали 2—3 марта. Телеграммы об отречении царя от престола, об образовании Временного правительства, о свободе слова, митингов и собраний, о выходе из подполья оппозиционных политических партий, о необходимости создания местных демократических органов власти продолжали поступать и в последующие дни. С первых же дней революции политссыльные Якутии выступили как единая руководящая политическая сила. Разделения по партийному принципу не произошло. Среди ссыльных Якутска были широко известные в политических кругах и партийных организациях России члены Социал-демократической партии, депутат IV Государственной Думы Г.И.Петровский, члены ЦК РСДРП Г.К.Орджоникидзе, Ем.Ярославский, представители умеренного крыла партии меньшевики Г.О.Охнянский, Н.Е.Олейников, социалисты-революционеры П.А.Куликовский, М.В.Сабунаев, В.Н.Соловьев, В.С.Панкратьев. Заметное влияние на население области имела и партия народной свободы (кадеты). Среди коренных жителей большим авторитетом пользовались якутские интеллигенты В.В.Никифоров, Г.В.Ксенофонтов — известные юристы, М.Ф.Слепцов — агроном, С.А.Новгородов — лингвист и другие.

5—6 марта после низложения мирным путем городских и областных властей был создан новый демократический орган управления — Якутский Комитет Общественной Безопасности (ЯКОБ), который возглавили политссыльные. Члены его избирались в порядке представительства — от партий, профессиональных союзов, различных обществ, кооперативов, землячеств. Председателем ЯКОБ был избран политссыльный Г.О.Охнянский, управляющим области Временное правительство назначило депутата IV Государственной Думы Г.И.Петровского. С первых же дней деятельности ЯКОБ его членами стали якутские интеллигенты В.В.Никифоров, Г.В.Ксенофонтов, М.Ф.Слепцов, А.С.Новгородов, Е.М.Егасов, А.Д.Широких, Н.М.Стручков. Еврейское землячество делегировало в комитет И.М.Блоха, З.Х.Эренбурга. Татаро-башкирское землячество также приветствовало революцию, и считало ее «началом раскрепощения от национального угнетения, установления равноправных и братских отношений между всеми народами России».2 Оно делегировало в ЯКОБ Г.О.Баширова и Г.А.Тахватулина. Украинцы, поляки и литовцы, проживающие в Якутске, организовали свои общины.3 Позже они тоже делегировали своих представителей в ЯКОБ.

Якуты, составлявшие в то время более 85% всего населения области, в государственных структурах власти области и города имели в мае 1917 г. около 30 своих представителей, тогда как ЯКОБ состоял из более чем 150 членов. Это объясняется тем, что представителей улусов в этом демократическом органе было мало. Якутские интеллигенты образовали общество «Саха аймах». Открылась школа грамоты на якутском языке по транскрипции С.А.Новгородова. Национальная театральная секция ставила пьесы первого якутского драматурга А.И.Софронова и т.д.

Большой интерес вызвали выборы в Учредительное собрание, состоявшееся в сентябре — ноябре 1917 г. Они прошли по партийной системе. От партии Трудового союза федералистов выдвинули кандидатуру Г.В.Ксенофонтова, от социалистов-революционеров (эсеров) — бывшего политссыльного В.С.Панкратова, от социал-демократов — М.Т.Попова, от кадетов — Д.А.Кочнева, хорошо известных политических деятелей того времени. По результатам голосования на выборах победили Г.В.Ксенофонтов и В.С.Панкратов.

Здесь уместно несколько слов сказать о национальной программе этих партий, тем более, что основной костяк Временного правительства составляли кадеты в союзе с эсерами и меньшевиками.

М.Т.Попов в первые годы революции состоял в пропагандистской группе ЦК меньшевиков, часто выступал против лидеров большевиков и даже против самого Ленина. Национальная программа кадетов признавала равноправие языков, избирательных прав, политических свобод, создание губернских земских управлений. Государство по их программе должно было быть унитарным, с единым великорусским центром. Социал-демократы умеренного крыла — меньшевики — признавали классовый принцип в проведении национальной политики (рабочие и трудящиеся разных национальностей выступают в союзе с русскими рабочими против капитала), но не поддерживали идею о самоопределении наций вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Якутские федералисты признавали лишь Российскую президентскую республику, состоящую из отдельных обособленных территорий. Сибирь, по их мнению, должна была быть организована на началах полной автономии «во главе с Сибирской областной Думой с законными правами», а Якутская область — входить в состав автономной Сибири на правах самостоятельного земского управления «с полным культурным самоопределением».4

Демократическая революция происходила в сложнейших условиях Первой мировой войны, революционных катаклизмов и жесточайшей борьбы между политическими партиями. Поэтому не успела решить ни один серьезный вопрос до конца, в том числе и национальный.

Государство, установленное большевиками в России, существовало более 70 лет. За эти годы сложились различные формы отношений между русским народом — как великой государствообразующей нацией — и большими, средними и малыми по численности нациями.

За эти годы народы России прошли путь от гарантированного первым государством рабочих и крестьян действительно свободного развития — через утверждение кровавого сталинского режима, приведшего к унитарному государству, — до распада по национальному признаку одного из великих государств мира Союза Советских Социалистических Республик.

3. Первый советский документ
по национальному вопросу

На девятый день захвата власти большевиками, 2 ноября 1917 года, Советское правительство приняло поистине выдающийся документ, не имеющий аналогов в истории — «Декларацию прав народов России». Документ состоит из четырех пунктов, которые приводим полностью:

«1. Равенство и суверенитет народов России.

2. Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

3. Отмена всех и всяких национально-религиозных привилегий и ограничений.

4. Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России».

Под документом стоят подписи: «Именем Республики Российской Народный комиссар по делам национальностей Иосиф Джугашвили—Сталин. Председатель Совета Народных Комиссаров Вл.Ульянов (Ленин)».5

Программа партии большевиков по национальному вопросу, выработанная ее лидером В.И.Лениным, со дня захвата государственной власти стала проводиться в жизнь.

18 декабря 1917 г. Совет Народных Комиссаров (за подписью Ленина) признал независимость Финляндии. 29 августа Советское правительство аннулировало договоры и акты о разделе Польши, заключенные между бывшей Российской империей и другими мировыми державами. После Гражданской войны в России три Прибалтийские республики — Латвия, Литва, Эстония избрали западный путь развития и стали независимыми.

Во многих национальных регионах шла еще Гражданскай война, провозглашались независимые республики (Грузия, Армения, Азербайджан). Советская власть в некоторых регионах и национальных территориях создавалась по двум принципам: административно-территориальному и национально-государственному. Терская республика была образована в феврале 1918 г., в то же время — провозглашена и Кубано-Черноморская, в начале июля 1918 г. они объединились в Северо-Кавказскую республику. В составе РСФСР образовались Донская и Таврическая (Крымская) республики. Туркестанская республика, как составная часть Российской Федерации, была провозглашена в конце апреля 1918 г. по национально-государственному принципу.

Эти республики стали ареной ожесточенной Гражданской войны, власти в них менялись по нескольку раз. Новые государственные образования полностью распоряжались имеющимися средствами, вводили свои налоги, денежные знаки, создавали самостоятельные сети связи и транспорта. Почти все имели свою армию, пытались брать на себя и функции по установлению внешних связей. В ходе и к концу Гражданской войны в регионах национальные армии вливались в Красную Армию, создавалась единая сеть связи и транспорта, интересы вновь образовавшихся республик в международных делах стало защищать Советское правительство.

