340 лет со для основания и 25 лет со дня присвоения статуса города Покровску!

На церемонии присвоения статуса города Покровску в 1997 году с презентации Покровской СОШ №3

Сегодня день города Покровска! Поздравление от главы города в газете «Хангалас»!

Дорогие покровчане, уважаемые гости нашего города!

От имени администрации города, городского Совета депутатов искренне, от всей души поздравляю вас с Днем рождения нашего славного города Покровска и приглашаю всех 17 сентября на мероприятия, посвященные Дню города, которые пройдут на Набережной.
В этом году Покровск отмечает две юбилейные даты: 25 лет со дня присвоения статуса города и 340 лет со дня образования Покровска. Пусть наш город растет и процветает на благо покровчан и будущих поколений!
Для каждого любовь к Родине начинается с любви к тому месту, где человек родился, где он живет и работает, растит детей. Важно, чтобы каждый из нас осознавал свою причастность к судьбе родного края, созидал на благо покровской земли.
От всего сердца желаю нашему славному городу дальнейшего процветания, а вам, дорогие покровчане, счастья, здоровья, благополучия! Пусть в каждом доме живут радость, мир и взаимопонимание!
С Днем рождения, любимый город!

С уважением, глава ГП «г. Покровск» Петр ГЕРМОГЕНОВ.

https://ханаласгазета.рф/article/71515

Слайды с урока – экскурсии МОУ Покровская средняя общеобразовательная
школа № 3 на тему: «Город Покровск- глазами юных покровчан».

О восстании Дженника в книге Дионео «…На крайнем северо-востоке Сибири», 1895 год, СПб. с сайта yakutskhistory.net:

Въ 1636 г. явился на Лену сотникъ Бекетовъ и заложилъ Якутскій острогъ. Въ высшей степени интересна легенда о завоеваніи края, сложенная якутами. Она существуетъ и у якутовъ, и у русскихъ съ незначительными варіаціями. Въ легендѣ, центральнымъ свѣтиломъ является богатырь Дыгынъ, одинъ изъ якутскихъ ырахтахъ (царьковъ). Вотъ этотъ разсказъ въ такомъ видѣ, какъ сообщилъ его мнѣ старый казакъ.

«Это было послѣ того, какъ Ермакъ Тимоѳеевичъ забралъ Сибирь и утонулъ въ Иртышѣ. Эсаулъ его Иванъ Кольцо*) и говоритъ тогда: «коли онъ померъ, такъ и мнѣ мою голову почто жалѣть; пойду воевать дальше. Доспѣли казаки карбасы да поплыли пусто (исключительно) по рѣкамъ: одна рѣка кончится,— казаки карбасы на плечи и идутъ напроходъ пока пойдетъ другая. Посерединѣ зимовье построятъ. Немало рѣкъ такъ они проплыли, много инородцевъ, побѣдили, но и самимъ мольчъ страсть какъ худо бывало; приходилось и такъ, что своихъ же ѣли. Пришли наконецъ въ якутскую землю. Собралось якутишекъ видимо-невидимо и лопочутъ по-своему: «кяпся, догоръ!» — сказывайте, значитъ, ребята, что хорошаго.

___________

*) Мнѣ приходилось уже замѣтить, что такъ называемую историческую память у русскихъ крайняго сѣверо-востока Сибири совсѣмъ отшибло. Изъ завоевателей они помнятъ лишь Ермака и Кольцо.

— Я съ вами торгъ завести хочу, — говоритъ Иванъ Кольцо, — продайте мнѣ столько земли, сколько захватитъ бычья шкура. Якуты продали. Извѣстно, что и говоритъ: звѣрье-звѣрьемъ были, звѣрьемъ и остались.

