12 июля 2022 года в Якутске состоялось онлайн заседание Высшего Инженерного Совета Республики Саха (Якутия) по вопросу развития нового вида транспорта в Якутии — автожира. Вашему вниманию материалы об автожирах и полное видео заседания.
На сайте ichip.ru об этих летательных аппаратах:
Между самолетом и вертолетом: как устроен и сколько стоит автожир
Эра летающих автомобилей пока не наступила, но своеобразным аналогом им может выступать автожир — своеобразный гибрид самолета и вертолета.
Автожиром (а также гиропланом или гирокоптером) называется транспортное средство, которое приводится в движение двумя винтами — для взлета необходим тянущий или толкающий винт как у самолета, который разгоняет до необходимой скорости, а уже после взлета в дело вступает несущий винт как у вертолета. С единственным отличием, что несущий винт в движение приводится не мотором, а потоком набегающего воздуха.
Подобная схема не лишена своих недостатков, поскольку автожиру необходимо хоть и минимальное, но место для разгона, а кроме того гирокоптер не в состоянии зависать в полете на месте. Впрочем, эти недостатки оборачиваются преимуществом, поскольку в случае отказа техники автожир безопасно сможет приземлиться в режиме авторотации.
В эксплуатации гирокоптеры дешевле самолетов и вертолетов, хотя и уступают им по своим скоростным возможностям и грузоподъемности, но имеют ряд преимуществ — меньший расход топлива, хороший обзор, меньший уровень вибраций и шума в полете и возможность летать даже при сильном ветре.
Автожиры выпускают в разных странах мира, причем используют в конструкции не только специфические авиационные компоненты (лопасти, ротор, авионика), но и агрегаты как от автомобилей, так и даже от снегоходов. Во многом это и объясняет низкую стоимость гирокоптеров.
Обучиться пилотированию: сколько это стоит?
Как и любое транспортное средство, автожир требует специальной подготовки пилота, прежде чем он сможет самостоятельно отправляться в полет. Как и в автошколе, где отменили самостоятельную подготовку, своими силами отучиться на пилота сверхлегкого воздушного судна (именно так российское законодательство классифицирует гирокоптер) невозможно — необходимо проходить теоретическое и практическое обучение в школах, имеющих лицензию Министерства образования и Министерства транспорта, а учебные программы должны соответствовать требованиям Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) и Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
Учиться на пилота автожира можно, как и на автомобиль, с 18 лет. Предварительно необходимо пройти медицинскую комиссию, но не такую, как на автомобильные права, а специальную — речь идет о врачебно-летной экспертной комиссии пилота сверхлегких воздушных судов. Если медики дадут добро на полеты, можно начинать обучение.
Курс включает в себя теоретическую и практическую части, последняя из которых называется учебно-летной подготовкой и подразумевает работу на тренажерах, полеты с инструктором и самостоятельный пилотаж гирокоптеров. Длится весь процесс подготовки пилота сверхлегкого воздушного судна более двух месяцев, а может даже и больше, если погода помешает проведению практических занятий. Прежде чем получить удостоверение, придется налетать не менее 35 часов.
Покупка и регистрация автожира: какие нюансы?
В отличие от колесных транспортных средств, каждое из которых требует регистрации и постановки на учет, автожиры массой до 115 кг не требуют государственной регистрации и регистрации прав собственности на воздушное судно, но все более серьезные гирокоптеры уже необходимо пройти все бюрократические процедуры в Росавиации.
И если вам кажется, что получение автомобильных прав — процесс долгий и дорогой, то вы просто не пытались стать пилотом гирокоптера. Обучение на пилота сверхлегкого воздушного судна обойдется вам примерно в полмиллиона рублей, не считая затрат на прохождение медкомиссии и прочих сопутствующих расходов.
Если говорить о стоимости автожира, то она существенно выше, чем самого простого автомобиля.
Пятилетний (то есть б/у) гирокоптер самого начального уровня обойдется минимум в те же полмиллиона, что и обучение, но и запчасти будут весьма недешевыми, равно как и обслуживание.
Причем работать с автожирами должны специалисты, и их явно меньше, чем автомехаников. Все это необходимо держать в уме всем, кто хочет освоить мастерство пилотажа.