В 1918—1920 годах в составе РСФСР возникли Татарская, Башкирская, Крымская, Киргизская автономные республики; Вотская, Калмыцкая, Марийская, Чувашская автономные области; трудовые коммуны немцев Поволжья и Карелии.

4. Подготовка к образованию Якутской АССР

В Москве с 8 по 16 марта 1921 г. проходил Х съезд РКП (б).

Секретарь Якутского губкома партии Ис.Н.Барахов был избран его делегатом, а П.А.Ойунский принял участие в его работе как делегат с совещательным голосом. М.К.Аммосов был приглашен в качестве гостя партийного форума. На съезде состоялся большой разговор о политике молодой республики по отношению к нерусским народам и народностям, о выравнивании фактического неравенства между русским и ранее угнетенными народами, предоставлении возможности самоопределения в формах, соответствующих уровню развития данного народа, о борьбе с великодержавным шовинизмом и т.д.

Якутская делегация, возвращаясь из Москвы, остановилась в Новониколаевске — столице Сибири, где располагалось тогдашнее руководство всего обширного края: Сиббюро ЦК РКП(б) и Сибревком.

Председатель Якутского ревкома П.А.Ойунский, ссылаясь на постановление Х съезда партии, 13 апреля 1921 г. выступил с большим докладом о необходимости предоставления Якутской губернии прав автономной республики и призвал сделать «своим авторитетом внушение якутской организации РКП с предложением пересмотреть и изменить свою тактику по якутскому национальному вопросу».6 Совещание прошло очень напряженно. Позже Ойунский писал о том, как председатель Сибревкома И.Н.Смирнов выступил с обвинением: «Слепцов-Ойунский, видимо, находится в плену образованных якутских интеллигентов и богачей». Далее читаем: «Я был невероятно оскорблен… и в заключительном слове дал смертельный бой». В итоге два члена Сибревкома проголосовали за предоставление республике прав автономии, и два — против.7

Обсуждение на заседании Сибревкома вопроса о якутской автономии стало известно Народному комиссариату по делам национальностей и находящемуся тогда в Москве представителю якутского народа М.К.Аммосову. Коллегия Наркомнаца командировала студента Коммунистического университета им.Свердлова С.М.Аржакова в Сибревком «для обследования работы Сибирского отдела НКН и выяснения причин задержки вопросов о якутской и бурятской автономиях».8 16 мая коллегия НКН, выслушав доклады члена Сибревкома Плича и Аржакова, выразила «принципиальное согласие» на создание Якутского автономного образования.9

Обсуждение вопроса о предоставлении Якутии статуса автономии проходило в сложных условиях. Многие улусные и окружные съезды ревкомов выступали против образования Якутской автономии, против выделения в автономную единицу выступали и различные собрания, съезды областных организаций. На пленуме Якутского губбюро РКП(б) от 21 июня 1921 г. проведенного с участием секретарей парторганизаций, с минимальным перевесом в четыре голоса (на собрании присутствовало 55 членов РКП(б)) победили сторонники автономии.

Большой спор в центре вызвал вопрос о форме предоставляемой автономии. Сибревком и Сиббюро несколько раз принимали решение о наделении Якутской губернии правами автономной области. ВЦИК 6 января 1922 г. на основе постановлений сибирских властей и решения Народного комиссариата по делам национальностей принял постановление об образовании автономной области.

Находящийся в Москве для решения вопроса об автономии М.К.Аммосов выразил свое принципиальное несогласие и был принят 17 января наркомом Сталиным. Последний дал Максиму Кировичу записку для своего заместителя Карклина, в которой поддержал предложение Аммосова. В тот же день вышло постановление коллегии НКН об образовании Якутской автономной республики.10 Но и этого оказалось недостаточно. Решение вопроса было перенесено на заседание Политбюро ЦК РКП(б). Из шести присутствовавших тогда при опросе трое высказались за создание автономной республики, трое — против.11 Политбюро окончательное решение вопроса передало на рассмотрение Президиума ВЦИК, который 16 февраля принял постановление об образовании Якутской Автономной Советской Социалистической Республики как части РСФСР. М.К.Аммосов из Москвы в адрес губревкома и губбюро партии торжествующим тоном телеграфировал: «16 февраля [в] 9 часов вечера Президиум ВЦИК принял решение об образовании Советской Социалистической Республики. Постановление декларативное», и попросил представить состав представительства по выработке положения и установления границ республики».12

5. Провозглашение Республики

ВЦИК постановил в двухнедельный срок завершить разработку вопросов о границах и основных принципах и положениях образования автономной республики, в состав комиссии ВЦИК включить представителей Наркомнаца, Народного комиссариата внутренних дел, Народного комиссариата земледелия, Сибревкома. Комиссия ВЦИК состояла из председателя комиссии Павловича Михаила Павловича — члена коллегии Наркомнаца, ученого востоковеда, ректора Института востоковедения, А.Плича — члена Сибревкома, М.К.Аммосова — члена ВЦИК, членов комиссии внутренних дел и земледелия К.Озол, Г.Михайлова, представителей Якутского ревкома Г.Г.Колесова, К.О.Гаврилова, сотрудника представительства Якутии Н.А.Столыпина, секретаря комиссии С.А.Новгородова.

Комиссия выработала важнейшие государственные документы о границах республики. После получения результатов экспертизы от компетентных органов и некоторых наркоматов, комиссия несколько раз возвращалась к обсуждению вопроса. Большие споры вызвали юго-западные и восточные границы республики. Были такие предложения: территория от устья реки Витим до Киренска (Ленско-Витимский золотопромышленный район), имеющая три четверти русского населения, должна быть отнесена к Иркутской губернии, а Хатангско-Анабарский район Енисейской губернии, как район, тяготеющий к Якутии, должен быть к ней присоединен. Но дальнейшее обсуждение вопроса привело к тому, что весь район так и остался в Енисейской губернии. Управление Охотским уездом, видимо, также было предметом больших дискуссий. Комиссия временно, до особого рассмотрения вопроса ВЦИК, оставила уезд за Якутской республикой.13

Комиссия тщательно обсуждала проект Положения о Якутской республике, получала от различных наркоматов мнения об их отношении к проекту. Проект в окончательном варианте получил название «Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета об образовании Автономной Якутской Советской Социалистической Республики». Декрет подписали председатель ВЦИК М.И.Калинин и секретарь А.С.Енукидзе, в нем были выработаны основные принципы отношений между Федерацией и Якутской автономией. Этот декрет был предшественником договоров и соглашений, подписанных в 1990-х годах между президентом РФ Б.Н.Ельциным и М.Е.Николаевым.

Прежде чем рассмотреть этот главный вопрос, необходимо хотя бы вкратце остановиться на военно-политическом положении Якутской губернии.

Политика, приспособленная к региональным и национальным особенностям, до провозглашения автономии в Якутии не вроводилась, ставка делалась на непримиримый классовый антагонизм общества. Молодые коммунисты, прошедшие через тюрьмы и ссылки во время Гражданской войны 1918—1920 годов, ослепленные ультрареволюционной фразой, верили поставляемым чекистами и их агентами липовым данным и сведениям о контрреволюционных заговорах и замыслах. Чекисты стали «расскрывать» один за другим несуществующие «заговоры», подвергать зверским пыткам людей.