Только Иванъ Кольцо обманулъ ихъ: шкуру разрѣзалъ на тонкіе ремни, оцѣпилъ большое поле*), настроилъ башни и говоритъ: теперь стану войновать съ вами. Стали войновать. У якутовъ былъ тогда улаханъ (большой) богатырь Дыгынъ. Сказываютъ, въ крыльцахъ (плечахъ) въ емъ печатная**) сажень была. Засѣли казаки въ башни и палятъ оттуда изъ ружей, а якуты въ нихъ стрѣлки пущаютъ. Дался диву Дыгынъ. Кончилась у казаковъ ѣда, и вышли изъ башни доспѣвать ее. Хорынъ (худо) стало имъ тутъ. Дыгынъ былъ большой богатырь, храбрый, многихъ казаковъ перебилъ, а его самого убить никакъ нельзя. Въ тѣ поры пустился Иванъ Кольцо на хитрости. Въ башнѣ подвѣсили большую и тяжелую плашку, а подъ нею нацѣпили корольковъ разныхъ и ленточекъ. Послалъ потомъ Иванъ Кольцо къ якутамъ и наказываетъ: «давайте мириться, приходите къ намъ въ гости». Якутишки съ дуру и пошли. Пришелъ и Дыгынъ. Зашли это, значитъ, въ башню, засмотрѣлись на корольки да на ленточки, а Иванъ Кольцо велѣлъ казакамъ подрубить веревки, на которыхъ держалась плашка. Упала она и придавила всѣхъ. Тутъ они всѣ и подохли. Иванъ Кольцо вырвалъ у Дыгына глазъ, заспиртовалъ да отправилъ къ самому царю. Вотъ такъ глазъ былъ! тридцать фунтовъ вѣсилъ. Посмотрѣлъ царь на подарокъ, подивился и говоритъ: «почто живьемъ мнѣ богатыря не доставили?» Съ тѣхъ поръ и стала область нашей, — закончилъ казакъ свой разсказъ, — а якутишки разбѣжались по тайгѣ, да по бадаранамъ (болотамъ), по гольцамъ, да по салгытерамъ (поемнымъ лугамъ), такъ что насилу потомъ ихъ начальство и нашло».

___________

*) Эпизодъ съ бычачьей шкурой буквально взятъ съ якутскаго. Интересно слышать легенду о постройкѣ Карѳагена на крайнемъ сѣверо-востокѣ.

**) То же, что косая сажень. – прим. OCR.

Однако «якутишки» разбѣжались не непостредственно послѣ смерти Дыгына*). Въ 1638 г. назначенъ былъ въ Якутскъ первый воевода, стольникъ Петръ Петровичъ Головинъ: въ товарищи данъ ему былъ стольникъ же Матвѣй Богдановичъ Глѣбовъ, да въ дѣльцы дьякъ Ефимъ Филатовъ. Всѣ они пріѣхали въ Якутскъ 6-го іюня 1640 г., въ сопровожденіи нѣсколькихъ стрѣльцовъ, казаковъ, людей служилыхъ и торговыхъ гостей-устюжанъ.

___________

*) Царекъ этотъ — историческое лицо.

«Началось управленіе, а съ нимъ отягченія и огромные налоги, не для правительства однакожъ, а для собственныхъ корыстныхъ видовъ укрывателей», — говоритъ У.С. Москвинъ, якутскій купецъ, оставившій послѣ смерти своей рукопись-лѣтопись: «Воеводы и начальники города Якутска и ихъ дѣянія», доведенную до 1821 г.

«Покоренныхъ тѣснили, тиранили и пытали, подъ предлогомъ неуплаты будто бы ясака; но сколько таковаго требовалось, — не сказывали». Доведенные до отчаянія страшными пытками, казнями и грабежемъ, якуты возстали. Но имъ не подъ силу было тягаться съ вооруженнымъ огненнымъ боемъ «ніуча»*). Возстаніе было усмирено. Послѣдовалъ рядъ лютыхъ казней. По приказанію Головина, рѣзали у якутовъ носы и уши, выкалывали глаза, вѣшали за ребра, закапывали живыхъ въ землю по горло и по глаза. Въ крѣпости въ Якутскѣ имѣлся особый застѣнокъ, гдѣ съ утра до поздней ночи заплечные мастера были завалены спѣшной работой.