Но если вы все-таки решились и прошли обучение, у вас есть условия для хранения и обслуживания гирокоптера, то перед вами открываются широкие возможности по выбору как производителя, так и автожира, удовольствие от полетов на котором можно будет разделить с друзьями и знакомыми, если вы выбрали многоместную модель. А дальше — мир открыт для вас как для развлекательных, так и для деловых полетов.
На сайте ТЕКСТ_новости Перми впечатления владельца автожира:
ТЕКСТ выяснил, что самому молодому владельцу автожира в Перми 31 год. Дмитрий Глухов – предприниматель, физик по образованию. Он купил автожир в мае этого года. Где научиться летать? Сколько это будет стоить? Может ли дорогое хобби приносить выгоду? Дмитрий рассказал ТЕКСТУ о своем опыте владельца и начинающего пилота автожира, а его тренер Илья Годжек – о технических моментах и нюансах обучения.
Нашел представителя компании «АвтоГиро Руссланд», приехал на пробный полет. И как-то загорелся этой идеей. Ну, блин, интересно! Надо же расширять круг своих интересов. Так получается, что живем в каком-то замкнутом мире – дом-работа-семья. Надо чему-то новому учиться. Пофиг, что это денег стоит. Что деньги? Сегодня я зарабатываю, есть возможность. Завтра не буду зарабатывать – ну, заброшу. Ну и все – решил для начала просто поучиться, понравится или нет. В итоге немного поучился, а потом купил свой автожир. Здесь так: если ты на аппарате инструктора летаешь, то обучение немного дороже выходит.
Сколько стоит урок?
Если на его аппарате, то 9 тыс. рублей в час. Если на своем – то 6 тыс.
А сколько стоит сам аппарат?
Если новый – порядка 90 тыс. евро. Я купил «бэушный». За 3,5 миллиона обошелся. Подвернулся неплохой вариант в очень хорошем состоянии. Мы съездили за ним в Рязань и оттуда прилетели своим ходом. Когда летели оттуда, 5 посадок совершали для заправки: просто садились на дорогу и на заправку закатывали его.
Во сколько обходится его содержание?
Сегодня стоянка – 5 тыс. рублей в месяц. Плюс текущие расходы, но они не больше, чем на автомобиль: сезонная замена масла, плюс где-то что-то помазать, подкрутить. Если ты ничего не сломаешь, то это недорого. А вот если сломаешь, то запчасти очень дорогие. К примеру, малюсенький болтик стоит 35 евро. Фонарь (так называют прозрачную крышку) – 250 тыс. рублей.
А какой расход топлива у автожира?
На взлете-посадке, когда максимальный режим, 28 литров в час. Это примерно то же самое, что 28 литров на 100 км. Но, к примеру, когда мы летели из Рязани, реально выходило 19 л на 100 км, как у машины. С автомобилем очень много схожего.
Ну, ты можешь на землю посмотреть. И видишь, что относительно земли ты перемещаешься. Но с какой скоростью, тебе не понятно. И так же непонятно, снижаешься ты или поднимаешься вверх. Визуально, если есть какой-то ориентир, то можешь оценить, а если перепад высоты метров 10, ты его просто напросто не почувствуешь, он не ощутим.
На этих летательных аппаратах нет такого важного авиационного прибора, который называется «авиагоризонт» – он показывает положение воздушного судна относительно земли. Потому что все автожиры предназначены для полетов в прямой видимости: на них нельзя летать ночью, в туман.
Есть мнение, что автожир – довольно безопасная штука в сравнении даже с тем же самолетом. Он не может упасть в штопор, например. Это действительно так? Илья Годжек, пилот-инструктор:
Это действительно так. Автожир считается самым безопасным воздушным судном. Он действительно не свалится в штопор. Он может парашютировать, снижаться со скоростью 4-5 м/с. У нас есть упражнения посадки с выключенным двигателем.
Три года назад у нас здесь не было этих моделей. И много скептиков было среди самолетчиков. «Что за фигня? Бабочка какая-то крутится». И до сих пор много скептических рассуждений. Не все относятся объективно. Но судно достаточно безопасное.
Плюсов у автожира гораздо больше, чем минусов. Достаточно большой минимум по погоде: не стоит летать ниже -25. Он может летать при сильном боковом, встречном ветре. И в воздухе ощущает себя комфортно – он почти не подвержен турбулентности в отличие от самолетов, дельталетов. Как минус – все-таки взлетно-посадочная полоса нужна достойного качества.