Повсеместно была введена продразверстка. Копирование работы Центра в период военного коммунизма шло по всем направлениям, хотя в Якутии до осени 1921 г. не было Гражданской войны, а в России, наоборот, именно с 1921 г. началась мирная жизнь.

В административно-территориальном отношении область была отброшена к периоду присоединения Якутии к России. 20 апреля 1920 г. решением Сибревкома Якутская область стала административным районом Иркутской губернии. Москва ввела строгую централизацию, не предоставляя на местах даже минимума самоуправления.

Серьезная ошибка молодых руководителей 1920 — первой половины 1921 годов заключалась в том, что они отвернулись от образованной и зажиточной части якутского народа («в каждом из них видели «буржуа»), они ориентировались в своей политике только на бедноту и хамначчитов, которые видели в тойонах и баях своих предводителей, а интеллигентов считали руководителями всего народа. После приезда из Москвы в середине июня 1921 г. нового секретаря Якутского губбюро Г.И.Лебедева здесь установилась диктатура одного человека и руководимого им президиума губбюро из председателя Ревтрибунала А.Козлова и председателя губчека А.В.Агеева. Проводимая Лебедевым политика вела к физическому уничтожению эксплуататорских классов и беспартийной интеллигенции. Председатель ЧК сам показывал, как надо пытать подозреваемых и получать от них признательные показания. Председатель Ревтрибунала, начальник штаба вооруженных сил области А.Г.Козлов 2 января 1922 г. дал приказ расстреливать «каждого пятого в селении без всякой пощады» при посещении населенного пункта повстанцами. «Исполнители этих директив и приказов на местах сотворили ужасные вещи», — писал М.К.Аммосов.

Секретарь же губбюро партии не просто санкционировал эти указания, но и сам предпринимал весьма опасные меры, объявлял коммунистов-якутов «националистами»; не согласных с его линией русских коммунистов командировал в северные улусы с расчетом на уничтожение их белогвардейскими офицерами; Якутскую область пытался объявить «буферным государством» на севере; 7 марта 1922 г., когда в центре принципиально был решен вопрос о создании автономной республики, он пытался препятствовать этому, мотивируя тем, что в губернии отсутствуют соответствующие кадры, а есть только агитаторы, и что белобандитизмом охвачена почти вся территория губернии, телеграфировал в центр: «Положение создается острое. Подавление белобандитизма возможно при почти поголовном истреблении местного населения».14

По всей территории губернии пылало пламя Гражданской войны. С 6 февраля 1922 г. Якутск был объявлен на осадном положении, отдельные очаги советской власти сохранились только в Амгинской слободе, в г.Вилюйске, на некоторых ямских станциях по Иркутско-Якутскому тракту.

В этой сложнейшей военно-политической обстановке были получены важнейшие документы Советского правительства об образовании ЯАССР и Обращение ВЦИК. Революционный комитет ЯАССР принимает «Манифест», написанный П.А.Ойунским и беспартийным интеллигентом С.Н.Донским I. Образование автономии праздновали 1 мая, в тот же день был опубликован Манифест, объявлена амнистия участникам белого движения.

6. Первое государство якутского народа

По Конституции 1992 г. носителем суверенитета в Якутии является многонациональный народ республики. И это справедливо, так как якутский народ, давший название республике, по воле истории ныне составляет менее половины всего населения. В 1922 г. якутами были более 85% жителей республики, и первое государство потому считалось государством рабочих и крестьян якутского народа, то есть оно считалось классовым государством только одной части одного народа.

Государство имело верховный исполнительный и законодательный орган — ЯЦИК, государственный исполнительный орган — Совет Народных Комиссаров, состоящий из глав народных комиссариатов (министерств), комитетов и управлений, контролирующий орган и лице Рабоче-Крестьянской Инспекции. Республика имела свои атрибуты государственной власти: флаг, герб. До 1927 г. дополнительно к революционным праздникам в Якутии отмечался свой национальный праздник. Государственным языком был признан якутский язык. (В настоящее время государственными языками справедливо считаются два языка: русский и якутский).

Народные комиссариаты финансов, продовольствия, торговли и промышленности, управления почт и телеграфа, путей сообщения, рабоче-крестьянской инспекции и политический отдел при ЯЦИК оставались в непосредственном подчинении соответствующих народных комиссариатов РСФСР. Все плановые задания проводились через СНК ЯАССР. Народные комиссары и начальники управлений назначались ЦИК ЯАССР и утверждались СНК РСФСР. Выражаясь современной конституционной терминологией, эти органы государственной власти находились в совместном ведении государственных органов России и Якутии.

Правительство Якутской АССР автономно руководило народными комиссариатами внутренних дел и земледелия, юстиции, просвещения, здравоохранения и социального обеспечения, также отделами внутренней торговли и промышленности.

Иностранные дела и внешняя торговля оставались исключительно в ведении центральных органов РСФСР. Затем, в связи с образованием СССР в конце 1922 г., перешли в ведение СССР. Военными делами ведал Якутский военный комиссариат, непосредственно подчиненный окружному военному комиссариату.

Большие полномочия, данные Декретом ВЦИК РСФСР республике, сохранялись до 1927 года, а затем стали постепенно сужаться. В связи с повсеместным проведением «великих» репрессий они совершенно, можно сказать, исчезли. Так называемый советский многонациональный союз республик превратился в самодержавное государство с диктаторским режимом генеральных секретарей КПСС.

7. Развитие народного хозяйства и культуры

Образование первого государства на территории древней Якутии привело к колоссальному успеху прежде всего в военно-политической области. 1 октября 1922 г. Якутским правительством был объявлен днем ликвидации повстанческого движения, хотя со стороны Охотска вглубь республики продвигалась дружина генерала Пепеляева. Генерал мечтал превратить Якутию в базу борьбы против большевиков. Авантюра генерала провалилась на полях амгинской земли в марте 1923 г.

Активные участники этих восстаний — якутские беспартийные интеллигенты — признавались позже, что большевики победили не силой оружия, а своей умной и умелой политикой. Известный якутский интеллигент М.П.Слепцов-Отоороп как-то сказал П.А.Ойунскому: «Вы своей умелой и умной политикой разложили повстанцев, притянули на свою сторону… Мы побеждены не вашей армией и оружием, а силой вашей политики».15

Новая военно-политическая линия установила правильные отношения между различными слоями населения, учитывала национальные особенности, в повседневной политике руководство опиралось на все население, не преследовало эксплуататарских элементов, наоборот, использовало их деловые и хозяйственные навыки, широко привлекало к советскому строительству беспартийную национальную интеллигенцию.

С середины 1927 г. началось национальное движение за расширение прав автономной советской республики до таковых союзной. Участниками его стали молодые беспартийные интеллигенты, сформировавшиеся как личности до 1917 г. Центральный комитет партии, сам Сталин решили их физически ликвидировать. Сотни людей были расстреляны, многие безвинные интеллигенты — сосланы в ссылку в Архангельскую губернию, где, за редким исключением, и погибли. Почти все советско-партийное руководство республики было разогнано. М.К.Аммосова, Ис. Н.Барахова, С.В.Васильева отозвали в ЦК и в 1937—1938 годах репрессировали. Показатели основных отраслей национального хозяйства коренных народов Якутии (скотоводства, коневодства, оленеводства) накануне Отечественной войны снизились почти наполовину. Якутское население по переписи 1939 г. сократилось (в сравнении с 1926 г.) на 2,5 тысячи чел. Процесс вымирания якутов, эвенков, эвенов, юкагиров устойчиво продолжался до «полной и окончательной победы социализма» в СССР. Так, по переписи 1959 г. (в сравнении опять же с переписью 1926 г.) «недоставало» еще 17 тысяч человек. Численность якутского населения не достигала в 1959 г. даже уровня переписи 1917 г.

