Новости кино: Якутия и Пермь…

Вашему вниманию дайджест интернет публикаций о новостях кино. Фонд  Sinet Sakhawood  продолжает свою деятельность по поддержке якутского кино, на сайте «Форбс» вышла информация о студии «Пензфильммаш», которая начала в Ютуб и сейчас переходит на производство сериалов.

На сайте Sinet Spark:

«Мотор! Камера! Начали!» Sinet Sakhawood поддержит 7 амбициозных проектов якутского кинематографа

11 октября в формате онлайн состоялась питч-сессия ежегодного конкурса Sinet Sakhawood. По итогам презентаций стали известны имена участников, которые получат грант на создание кинопроектов. Победителями стали Степан Порядин, Сергей Потапов, Дмитрий Давыдов, Александр Охлопков, Степан Бурнашев, Кыйаара Юмшанова и Айаал Адамов. 

Об истории конкурса

Впервые свою деятельность фонд Sinet Sakhawood начал в 2019 году. С тех пор благодаря финансовой поддержке фонда в широкий прокат было выпущено семь фильмов и анимационных картин. Среди них фильм «Пугало» режиссера Дмитрия Давыдова, выигравший в 2020 году Гран-при главного кинофестиваля России «Кинотавр», а также драма Михаила Лукачевского «Вертолет», получившая «Золотую лозу» и еще три награды ХХХ открытого кинофестиваля «Киношок».

Sinet Sakhawood 2022

О проведении традиционного конкурса в этом году было объявлено 27 августа – в день профессионального праздника кинопроизводителей. Всего на получение грантов поступило 57 заявок, как от опытных киномейкеров, так и начинающих режиссеров и продюсеров. В финальный этап вышли 18 проектов, из которых членами отборочной комиссии были выбраны 7 победителей. 

Подробнее о победителях и их проектах

Всего на поддержку участников в этом году выделено 9 миллионов рублей. Размер грантов составил от 500 тысяч до 2,5 миллионов рублей. 

«Спид Стар»

Представитель проекта: Степан Порядин
Размер гранта: 1 миллион рублей

Спортивная драма под рабочим названием «Спид Стар» основана на реальных событиях. Это история об уникальном жеребце Спид Старе – трехкратном чемпионе скачек на приз Президента Республики Саха (Якутия) и его бессменном жокее Егоре Оконешникове. Фильм снимает режиссер Алексей Амбросьев, ранее работавший над одним из самых кассовых якутских фильмов «Агент Мамбо».

«Тиит»

Представитель проекта: Сергей Потапов
Размер гранта: 2 миллиона 500 тысяч рублей

У этой кинокартины существует прототип, знакомый зрителям Саха академического театра имени П.А. Ойунского, – постановка режиссера Сергея Потапова по мотивам легендарного «кровавого» произведения У. Шекспира «Тит Андроник». Выдающаяся работа талантливого режиссера-постановщика в свое время произвела фурор на Международном театральном фестивале в Будапеште. От экранизации ждут не меньших успехов. 

«Колыбельная»

Представитель проекта: Дмитрий Давыдов
Размер гранта: 750 тысяч рублей

Ворвавшись в мир «высокого» кино с одним из своих первых фильмов «Костер на ветру» (2016) и закрепив международный успех картиной «Пугало» (2020), режиссер Дмитрий Давыдов намерен в очередной раз покорить зрителей. С этим фильмом Дмитрий выходит на новый уровень подготовки к производству. Режиссер планирует средства из гранта не на съемки, а на разработку сценария, что является одним из важных этапов создания фильма. Сценарная структура фильма «Колыбельная» хорошо видна в синопсисе: «Купив в лесной пекарне булку хлеба, местный житель возвращается домой через леса, поля, болота, встречая на своем пути разных героев, с которыми он спорит о смысле жизни и преломляет свой хлеб. Дойдя к закату до дома, он понимает, что от хлеба ничего не осталось и сам он уже не тот, кем был раньше».

«Тымныы оҕуһа»

Представитель проекта: Александр Охлопков, Tundra Animation Studio
Размер гранта: 2 миллиона 500 тысяч рублей

Добрая история о дружбе ворчливого старика и непоседливого мальчика по имени Айаал. Короткометражный 3D-мультфильм станет первым из запланированного автором проекта – коллекции новогодних мультфильмов. Вместе с героями зритель окунется в мир ледяных скульптур и волшебную атмосферу якутского Нового года. В команде анимационной студии «Тундра» собрались талантливые ребята из Якутии, многие из них работали с большими студиями как Disney, Netflix, Базелевс и Паровоз. Теперь они готовы внести свой опыт как вклад в свою культуру и представить Якутию на международном рынке.