Какое покрытие должно быть?
Любое. Можно автодороги использовать, какие-то примыкающие полевые дороги, укатанные, главное – без ухабов и ям.
Сесть можно практически в любом месте, даже на кочковатую поверхность. Дело в том, что потом с этого места не взлететь. Но если аварийная посадка, то безопасно можно приземлиться хоть к бабушке в огород. Это уже делали не один раз, прямо в точку, судно не разрушалось и пилоты были целы. Потом на руках его оттуда выносили, устраняли неисправность и взлетали. Но опять же до этого доводить не надо. Чтобы исключить такие факторы, делается предполетная подготовка.
И теперь это транспортное средство — в Республике Саха!
На сайте Тайгапост о первом автожире в Якутии:
Небо Якутии должны штурмовать новые летательные аппараты
Однажды увидев автожир, он совершенно охладел к вертолетам. Собрав деньги, предприниматель Гаджи Амирханов из Депутатского отправился в Подмосковье, где первым в Якутии получил удостоверение пилота пока непривычного нам летательного аппарата. Теперь копит на сам автожир и считает, что за этими юркими, простыми и надежными машинами будущее малой авиации Севера.
Для неба Гаджи Амирханов человек не новый. В 18 лет парня из Дагестана призвали служить в Монголию, где он оказался в составе наземной службы аэродрома. Бойкий замполит рассказывал солдатам про то, как их — комсомольцев — ждут передовые стройки страны. И в 1984-м, не заезжая домой, прямо из части Гаджи с двумя сослуживцами из Казахстана отправился в Депутатский. Так началась большая заполярная жизнь дагестанского мужчины, в которой он брался за любую работу, а сейчас прокладывает путь в арктическое небо.
Гаджи АМИРХАНОВ:
— В Депутатский я приехал дембелем с комсомольской путевкой в кармане. Шинель снимал уже здесь. В армии нам много рассказывали про то, где нас ждут. И для меня было романтикой попасть на Крайний Север, увидеть, как здесь живут люди. Со мной поехали двое ребят из Казахстана – казах и русский. И вот такой интербригадой нас послали осваивать трактор К-700. Потом началась перестройка, и я ушел в артель добывать олово. Там сел за рычаги вездехода.
Чем дальше заходила перестройка, тем хуже становилось с работой. Я выкупил вездеход и отправился на нем в село Тумат Усть-Янского района. К тому времени уже был женат на местной из Силинняха. В Тумате нас с Людмилой очень тепло приняли. В начале 90-х занялся рыбалкой, власти Тумата выделили мне озеро. Потом начал заниматься вездеходами и попутно приобрел мотодельтаплан. Это был уже 1993 год.
— Почему вы решили его купить?
— Мотодельтаплан я купил в Дагестане в Каспийске. Там они хорошо развивались, опыляли поля. Решил попробовать, как этот аппарат будет вести себя в Арктике. Мы вернулись в Депутатский, и там я совершил свой первый полет. В то время на весь район два мотодельтаплана было. Какие-то хозяйственные функции на них осуществлять было нельзя – постоянно ветра мешали. Так что по погоде летал в свое удовольствие. Иногда с оленеводами и охотниками обследовали местность. Молодой был, азартный. А сейчас понимаю, что без малой авиации Якутии не прожить. Нам нужен прогресс. И было бы хорошо, чтобы местные пересели на автожиры.
Автожиры не боятся практически никаких ветров, могут взлетать и садиться при встречном ветре до 20 м/с, а при боковом — до 15 м/с. Это очень уникальная машина, она прощает почти все: на нем может летать любой охотник, оленевод, бизнесмен. Просто нужно обязательно учиться.
— Гаджи Абдулатипович, вы стали первым в Якутии человеком, кто получил удостоверение пилота автожира. Трудно это было сделать?
— В общем, нет. Первая школа пилотов автожиров в России открылась в 2017 году в подмосковном Воскресенске. Обучение состоит из 40 часов теории и 32 часов летной практики. За курс я заплатил 525 тысяч рублей. Остановился в гостинице при учебной базе. И в целом мои расходы составили 700 тысяч.
— Какие требования к здоровью пилота автожира?