Только от сталинских репрессий погибло 1800 человек. Уничтожена была самая интеллектуальная, развитая, творческая часть населения (в основном, мужского пола), находящаяся в расцвете сил.

Одна из отличительных особенностей России от европейских стран — сильная зависимость от идеологии, политики, указаний, распоряжений одного человека — вождя. Так было при царизме, то же самое происходило и при коммунистическом режиме. Указания генеральных секретарей КПСС ставились в свое время даже выше, чем некогда указы престольных самодержцев.

После Гражданской войны в Якутии побережье Охотского моря было изъято.

На сайте 1sn.ru статья об искоренении геноцида по отношению к якутскому народу:

Печальная страница в истории становления советской власти в Якутии

100 лет назад. В новой советской Якутии, только обретающей черты будущей автономной республики, как известно из истории, после почти бескровной революции 1917-го года, началась жестокая братоубийственная гражданская война, которая расколола народ республики, как и везде в России, на два непримиримых лагеря: красных и белых.

В то время власть в Якутии находилась фактически в руках трех партийных работников: А.Агеева – председателя Губчека, А.Козлова – председателя Ревтрибунала и начальника штаба вооруженных сил, Г.Лебедева – секретаря Якутского Губбюро РКП(б). Эта тройка вошла в историю Якутии под разными формулировками: «триумвират», «левацкая группировка», «ультракоммунистическая политика», «красный террор против местного населения».

Б.З.Шумяцкий, член Реввоенсовета 5-ой армии, писал народному комиссару иностранных дел Г.В.Чичерину, что якутские работники, увлекшись «ультракоммунизмом, политикой комбедов, расслоения населения», не считаясь со своеобразной обстановкой в регионе, противопоставили против советской власти большинство населения. Об этом, в частности, пишет Олег Сидоров в своей книге «Платон Ойунский».

События тех времен подробно описаны в книге советского и российского историка, общественного деятеля, доктора исторических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РСФСР и ЯАССР Г.П.Башарина «Общественно-политическое положение в Якутии в 1921-1923 гг.».

«Триумвират» телеграфировал в Центросибирь, что без поголовного уничтожения якутского населения Советская власть в области невозможна.

Из книги Георгия Башарина: «В начале января 1922 года командующий вооруженными силами Якутии П.Ф.Савлук заболел. В течение недели заменял его член Президиума губбюро РКП(б), председатель Ревтрибунала, начальник штаба вооруженных сил губернии А.Г.Козлов. В 9 часов утра 2 января, по «прямому проводу» он дал боевым частям жесткий приказ:

«Приказываю отбросить всякие сентиментальности, как с бандитами, так и мирными гражданами и также нашими частями. Бандитов, захваченных где бы то ни было, расстреливать без пощады; граждан населяющих наш тыл, содействующих бандитам в чем бы это содействие не выражалось: указанием ли бандитам нашего расположения или численности, предоставлением им подвод для передвижения или фуража и продуктов, или просто в том, что то или иное селение, при посещении его бандитами, предоставляло им квартиру и об этом не сообщило нашему командованию, или просто оставались пассивными, расстреливать каждого пятого в селении, без всякой пощады».

А секретарь Губбюро Г.Лебедев в первой декаде марта 1922 года телеграфировал в Сиббюро ЦК: «Движение белобандитское приняло определенно национальную народную окраску, охватив широчайшие массы якутов. Это понятно: во-первых, темная неграмотная масса разобраться в соввласти не может, всякую власть расценивает с точки зрения материальных благ, возможностей хотя бы недоступных бедняку. Второе, соввласть ничего не принесла с собой, пока, кроме политических свобод, таежному жителю мало понятных. Положение создается острое. Подавление белобандитизма возможно только при почти поголовном истреблении местного населения».

ЦК РКП(б) и его Сиббюро категорически запрещали все формы репрессий и жесткого обращения по отношению к местному населению. Но это не остановило Лебедева от такого решения, желания получить разрешения на геноцид народа саха. И это была самая печальная страница в становлении советской власти в Якутии.

К 8-9 марта 1922 года основная масса членов РКП(б), члены Губревкома, советские работники и вооруженные силы во главе с командующим П.Ф.Савлуком распознали суть политики «триумвирата», опасность его действий против местного населения. Были и иные странные действия при борьбе с белогвардейцами, также прошлое некоторых членов этой тройки было тоже весьма сомнительным.

10 марта 1922 года по инициативе Губревкома и Губвоенкомата было проведено военно-политическое совещание, там присутствовали: председатель Губревкома П.А.Ойунский, командующий Первым Северным отрядом П.Ф.Савлук, С.Ю.Широких-Полянский, З.Х.Эренбург, Г.И.Лебедев, А.Г.Козлов, А.В.Агеев – всего семь человек.

Состоялся серьезный разговор, обсуждали вопрос «О постановке общей работы по ликвидации бандитизма». Подвергли критике действия Губбюро РКП(б), Губчека и Ревтрибунала. В центре внимания данного совещания был Г.Лебедев – секретарь Губбюро, у которого каждое слово расходилось с его делами и действиями.

На совещании было взято во внимание то, что во время своего властвования «триумвират» не говорил ничего положительного об Октябрьской революции и советской власти, старался показать, что в Якутии после 1917 года не было советской власти, что весь народ ничего не понимает и живет в слепом неведении о новой жизни.

Эта тройка руководителей фактически не организовала сопротивления наступлению белогвардейцев с востока на Советскую Якутию, дала приказ красноармейцам без боя сдать белым Амгу, отказывалась от помощи из центра в борьбе с бандитизмом, оказала отчаянное сопротивление в организации отряда Нестора Каландаришвили, оклеветала отряд, дала приказ арестовать семь бойцов Якутского гарнизона – всех пулеметчиков, когда столице края угрожало вторжение белобандитов, совершила провокационный арест девяти мирных жителей Якутска и еще другие, не поддающиеся объяснению действия.

Г.Лебедев крайне негативно относился к национальной интеллигенции. Свою работу в должности секретаря Якутского Губбюро РКП(б) начал с обвинения П.А.Ойунского и других интеллигентов Якутии в «буржуазном национализме», его нападок не избежали ни Максим Аммосов, ни Исидор Барахов. И эти действия Лебедева не остались без следа и последствий потом, по истечению времени…

У двоих из «триумвирата» было сомнительное прошлое в отношении советской власти.

Г.Лебедев до 1920 года был редактором ультраправой газеты «Вольная Сибирь», выступал против Октябрьской революции, против советской власти.

Своеобразным было и прошлое А.Козлова. В царской армии служил в качестве канцелярского чиновника разных штабов. Потом стал правым эсером, состоял в каких-то боевых эсеровских организациях Омска. После разгрома армии Колчака оказался в Олекминске, стал председателем уездного ревкома, тогда же вступил в РКП(б), летом 1921 года прибыл в Якутск, вошел в состав Губбюро, так стал председателем Ревтрибунала, начальником штаба вооруженных сил губернии.