___________

*) Ніуча, такъ якуты называютъ русскихъ. Интересно слѣдующее. Я уже говорилъ, что якутовъ вытѣснили съ береговъ Байкала буряты, которыхъ, въ XII в., въ свою очередь, вытѣснила изъ Сѣвернаго Китая могучая монгольская орда Нiуча (см. Всеобщ. исторію Вебера, т. VII, стр. 303). Замѣчательно, что якуты окрестили этимъ именемъ своихъ завоевателей въ позднѣйшее время.

Но къ счастью для края, при первой же дѣлежкѣ стольники не поладили между собою, и Глѣбовъ, который считалъ себя обиженнымъ, послалъ въ Москву громовый доносъ. Онъ былъ настолько убѣдителенъ, что въ 1645 г. пріѣхалъ въ Якутскъ дьякъ Сушелевъ для производства слѣдствія, а въ 1646 г. Головинъ былъ смѣненъ. Его отвезли въ Тобольскъ, гдѣ онъ былъ «подымавъ на козелъ» и битъ нещадно батогами. Дѣло о немъ заключалось въ двухъ громадныхъ свиткахъ, по нѣсколько пудовъ въ каждомъ. Послѣдовалъ цѣлый рядъ стольниковъ, которые долго не засиживались. Большая часть ихъ попадала подъ судъ; но якутамъ отъ этого было не легче. Положеніе ихъ стало невыносимо, когда 5-го іюля 1675 г. назначенъ былъ якутскимъ воеводою Андрей Аѳанасьевичъ Барнышевъ.

«По вступленіи своемъ на воеводство, — говоритъ лѣтопись Москвина, — онъ принялъ строгія мѣры, по обстоятельствамъ ли, или по собственной прихоти, — неизвѣстно; только при немъ Якутскъ увидѣлъ чуть ли не каждодневныя смертныя казни, въ различныхъ жестокихъ видахъ, надъ раскольниками и якутскими родоначальниками». Нужно сказать, что съ первыхъ же лѣтъ своего существованія Якутскъ сталъ мѣстомъ изгнанія для раскольниковъ и государственныхъ преступниковъ; послѣдніе прибывали часто съ урѣзанными языками.

Воевода Барнышевъ не садился и за столъ, не предавъ кого нибудь самой лютой казни, которая налагалась за ничтожные проступки. Осужденныхъ четвертовали, сажали на колъ, варили живыхъ въ котлахъ и т.д. Въ видѣ только особой милости, когда воевода былъ въ хорошемъ расположеніи духа, онъ замѣнялъ лютыя казни — простымъ повѣшеніемъ. Но Барнышевъ почти никогда не былъ въ духѣ. 3-го іюля 1678 г. воевода за лихоимство былъ отправленъ въ тобольскій приказъ. При воеводѣ Приклонскомъ, 27-го сентября 1682 г., якуты сдѣлали послѣднюю попытку къ возстанію. Къ нимъ пристали раскольники и нѣсколько казаковъ, женатыхъ на якуткахъ. Возстаніе кончилось полнымъ пораженіемъ инсургентовъ. Вождь Дженникъ, родо­начальникѣ Кангалахскаго улуса, былъ взятъ раненымъ въ плѣнъ и отправленъ въ Якутскъ, гдѣ и умеръ въ застѣнкѣ. Съ него содрали съ живаго кожу и въ нее обернули младенца, котораго родила жена Дженника, когда ее подняли на дыбу.

Остатки разбитыхъ якутовъ бѣжали на Вилюй, на Яну, на Колыму и заселили эти мѣста. Бѣглецы приносили въ далекіе края страшную вѣсть про завоевателей, и страхъ былъ до того великъ, что русскіе дошли до береговъ Колымы, встрѣтивъ на пространствѣ почти въ три тысячи верстъ только одно сопротивленіе со стороны ламутовъ, въ ущельѣ Эллёръ Сибитъ*).

___________

*) Котловина въ горахъ Тасъ-Ханяхтахъ, между рѣками Яной и Индигиркой.

До сихъ поръ на крайнемъ сѣверо-востокѣ Сибири вы можете слышать, какъ слѣпая старуха въ темной юртѣ, освѣщенной лишь огнемъ въ чувалѣ, монотонно, речитативомъ сказываетъ олонго (былину) про страшную смерть Дженника. Якутскій эпосъ отличается замѣчательнымъ богатствомъ образовъ и описаній. Старуха детально описываетъ, какъ свершалась ужасная операція сдиранія кожи, какіе именно «бысахъ» (ножи) употреблялись; а на огонахъ (нары подъ уклономъ стѣнъ въ юртѣ), блѣдные отъ страха, сидятъ якуты и боятся проронить хоть бы слово.