«ЫТ. фильм второй»

Представитель проекта: Степан Бурнашев
Размер гранта: 1 миллион рублей

Как и в случае с первым фильмом «ЫТ», новая кинокартина Степана Бурнашева расскажет не одну, а сразу шесть разных, но ярких и цепляющих историй о близких людях: недопонимание в родительском чате одной из школ порождает страшные последствия, мимолетная встреча пожилого сотрудника конторы с уборщицей, между которыми пробегает искра, необычный заказ «индрайвериста», который затем изменит всю его жизнь. Пожалуй, у каждого из нас за плечами есть подобная история. Сравнить можно будет уже в следующем году, когда кинолента выйдет в прокат. 

«Чолбон: Рок тэбэр сүрэҕэ» («Чолбон: Сердце якутского рока»)

Представитель проекта: Кыйаара Юмшанова
Размер гранта: 750 тысяч рублей

Честный рассказ от отцов якутского рока – так о своем детище отзываются авторы документального фильма «Чолбон: Сердце якутского рока». История о том, как не потерять себя на творческом пути и остаться верными зову сердца. «Чолбон» – якутская рок-группа, основанная в 1986 году стремительно ворвалась на советскую рок-сцену и завоевала любовь меломанов, не только в родной республике, но и за ее пределами. Кто знает, может грядущий релиз одноименной кинокартины расширит аудиторию легендарного коллектива, а преданные фанаты «со стажем» смогут приобщиться к таинству создания их музыки.

«Зимняя река»
Представитель проекта: Айаал Адамов
Размер гранта: 500 тысяч рублей

Айаала Адамова в якутской медиасфере знают по-большей части как шоумена, клипмейкера, автора пародийных роликов и всему, что связано с видеографией. Режиссерский же потенциал Айаала стал раскрываться относительно недавно, но уже успел привлечь к себе внимание. Буквально на днях его кинолента «Белая земля» получила специальный приз от телеканала «Продвижение» на XXXIII Открытом фестивале документального кино «Россия». Новый проект под названием «Зимняя река» обещает зрителям психологическую драму с элементами северной этнической мистики. Стоит отметить, что Айаал Адамов учится у российского режиссера Александра Сокурова.

И отличная статья на сайте Forbes.ru о студии из Пензы:

Зёма и импортозамещение: как пензенский кинопродакшен покоряет Россию

Российские сериалы стали трендом еще до ухода западных кинопроизводителей с рынка. И в сюжете многих из них фигурируют небольшие города — аудитория сериалов в регионах гораздо больше столичной. Чаще всего такие сериалы снимают московские и питерские компании. Но есть исключения. Сериалы регионального продакшена студии «Пензфильммаш» есть в портфеле крупнейших онлайн-кинотеатров. Как за шесть лет стартап вырос до кинокластера?

Для региональной студии снять сериал в своем городе и заработать на его популярности — практически нереальная история. По словам программного директора Первого фестиваля стриминговых сервисов Originals+ и фестиваля экранизаций «Читка» Сусанны Альпериной, региональный продакшен развивается медленно, потому что производство сериалов довольно затратно. Одна серия стоит минимум 3 млн рублей.

Тем ярче история успеха кинопродакшена из Пензы. Сейчас у «Пензфильммаша» в девелопменте четвертый сезон комедийного сериала «Зёма», который родился из коротких роликов в Instagram (здесь и далее — запрещенная в России соцсеть. — Прим. ред.) и YouTube. Его можно посмотреть в онлайн-кинотеатрах, на «Кинопоиске» у него высокий рейтинг — 7,6 балла. В работе еще четыре сериала и 11 шоу. В штате около 100 человек. Что помогло компании выйти на федеральный масштаб?

Трудолюбие и отвага

В 2016 году основателям «Пензфильммаша» было по 28 лет и оба были в команде КВН. У Антона Карпушкина, выпускника истфака ПГУ, было собственное ивент-агентство. Семен Молоканов, давно бросивший Пензенский аграрный университет, зарабатывал деньги, редактируя шутки для команд Высшей лиги КВН. Как раз тогда некоторые бывшие участники КВН — Ида Галич, Евгений Кулик и другие — увлеклись видеоблогингом. Глядя на их успехи, приятели решили сделать свой видеопроект.

«Сначала идея была снимать хоть что-нибудь — ролики, скетчи, любой контент, главное — веселый», — говорит актер, сценарист и генеральный продюсер «Пензфильммаша» Семен Молоканов. Молодой, худощавый — натуральный Зёма из одноименного сериала. Разве что спортивный костюм не режет глаз яркими цветами. «Триггером стал отказ КВН взять нашу команду в Высшую лигу — мы решили искать другой канал для творчества», — уточняет Антон Карпушкин, генеральный директор «Пензфильммаша». Они сидят в большой переговорной в своем пензенском офисе. За спинами во всю стену герои их первого видеопроекта «Красавица и чудовище»: Зёма, Мила и их друзья.