Смена идеологии и принадлежности к той или иной партии в те года было явлением привычным, поэтому прошлое ни Лебедева, ни Козлова особо не удивляло руководство партии большевиков.

А.Агеев был революционером, казалось бы, старой закалки, член РСДРП с марта 1905 года, много раз был подвергнут арестам, совершал побеги, активно участвовал в революционном движении, командовал отрядом красногвардейцев. Весной 1921 года прибыл в Якутск. Но был человеком с весьма сложным характером и жестокого нрава. Про Агеева говорили, что он – издерганный нервный человек, к тому же высокомерный и строптивый. За ним наблюдались и «левацкие замашки», которые сочетались с неким авантюризмом. Все это нашло отражение в его работе: суровое, порой бесчеловечное, отношение к подчиненным, сотрудникам, бюрократически-административное отношение ко всему, жесткое «комиссарство», не знающее границ.

В ночь с 10 на 11 марта Лебедев и Агеев были арестованы. Операцию эту выполнили воинская часть и каландаришвилевцы. В ту ночь по какой-то причине Козлов не был взят под арест, он так и остался на свободе.

11 марта в Сиббюро и ЦК РКП(б) из Якутска была отправлена телеграмма о решении военно-политического совещания и об аресте Г.Лебедева и А.Агеева.

Также 11 марта состоялось расширенное заседание Пленума Якутского Губбюро РКП(б). Расширенное заседание Пленума единогласно подтвердило решение военно-политического совещания от 10 марта.

Вскоре ЦК РКП(б) и Сиббюро также одобрили решения военно-политического совещания от 10 марта и расширенного заседания Пленума Якутского Губбюро РКП(б), утвердили снятие Лебедева, Агеева и Козлова с должностей, обновление составов Якутского Губбюро РКП(б), его Президиума и Пленума. На должность секретаря Якутского Губбюро РКП(б) был утвержден и назначен Исидор Барахов.

Жизнь молодой советской Якутии начала входить в новое русло под новым руководством. До получения автономии оставалось чуть больше месяца…

Что же случилось с «триумвиратом»? Никто из них не понес наказания, только были сняты с должностей. Г.Лебедев уехал в Москву первым пароходом 25 июня 1922 года, А.Агеев 4 июля покинул Якутию. Козлов остался в Якутске на военной работе, как опытный, кадровый с царских времен, военный. Как утверждают историки, никто из «триумвирата» больше не занимал в республике руководящих постов…

Варвара КОРЯКИНА,

г.Нерюнгри.

В №1 1998 года журнала «Илин» приведены документы эпохи (выдержка):

ГРАЖДАНЕ ЯКУТСКОЙ ОБЛАСТИ!

Областной Учредительный Съезд Представителей населения и местностей, освобожденных от большевиков, собравшись в с.Чурапча Якутского уезда 2-го марта с/г, имел суждение об организации Временной единой областной военно-гражданской власти для ведения борьбы с большевиками в области, учитывая положение настоящего политического момента, а также выражая надежду на скорейшее сокрушение Российской Республики Советов мощным духовно-физическим натиском Государственно-мыслящих — группировок патриотов Отечества и на водворение на территории Российского Государства правопорядка и законности на основе НародоВласти, выработал нижеследующую политическую программу:

§ 1

Верховная власть в Области должна принадлежать всему народу.

§ 2

Народная власть в Якутской области должна бороться с большевиками за восстановление Родины в контакте с другими антибольшевистскими областными Правительствами.

§ 3

До изгнания большевиков из Якутской области Якутское Областное Народное Управление должно в самом непродолжительном времени созвать Народное Собрание на основе всеобщего избирательного права без участия коммунистов (большевиков) и их приспешников для выработки Конституции Областного Самоуправления.

§ 4

Население Якутской области, в целях скорейшего и вернейшего изгнания большевиков из Якутской области, должно сплотиться вокруг своей Областной Власти, стоящей на принципе Безпартийности.

§ 5

Большевиков (коммунистов) рассматривать как Государственных преступников, насильственно захвативших Верховную Власть Российского Государства.

§ 6

Не допускать насильственного захвата Власти одной какой-либо политической партией, восстановить неприкосновенность личности, имущества и жилища и обеспечить все гражданские свободы.

ГРАЖДАНЕ!

Много говорить о терроре чекистов и инструкторов и ревкомистов значит только терять время: все их дела Вам всем хорошо известны, повторять не будем. Одно только скажем: население Якутской области от мала до велика, от слабого до сильного воедино восстало против угнетателей-большевиков и узурпаторов Народной Власти. Единый боевой клич и лозунг:

«ДОЛОЙ БОЛЬШЕВИКОВ!»

ГРАЖДАНЕ!

Чтобы сломить врага, необходимо единение всех слоев населения, всех политических группировок вокруг своей Областной Власти. Чтобы добить врага, необходим сплоченный и организованный тыл. Наши доблестные вожди и бойцы быстро сломят и уничтожат трусливого врага лишь в том случае, если население будет продолжать начатое дело с таким же рвением и готовностью, как это делается теперь. Ведь Вы видите, что кругом говорят. Что же говорят? Говорят, берите все, что нужно Вам для борьбы, с большевиков. В случае победы красных все мы будем уничтожены кровожадными чекистами, — или жизнь, т.е. полная победа над этими разбойниками, или смерть. Середины быть не может.

ГРАЖДАНЕ!

Решается вопрос жизни или смерти Якутского Народа. Выбор единый: желаем жить, освободиться от кошмарной диктатуры чекистов, разбойников-коммунистов. Несите, граждане, в казну Народной Армии все, что можете, продолжайте посылать своих сынов на славный бой — на освобождение Родины от этих отбросов человечества — чекистов. Объединитесь вокруг своей временной Областной Власти, избранной нами в составе 5 лиц, под названием «Временное Якутское Областное Народное Управление».

Исполняйте ее требования и приказы с полным сознанием чрезвычайной важности момента — быстро, точно и аккуратно. Помните — спасение в единении.

Да здравствует Народная Власть!

Подписали: Председатель Якутского Областного Съезда Г.Ефимов.
Товарищи председателя: Ив.Афанасьев и Петр Слепцов.
Секретари: Михайлов, Аф.Говоров и М.Слепцов.

1922 г. Марта 9 дня с.Чурапча.

С подлинным верно: Секретарь А.Говоров.

Настоящую копию Президиум Якутского Областного Съезда препровождает П.-Павловскому Сельскому Управлению, для широкого распространения среди населения П.-Павловского Сельского Общества.

1922 г. Марта 12 дня.

Председатель Съезда: Ефимов.
Секретарь: Колодезников.

ВОЗЗВАНИЕ БРАТЬЯМ ЯКУТАМ, ВОССТАВШИМ ПРОТИВ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Братья якуты, Якутский Революционный Комитет, устанавливая основы государственного строительства трудящихся Якутского края, решил, во что бы то ни стало, ликвидировать белобандитизм до наступления полевых работ, установить порядок в районах, охваченных белобандитизмом в целях восстановления народного хозяйства. Приступая к решительной ликвидации белобандитизма, Якутский Революционный Комитет, стремясь предотвратить напрасные страдания, горе, разрушение и потоки крови, в последний раз обращается к Вам с призывом немедленно прекратить вооруженное выступление против Советской власти и возвратиться к мирному хозяйственному строительству. В целях действительной гарантии Вашей личной и имущественной неприкосновенности Якутский Революционный Комитет приказал:

1. Приступить к решительной чистке всех советских учреждений от уголовных и преступных элементов, дискредитировавших Советскую власть в глазах населения своими преступными действиями и незакономерной работой, тем самым подготовивших почву для развития бандитизма.