История Покровска на сайте gorodarus.ru:

Первое поселение на месте современного города было основано в 1682 году.

В 1703 году отшельники Спасского монастыря из Якутска основали монастырь Покровская пустынь.

В 1787 году поселение Покровское официально получило статус села.

Во второй половине 19 века в селе открыли почтовую станцию и церковь Преображения.

С 1880-х годов здесь отбывали ссылку эсеры, народники, социал-демократы: М. Чхеидзе, С. Котиков, В. Иохельсон, Г. Лисенков, А. Борчанинов, А. Громов.

В 1931 году поселок Покровск получил статус административного центра Западно-Кангаласского района.

В 1941 году Покровск стал поселком городского типа, а в 1997 году городом.

И надо добавить, что в Покровск в 1916-1917 годах был в ссылке Серго Орджоникидзе.

С Днем Рождения родной Покровск! Дальнейшего развития и процветания!

Юбилей проходит в Год исторической памяти в Хангаласском улусе!

Мои посты о Покровске:

Моменты 2000 года! Снято на цифровой фотоаппарат «Олимпус».

Спортивный 2000 год! Снято на цифровой фотоаппарат «Олимпус».

Знаковые события 2000 года! Снято на цифровой фотоаппарат «Олимпус».

Друзья и коллеги, события 2000 года! Снято на цифровой фотоаппарат «Олимпус»

Хангаласцы в 2000 году.

Поздравляю с 80-летием газеты «Хаҥалас» и «Хангалас»!

Иван Горохов о набережной города Покровска!

Февраль 2001 года на цифровом фотоаппарате «Олимпус»

Японская делегация в Хангаласском улусе. Август 2001 года

Онлайн отчет Главы Хангаласского улуса в Мохсоголлохе и Покровске. 28.01.2021 г.

Февраль в Хангаласском улусе! Набережная Покровска!

Выставка самодеятельных художников Хангаласского улуса

Центр единоборств «Хотой» (Орел) в Покровске воспитывает будущих олимпийцев!

«Столетний план развития»: Стратегическая сессия в Покровске.

НВК Саха «Тиэргэн» биэриитигэр Покровскайдааҕы 1-гы нүөмэрдээх оскуола саҥа сквера.

С днем рождения, город Покровск!

Выпускники Покровской школы № 1: «Мы гордимся, что учились у Марии Сергеевны, Учителя с большой буквы!». Наш 10″А» тоже!

Merry Christmas! С католическим Рождеством!

Поздравляю Айталину Яковлеву, главного редактора газет «Хангалас» и «Хаҥалас»!!!

Состоялось открытие Года исторической памяти в Хангаласском улусе!

Выступления на секции II Форума депутатов представительных органов Хангаласского улуса

Видео докладов об истории Хангаласского улуса!

Үс Көлүйэҕэ үөрэх дьылын түмүктүүр ыһыах ыһылынна

Экспедиция «Потомки государевых ямщиков»! 

Хаҥалаһы үлэнэн аатырдыбыт дьон туһунан кинигэбит таҕыста

Мой сайт: https://nikbara.ru/ — блог о разных интересных событиях

Сайт об усадебном хозяйстве в Якутии https://usadbaykt.ru/

Мой канал в «Яндекс Дзен» — NikBara

Мой блог в “Блогах Якутии” https://blogi.nlrs.ru/author/88287 — архив моих постов в Дневниках Якт.ру и новые посты о культурных событиях.

Просьба подписаться на мой канал «Николай Барамыгин» на Ютуб!

https://www.youtube.com/c/НиколайБарамыгин

И на мои аккаунты в социальных сетях!

«Одноклассниках» https://ok.ru/profile/500676253992

«В контакте» https://vk.com/nbaramygin

Мой канал в «Телеграм» https://t.me/nikbaraykt

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.