— Как к водителю автомобиля. Никаких сложностей в обучении я не испытывал. Конечно, у меня уже были навыки полетов на дельтаплане. Но со мной обучались и люди по 65 лет. Они также легко освоили программу. Купили себе автожиры и летают сейчас.
— Почему вы все-таки выбрали автожир, а не, к примеру, вертолет типа «Робинсон»? Знаю, что в прошлом году вы купили такой вертолет.
— Действительно, позапрошлой весной я купил вертолет, и его перегнали в Якутию. Но у меня нет прав на управление таким аппаратом. А «партизанить» в небе не хочу. Когда увидел автожир, то понял, что эта техника гораздо интереснее и доступнее. Сейчас свой вертолет продаю.
Понимаете, вертолеты и самолеты малой авиации для тех людей, у кого есть возможность их купить. Если «Робинсон» стоит 50 миллионов рублей, то автожир – от 5 млн. При этом он на 85-90% может выполнять ту же работу, что и вертолет. Сейчас используются автожиры одно-, двух-, трех-, четырехместные. Говорят, собираются сертифицировать шестиместные. Есть даже санитарные модели, куда можно поставить носилки.
Считаю, что для нашего региона самыми оптимальными являются двух-, трехместные машины, потому что их можно ставить в обычный гараж. Если есть необходимость, у автожира можно сложить лопасти, и он превращается в обычные аэросани, на которых можно передвигаться по земле. К примеру, сели в одном месте, а для взлета площадки вам не хватает. Можете спокойно переехать в более удобное место и оттуда подняться в небо.
Автожиру для посадки нужна площадка от нуля до десяти метров, а рекомендуемая взлетная — 100-150 метров. Это если полный штиль. А если встречный ветер до 10 м/с, то вы можете взлетать с площадки 20-30 метров.
— Говорят, что автожир – это самый безопасный воздушный аппарат. С чем это связано?
— Как я уже говорил, он очень прост в управлении и обслуживании. Четырехцилиндровые двигатели мощностью от 115 до 160 лошадиных сил рекомендуется заправлять обычным автомобильным бензином АИ-95 или АИ-98. Если нет, допускается АИ-92. Двигателю это не вредит, но его мощность снижается. Значит, при использовании АИ-92 нужна более длинная взлетная площадка.
У автожира иная философия полета, чем у вертолета. Автожир поднимается за счет набегающего потока воздуха, как будто превращаясь в самолетное крыло. А вертолет сам винтом нагнетает воздушную подушку, от которой отталкивается.
Если отказал двигатель, автожир никогда не разобьется. По определению он опускается с выключенным двигателем за счет авторотации (вращение несущего винта от набегающего воздушного потока без участия двигателя – С.С.). Авторотация для вертолета – это аварийная посадка. А когда нас учили летать на автожире, то наоборот заставляли при посадке выключать двигатели. Можно, конечно, и не выключать, просто убирать обороты. Но принцип тот же. Автожир спускается чуть быстрее парашютиста, а у земли опускаешь носик, потом поднимаешь его, и машина зависает как вертолет, мягко садится. Даже если пилот без сознания, то при посадке максимум шасси сломаешь, а человек не пострадает.
У автожиров гораздо лучшая маневренность, чем у вертолетов. На них можно охотиться на волков, сгонять разбежавшиеся оленьи стада, проводить поисково-спасательные операции, мониторинг местности, доставлять продукты охотникам, рыбакам и т.д. Никакого разрешения на полеты не надо: просто сообщил, куда летишь. Понятно, что нужно соблюдать установленные правила, не хулиганить. К примеру, не залезать в районы аэродромов.
— В России автожиры выпускают?
— Нет, что обидно. Делают где-то в гаражах, пытаются что-то изобрести. Но я бы пока не рекомендовал брать такие аппараты, поскольку они недостаточно сертифицированы и опыта у производителей не хватает. Самые хорошие машины — немецкие и польские.
— Вы себе уже купили автожир?
— Нет, пока коплю деньги. Очень хочется даже не один, а несколько аппаратов. Я хочу в Депутатском работать с рыбаками: доставлять им продукты, вывозить рыбу. Дальность полета автожира до 600 км, скорость до 200 км/ч при расходе топлива 15-20 литров в час. Один пилот может два-три раза в день слетать к рыбакам, забрать килограммов 150 рыбы.