2. В целях смягчения жестоких последствий ликвидации белобандитизма, признать за всеми участниками белобандитского восстания, переходящими с оружием в руках на сторону Советской власти, все политические и гражданские права с полной гарантией их личной и имущественной неприкосновенности.

3. В осуществление данного приказа предлагается военному командованию Якутской губернии, в изменение приказа Комвоорсилами от 4 января 1922 года за №2 издать особый приказ по войсковым частям, действующим на фронте и в прифронтовой полосе, о полной неприкосновенности, до суда, всех белобандитов, захваченных в плен во время военных операций, а также переходящих с оружием в руках на сторону Советской власти и возвращающихся к мирному хозяйственному строительству.

4. Военнопленных и лиц, признанных опасными, для поддержания порядка, препроводить в порядке государственной охраны в г.Якутск для заключения в концентрационный лагерь, до полной ликвидации белобандитизма.

5. Якутскому Губернскому Отделу Управления предлагается на основании приказа издать циркулярное распоряжение всем уездным и волостным Исполкомам и Сельским Советам.

Пред.Ревкома Слепцов-Ойунский.
Члены: С.Донской, А.Гоголь.
Секретарь губбюро РКП, член Ревкома Исидор Барахов (Иванов).

Выписка из газеты «Ленский Коммунар»
за №65 (428) от 29/3-1922 г

Максим Аммосов

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
Якутской национальной интеллигенции

Два момента.

Печальные события, надвинувшиеся на Якутию, близятся к развязке. В момент разгара повстанческого движения в нашей Советской и коммунистической среде — возникли мысли о необходимости основательной переоценки и пересмотра нашей политической и тактической линии. Эта переоценка и этот пересмотр привели нас, как вам хорошо известно, к коренному изменению нашей политической и тактической линии, к проведению новой национальной политики в Якутии.

Многие из вас, несомненно, имели основание отнестись с некоторым недоверием к изменению нашей линии. Момент проведения новой политической линии совпал с моментом провозглашения Якутии — Автономной республикой.

Якутия в условиях автономного устройства живет уже третий месяц. Я думаю, что вы имели за это время возможность проверить и убедиться на деле в искренности и твердости нашей политики.

Теперь мы переживаем другой знаменательный момент. Мы накануне полной ликвидации повстанческого движения. Оно не столько разгромлено, сколько разложено. Все мы являемся свидетелями последней агонии повстанческого движения. Его предсмертные, безумные деяния в Чурапче известны всем.

Я полагаю, что для национальной интеллигенции (безусловно для той ее части, которая до сих пор находилась под обаянием повстанческого движения и делом и мыслью была с ним) наступил момент серьезной, основательной переоценки своего отношения к текущему моменту Республики. Как быть — продолжать ли (делом и помыслом) быть до конца с повстанческим противосоветским движением, вырождающимся на глазах всего населения, или же отвернуться от него, как осужденного жизнью и опытом, вредного и пагубного для Якутии метода борьбы с мнимым противником, с Автономной Якутией, и взять новую политическую линию.

Вот, по-моему, вопрос, который ставится перед якутской национальной интеллигенцией самой жизнью.

Как всякий исторический и жизненный вопрос — он категоричен, серьезен и требует безотлагательного ответа.

Будучи глубоко убежден, во-первых, в том, что такой именно момент настал, во-вторых, что участие якутской национальной интеллигенции необходимо для создания и строительства автономной Якутии, в-третьих, что политический вес якутской нацинтеллигенции весьма значителен для дальнейших судеб повстанческого движения — побуждаемый, как коммунист и гражданин автономной Якутии, одной непреклонной мыслью обеспечить последней возможность скорейшего культурного и экономического возрождения ее от бед и разорений гражданской войны, я решился выступить с настоящим открытым письмом.

Момент настолько критический и в то же время знаменательный — с одной стороны, бедствия и последствия повстанческого движения, а с другой — зарождение и создание автономной Якутии, — что он заставляет каждого сознательного и активного гражданина поднять свой голос и высказать громко и внятно все то, что является для каждого священным и дорогим.

О прошлом.

Вернемся к существу вопроса. Осуждение антисоветского повстанческого движения для вас связано с примирением с фактом существования советской власти, с ее признанием, с активной работой под ее знаменем.

Несомненно, для беспартийной массы это обстоятельство является как бы камнем преткновения. Прежде всего напрашивается вопрос — как согласиться и как забыть ту обиду, те жертвы, которые якутская интеллигенция понесла в борьбе с Соввластью?

Вопрос этот в данный момент праздный, и вот почему.

Обида, которая наносилась якутской интеллигенции и жертвы, которые понесла она, связаны с определенной исторической обстановкой, в которой обе стороны — компартия и интеллигенция не нашли себе правильных путей, не хотели понять друг друга и столкнулись. Ведь нельзя отрицать, что если компартия в Якутии проводила до некоторой степени близорукую политику, то и нацинтеллигенция повторяла ту же ошибку, но с другого конца. Борьба компартии и нацинтеллигенции возникла не только в августе 20 года и в феврале 21 года. Эта борьба началась еще с 17—18 годов. Тогда она выражалась сначала в столкновении социалистических взглядов с мелкобуржуазными, а впоследствии в борьбе Обл.Совета с Компартией. Вот откуда нужно проследить борьбу между коммунистической партией и нацинтеллигенцией.

Историческая роль.

Разве нельзя назвать близорукой ту политическую линию, которой держалась (к сожалению, и до сих пор держатся очень и очень многие) нац.интеллигенция в ее непонимании исторической роли Соввласти в судьбах отсталых наций. Ведь вы не понимали, и некоторые до сих пор не хотят понять, что величайшим историческим актом является соввласть для всех мелких народностей, населяющих бывшую Российскую империю и при царизме обреченных на вымирание и истребление.

Кто явился освободителем мелких наций от грозящей гибели? Соввласть!

Кто дал, вдохнул жизнь, вывел на прямую дорогу культурного и экономического возрождения отсталые нации? Соввласть! Кто вырывает из когтей империалистической (японской, американской и проч.) кабалы мелкие народы? Соввласть!

Никто этого факта не вычеркнет из истории. Никто этой величайшей заслуги Соввласти в судьбах угнетенных и отсталых народностей не забудет!

Кто укажет нам, где в мире есть другая мощная Федерация свободных автономных национальных областей и республик, как в РСФСР?

Никто, — ибо этого факта нет.

Одна во всем мире есть Федерация народов — это РСФСР.

Праздным является поставленный вопрос и потому, что мы при переоценке нашей политики, сурово и бесповоротно осудили старую политику, старую работу.

Не нужно мести!

Мне известно, что часть нацинтеллигенции ставит вопрос еще следующим образом: «Мы желаем удовлетворения наших оскорбленных чувств. Другими словами — мы требуем мести!»

Эта точка зрения совершенно не приемлема, она является выражением не идейных побуждений, а означает собой признак некоторого тупика мысли и идей. Что значит месть? Приемлема ли она для Советской и коммунистической идеологии? Конечно, нет. Соввласть никогда и нигде ею не руководствовалась.