Сейчас как: все лето ее ловят, она стареет, желтеет в ледниках. Потом по зиме ее вывозят и отправляют на продажу. А на автожире можно утром забрать свежую рыбу, перевезти ее в Депутатский, там погрузить на самолет, и вечером она уже будет на столах жителей Якутска.
— В Якутии есть Ассоциация малой авиации. Ее члены интересуются вашими планами по эксплуатации автожиров?
— Интересуются. Но у них самолеты и вертолеты более высокого класса, чем автожиры. Им при определенных условиях, правда, очень сложно выполнимых, можно заниматься коммерческими перевозками пассажиров и грузов. А нам можно возить свои семьи, друзей, работников. Но за это нельзя брать деньги.
— Гаджи Абдулатипович, вам нужна какая-то помощь от властей для внедрения автожиров в Якутию?
— Когда новое дело начинается, помощь нужна от всех, в том числе от вас — журналистов. Мы не обойдемся без автожиров. Уверен, мы в Якутии должны первыми осваивать эту технику. На юге это спорт, прогулки с туристами – покатушки, как они называют. Потому что у них можно доехать машиной, автобусом, поездом, долететь самолетом. А у нас ничего этого нет. Но мы же люди, нам нужно решать свои проблемы. Кому-то добраться на свадьбу, кому-то на похороны, забрать больного из тайги, подвезти продукты знакомым.
На автожире может полететь практически любой. Лучше, если у вас есть какой-то диплом, неважно, учителя, врача, инженера. Это значит, что у вас в жизни есть какие-то цели, что вы к чему-то стремитесь. Это поможет в обучении полетам на автожире. Молодежь у нас далеко неотсталая. Может, даже в чем-то впереди других регионов идет. Но нужно дать ей направление – пусть летают, пусть стремятся. Вертолеты, самолеты они купить не смогут. А средний класс, объединившись, при определенной поддержке государства может с помощью автожира помогать друг другу. В противном случае будем месяцами ждать в порту вертолета, как это сейчас нередко происходит в Арктике. И жизнь будет стоять, не развиваясь. Пора прекратить разговоры о малой авиации, давайте уже ее развивать.
Источник: Сергей СУМЧЕНКО, Якутск Вечерний
Справка:
Автожи́р (от греческого αύτός — сам и γύρος — круг) — винтокрылый летательный аппарат, использующий для создания подъемной силы свободновращающийся в режиме авторотации несущий винт.
Кроме несущего винта, автожир обладает ещё и тянущим или толкающим пропеллером, который сообщает автожиру горизонтальную скорость. Изобрёл испанский инженер Хуан де ла Сиерва в 1919 году, его автожир С-4 совершил свой первый полёт 9 января 1923 года.
Полное видео заседания по автожирам.
Статья вышла в 2018 году, но до сих пор Гаджи Амирханов не решил практические вопросы… Хотя как рассказывает фильм «Вертолет» на Севере есть большая нужда в таком легком транспорте, который мог бы перевозить 1-2 человек или 100-150 кг груза на расстояния до 300 км. И самое главное — автожир не боится шквалов в горах Якутии!
Руководству республики необходимо обратить внимание на этот малозатратный, не требующий больших взлетных полос авиатранспорт!
Мои посты о заседаниях Высшего инженерного совета РС (Я):
О запасах природного газа Вилюйской синеклизы.
Расширенное заседание Высшего Инженерного Совета РС (Я): вопрос о газоснабжении центральной Якутии
Мой сайт: https://nikbara.ru/ — блог о разных интересных событиях
Сайт об усадебном хозяйстве в Якутии https://usadbaykt.ru/
Мой канал в «Яндекс Дзен» — NikBara
Мой блог в “Блогах Якутии” https://blogi.nlrs.ru/author/88287 — архив моих постов в Дневниках Якт.ру и новые посты о культурных событиях.
Просьба подписаться на мой канал «Николай Барамыгин» на Ютуб!
https://www.youtube.com/c/НиколайБарамыгин
И на мои аккаунты в социальных сетях!
«Одноклассниках» https://ok.ru/profile/500676253992
«В контакте» https://vk.com/nbaramygin
Мой канал в «Телеграм» https://t.me/nikbaraykt
«Твиттер» https://twitter.com/NBaramygin