Путь мести самый опасный и скользкий путь. Мне думается, этот путь не приемлем и для идеологии нацинтеллигенции. Месть вызывает месть. Она удовлетворяет низменным человеческим потребностям. Месть — путь отчаявшихся, обреченных в своей неизбежной гибели, групп и лиц.

В политической и общественной борьбе существо вопроса лежит в торжестве или крахе тех или иных политических идей и принципов. Мы, коммунисты, открыто и честно осознали свои ошибки, честно и искренне отказались от старой политики. Мы ошибались, но это было честно, т.е. без злого умысла. История это подтвердит. Пулями повстанцев сражен был крупнейший коммунист и ветеран революции т.Каландаришвили. Однако мы не требуем мести за его смерть.

Итак, откинем месть из арсенала политической борьбы.

Сущность повстанческого движения.

Я уже упомянул выше, что некоторые из вас находятся под обаянием народного восстания. В самом деле, действительно ли мы имеем народное национальное восстание, торжество которого дает освобождение Якутии от ига порабощения? Всем известно — в истории весьма часто случается так, что субъективные стремления не только отдельных личностей и групп, но и целого класса и народа не совпадают с объективным ходом истории. Всмотритесь в Якутское повстанческое движение. Якуты-бойцы, которые участвуют в отрядах, думают и уверены, что они воюют за освобождение родного края. Рядовая интеллигентская масса, возможно, так же думает о характере повстанческого движения. Но ведь так думать, это значит не знать, что делаешь сам.

Как началось движение? Офицерским белогвардейским заговором Толстоухова, Коробейникова. Как развилось восстание? Ряд ошибок и промахов с нашей стороны толкнули население в объятия контрреволюции. Когда движение приняло национально — оформленный характер? Только в марте с.г. Само собой разумеется, что идеологическое выражение движения (областное народное собрание) и идеологи-вожди появились в нужный для кого-то третьего момент.

Как дальше может идти движение? Оно без реальной помощи (людьми и оружием) со стороны Японии или Америки не может иметь успеха. Это ясно. Обращаясь в эти капиталистические государства, восставшие, несомненно, подпадают под их руководство и направление. Неужели интеллигенции представляется, что хищная Япония или Америка пойдут к якутам на помощь из-за горячего сочувствия к освободительному движению последних, ради защиты малой якутской нации? Ведь всем восстанием, совместно со всеми идеологами и вождями, играют и будут играть как пешками эти экономически неизмеримо сильные капиталистические страны, где при таких условиях самостоятельность, народность в повстанческом движении? Ведь все это одна видимость, угодная микадо или американскому хищнику! Неужели интеллигенция не видит, что торжество замыслов Бочкарева и Коробейникова ведут к гибели якутнации? Ведь эти проходимцы и продажные агенты воюют не за освобождение и возрождение Якутии. Они стремятся Якутию превратить в плацдарм для борьбы с Советской Россией. Меркуловскому правительству, территория которого ограничена площадью г.Владивостока, нужна площадь земли, территория, на которой оно могло бы распространить свою власть.

Итак, история в данном случае не считается и не будет считаться с субъективным желанием якутов и нацинтеллигенции.

Повстанческое движение, в конечном результате, объективно должно превратиться в ловко разыгранную комедию в угоду захватническим и противонациональным замыслам Меркуловской контрреволюции. Конечно, не за это должен проливать свою кровь якутский народ, не за это нацинтеллигенция должна отдавать свои силы и знания. Стихийный порыв сочувствия к повстанческому движению должен у нацинтеллигенции смениться трезвым, рассчитанным отношением к нему. Нужно освободиться от обаяния повстанческого движения. Оно уже вырождается. Последние события (Чурапча, расстрелы и проч.) уже доказали, что вожаки движения не выдержали до конца, вскрыли свою разбойничью сущность.

Ликвидация восстания.

Одной части нацинтеллигенции не нравится метод ликвидации повстанческого движения. Они желали бескровной ликвидации. Такое представление превосходно и благородно, как желание и мечта, но увы, невозможно и неосуществимо в жизни. Мы имеем дело с войной, с гражданской войной. Нельзя с ней шутить. Она имеет свою логику. О совершенно бескровной ликвидации и речи не может быть, поскольку идет война. Нужно стремиться и требовать того, чтобы ликвидация протекала возможно бескровно. В этом направлении линия, проводимая с санкции верховной власти Автономной Республики красным военным командованием, несомненно, правильная и наиболее желательная и эта линия проводится твердо и последовательно. Она будет проводиться и впредь. Таким образом, недовольство со стороны нацинтеллигенции по вопросу о ликвидации восстания основано на недоразумении.

Мы создаем Автономную Якутию.

Против чего, против кого же ополчается сочувствующая и приемлющая восстание часть интеллигенции? Против кого она ведет массы? Против Автономной Якутии! «Против Советской Якутии мы идем!»,— говорите вы. Какую же Якутию хотели бы вы создать на место ликвидированной Советской Якутии? Якутии совершенно оторванной, самостоятельной и независимой вы не создадите, ибо это фикция и пустые мечты. Якутия с ее социальным и экономическим укладом нуждается в помощи и поддержке со стороны. Япония и Америка (и им подобные капиталистические державы) могут помочь и охотно идут на помощь, но для того, чтобы Якутию превратить в свою колонию и, конечно, Якутия колонизацию передовых капиталистических стран с их миллионным избыточным населением, как Япония, не выдержит. Волна миллионной колонизации окончательно захлестнет якутов и Якутию и последняя превратится в колонию империализма. Советская рабоче-крестьянская Россия не стремится к колонизации и завоеванию Якутии. Она стремится создать благоприятную обстановку для возрождения Якутии, Бурятии, Башкирии, Киргизии и проч. Советская Россия не делает различия в своей освободительной национальной помощи между якутами и украинцами, как Япония и любая капиталистическая держава не делает различия в своей колониальной и империалистической политике между Кореей или Якутией. В настоящих критических условиях возможно и желательно для якутов создание Автономной Советской Якутии, ибо только эта форма автономии даст действительные условия возрождения Якутии.

Политика Автономной Якутии.

Какова же должна быть внутренняя политика автономной Якутии? Она определяется, во-первых, местными объективными хозяйственными, бытовыми условиями, во-вторых, переменой экономической политики Соввласти. Внутренняя политика автономной Якутии должна выражаться в действительном положении национальной политики Соввласти, в осуществлении условий свободного хозяйственного развития всем видам государственного и частного хозяйствования и проведения планомерной работы культурного возрождения Якутии. Мне думается, что эта политика безусловно верная и приемлемая для нацинтеллигенции. Первые декреты и распоряжения власти автономной Якутии говорят нам, что именно таково направление внутренней политики последней.

Два пути. Третьего не дано.

Вы видите, что путь наш ясен, и ведет он к одной цели — возрождению Якутии. Мы должны определенно установить, что иного, третьего пути не дано якутской национальности. Или этот путь ведет Якутию к возрождению через осуществление автономной советской Якутии, через братскую помощь великой федерации РСФСР, или другой путь ведет к колонизации, закабалению и уничтожению Якутии и якутов. Третьего пути нет. Его не дано.

Автономная Якутия и нацинтеллигенция.

Нацинтеллигенция обязана и должна учесть все исторические и объективные условия. Она должна, после учета действующих сил исторического развития, выбрать тот путь, по которому должно неизбежно идти развитие Якутии во благо якутской национальности. Этот путь — путь автономной советской Якутии. Нацинтеллигенция должна проникнуться сознанием своей ответственности перед народом в эту знаменательную эпоху. Я призываю нацинтеллигенцию громко и всенародно заявить о своем переходе на сторону соввласти. Она должна призвать повстанцев и население отвернуться от Меркуловских офицеров-золотопогонников, перейти на сторону красных войск. Нацинтеллигенция должна рассеять то неопределенное настроение, которое царит в Советских, коммунистических и красноармейских кругах в связи с нерешительностью и недоговоренностью представителей нацинтеллигенции.

Пора определиться. Довольно колебаний. Довольно бесцельной критики.

Пора приняться за работу. Пора бросить громкий клич по всей Якутии: «Братья и товарищи, все под знамена Автономной Советской Якутии, против прикрытой или неприкрытой интервенции иностранных хищников и их продажных агентов!».

Суд истории.

Подрастающее поколение с нами. Оно видит наши дела. Оно оценит их по достоинству позже. Перед судом истории и народа я призываю нацинтеллигенцию выявить себя и примкнуть к автономной Советской Якутии. Позор тем, кто останется в стороне от строительства Автономной Якутии. Заслужат презрение и проклятие истории те, кто подымет руку против Автономной Якутии.

Заключение.

Одни условия, способствовавшие восстанию, вскрыты и осуждены.

Проводится новая политическая линия. Не нужно мести. Другие условия, являющиеся действительными движущими силами восстания, также вскрыты. Мы видим перед собой попытки вторжения в Якутию иностранных хищников. Мы видим также, что путь ликвидации восстания принят наиболее безболезненный. Политика военкомандования идет по линии национальных интересов Якутии. Историческая роль соввласти в судьбах мелких народов велика. Компартия и Совроссия, проводя нацполитику, стремятся на деле создать автономную Якутию. Третьего пути не дано. Внутренняя политика автономной Якутии будет способствовать возрождению экономики и культуры Якутской национальности.

Долг и нацинтеллигенции активно и горячо взяться за строительство автономной Якутии. Нет и не может быть оправдания никому из нацинтеллигенции в желании оставаться в стороне от строительства автономной Якутии, тем более, тем, кто идет против нее.

Настал момент решительной переоценки политической линии нацинтеллигенции. Довольно колебаний! Довольно досадных непониманий и недоговоренности! Довольно безрассудных заблуждений!

К делу! К творческой работе!

Слово и дело за Вами, товарищи из нацинтеллигенции!

Мы и вместе с нами весь народ ждем от вас решительных шагов. Последуйте примеру передовых товарищей, уже активно работающих в органах автономной Якутии.

С товарищеским приветом, М.Аммосов.

Июль 1922г.
г.Якутск.

ФНА, ф. 3, оп. 20, д. 67, лл. 50—58

Уже скоро мы станем свидетелями и участниками исторического события — 100-летия первой государственности народа саха, которая возникла на его исторической родине в Ленском крае.

Прошло более 100 лет со дня октябрьского переворота, мы не можем гадать как сложилась бы судьба якутского и других народов Республики при демократической России. Но достижением автономии основатели первой республики сделали возможным взлет духовности народов республики, что продолжили соратники Первого Президента РС (Я) Михаила Николаева в 90-е годы.

Мои посты об истории и культуре Республики Саха:

Моргенштерн изменил свое имя на Николая Барамыгина в г. Олекминск!

Экскурсия по Музею Славы г. Вилюйска 07.12.2021 г.

Музей народной педагогики в с. Оросу Верхневилюйского улуса: как воспитать новое поколение в 21 веке

Видео экскурсии по Вилюйскому краеведческому музею им. П.Х.Староватова

«Хранители времени»: По следам государевых ямщиков

Юбилейный концерт театра коренных малочисленных народов Республики Саха «Гулун» — 30 лет !

Традиции, фольклор, игры, обычаи ямщиков Кытыл — Дюры

Музей «Ямщицкое подворье» в с. Синск Хангаласского улуса

Встреча с ансамблем «Реченька» в Синске! Июнь 2021 года!

О происхождении и пассионарности якутского народа…

20 лет под звон бубенцов

ПЕСНИ ПРЕДКОВ В МОЕЙ СУДЬБЕ

Саха Театрыгар Адам Васильевич Скрябин төрөөбүтэ 125 сылын бэлиэтээһин

Саха норуотун оҕону иитэр үөрүйэхтэрэ

Төрөөбүт тыл уонна сурук-бичик күнүнэн! С днем якутского языка и письменности!

«Нуучча»: о ссыльных в книге «Сибирь как колония»

Состоялось открытие Года исторической памяти в Хангаласском улусе!

Шествие народных мастеров Республики Саха (Якутия)! Полное видео

Моменты Дня Арктики в Якутске 19.03.2022 г.

Мои посты об истории и культуре Республики Саха:

Моргенштерн изменил свое имя на Николая Барамыгина в г. Олекминск!

Экскурсия по Музею Славы г. Вилюйска 07.12.2021 г.

Музей народной педагогики в с. Оросу Верхневилюйского улуса: как воспитать новое поколение в 21 веке

Видео экскурсии по Вилюйскому краеведческому музею им. П.Х.Староватова

«Хранители времени»: По следам государевых ямщиков

Юбилейный концерт театра коренных малочисленных народов Республики Саха «Гулун» — 30 лет !

Традиции, фольклор, игры, обычаи ямщиков Кытыл — Дюры

Музей «Ямщицкое подворье» в с. Синск Хангаласского улуса

Встреча с ансамблем «Реченька» в Синске! Июнь 2021 года!

О происхождении и пассионарности якутского народа…

20 лет под звон бубенцов

ПЕСНИ ПРЕДКОВ В МОЕЙ СУДЬБЕ

Саха Театрыгар Адам Васильевич Скрябин төрөөбүтэ 125 сылын бэлиэтээһин

Саха норуотун оҕону иитэр үөрүйэхтэрэ

Төрөөбүт тыл уонна сурук-бичик күнүнэн! С днем якутского языка и письменности!

«Нуучча»: о ссыльных в книге «Сибирь как колония»

Состоялось открытие Года исторической памяти в Хангаласском улусе!

Шествие народных мастеров Республики Саха (Якутия)! Полное видео

Моменты Дня Арктики в Якутске 19.03.2022 г.

Определена концепция Ысыаха Туймаады — 2022 и прошел международный научно-прикладной семинар по Ысыаху.

Мой сайт: https://nikbara.ru/

Сайт об усадебном хозяйстве в Якутии https://usadbaykt.ru/

Мой канал в «Яндекс Дзен» — NikBara

Мой блог в “Блогах Якутии” https://blogi.nlrs.ru/author/88287

Содержание моих дневников в архиве Якт.ру https://dnevniki.ykt.ru/NikBara/1081021#more

Просьба подписаться на мой канал «Николай Барамыгин» на Ютуб!

https://www.youtube.com/c/НиколайБарамыгин

И на мои аккаунты в социальных сетях!

«Одноклассниках» https://ok.ru/profile/500676253992

«В контакте» https://vk.com/nbaramygin

Мой канал в «Телеграм» https://t.me/nikbaraykt

 «Твиттер» https://twitter.com/NBaramygin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.