У Семена родилась богатая на скетчи идея — соединить в кадре «лютого гопника» Зёму и «легкую красивую девочку» Милу. Вместе с Милой Сайфутдиновой они начали снимать скетчи хронометражем одна-три минуты и выкладывать их в Instagram и YouTube. «Это был период трудолюбия и отваги, — говорит Антон Карпушкин. — Мы совмещали каждый свою работу со съемками, выкладывая еженедельно новый эпизод. Но так увлеклись и зафанатели, что круглые сутки были на связи. Я звонил в субботу в пять утра, чтобы спросить: «Ты видел? Мы в трендах YouTube!», ежеминутно обновлял в телефоне количество просмотров и полностью его разряжал». За два месяца YouTube-канал «Красавица и чудовище» набрал 100 000 подписчиков. А первый рекламодатель пришел уже через месяц.

По словам основателей, тогда для динамичного роста не нужно было быть профи в продвижении, достаточно было делать востребованный контент — платформы сами его продвигали, паблики предлагали со скидкой рассказать о них своей аудитории. Благодаря рекламодателям Семен и Антон смогли сосредоточиться на съемках скетчей, практически отказавшись от других работ. Они открыли ИП, определили свой прожиточный минимум, а остальной доход решили вкладывать в развитие: сняли офис, купили камеру, наняли оператора и монтажера. «Примерно через год, когда посты в Instagram и на YouTube начали набирать по 1,5–4 млн просмотров, мы поняли, что готовы к чему-то большему», — говорит Семен Молоканов.

True story

Как раз тогда на «ТНТ» вышел сериал «Ольга» о жизни в спальном районе. Семен восхитился и немедленно решил, что тоже хочет сделать комедию о жизни молодых пензенцев. Конкурировать с ведущей российской студией хотели, но в профессиональном и финансовом плане не могли. Зато, размещая сериал онлайн, могли добавить жизненности: например, диалоги с умеренным матом и местным говором и съемку, похожую на любительскую. То есть сделать неглянцевую true story. С теми же героями, что и в скетчах.

«Семен позвонил мне среди ночи и настоял на встрече, — вспоминает Антон. — Приехал воодушевленный, рассказал, что будем снимать сериал. И попросил найти на продакшен миллион рублей. К утру».

Антон обратился к знакомым бизнесменам. «Они выслушали, спросили, точно ли я верну деньги, — рассказывает Карпушкин. — А потом кто-то из кармана вынул, кто-то на карту перевел. Из кафе я вышел с кульком денег, но главное — мы уложились в этот миллион и потом все вернули как порядочные люди».

В первом сезоне «Зёмы» всего семь серий по 10–15 минут каждая, но на его создание ушло около года. Отчасти из-за параллельной съемки скетчей «Красавицы и чудовища», на доход от которых жили. Но в основном из-за неопытности. Например, съемки они проводили в хронологическом порядке, а не как профессионалы — снимая все эпизоды в одной локации в один день. Или возвращались снимать в одно и то же место по шесть раз — да с таким большим перерывом, что в ноябре приходилось изображать в кадре лето.

Локации и массовку находили бесплатно. Миллион ушел в основном на гонорары оператору и монтажеру и на бензин. 8 февраля 2018 года они выложили первую серию «Зёмы» в YouTube «Красавицы и чудовища» и в тот же день получили 600 000 просмотров. «Сейчас вижу: там нет ни хорошего звука, ни света, камера плохая, горизонт завален, — перечисляет Семен. — Но выглядит абсолютно «трушно», и люди будто этого ждали! Среднее удержание аудитории на YouTube-канале — 40–50%, а у нас было 70%».

За сезон число подписчиков YouTube-канала выросло с 350 000 человек до 750 000, а количество просмотров достигло 30 млн. Монетизация канала позволила вернуть долг.

Горький опыт

Молоканов и Карпушкин загорелись идеей открыть в Пензе кинокластер, который будет производить контент для всей России и русскоязычных зрителей мира. Тогда же к ним обратились бывшие участники КВН, которые уже занимались в Москве кинопродакшеном и предложили сделать второй сезон «Зёмы» вместе, а чтобы расширить аудиторию — улучшить качество продакшена и сделать сюжет, интересный в том числе людям 40+.

В результате почти так и вышло: качественный сценарий, съемки с участием профессионалов из столичных студий, в эпизоде бандита сыграл узнаваемый актер Алексей Панин, в фокусе — криминальная история отца Зёмы из 1990-х. Но одновременно случилось много управленческих и финансовых проколов, от неверного оформления документов до больших переплат за переработку. А главное — интереса онлайн-кинотеатров, на который рассчитывала команда, не случилось. «Партнеры и мы возлагали друг на друга чрезмерные надежды, — говорит Молоканов. — Для обеих сторон это был горький опыт, но они вложили хотя бы свои деньги. А на нас повис большой долг».

Хорошо, что Rutube согласился разместить на своей площадке «Зёму». Там сериал начал набирать просмотры, и компания предложила «Пензфильммашу» снять 10 выпусков экстремального женского шоу. «Это было чудо, — говорит Молоканов. — Мы заработали денег, выдохнули и переключились».

Команда уже многому научилась. Еще со времен «Красавицы и чудовища» друзья не пропускали возможности поучаствовать в съемках разных телешоу. А когда решили снимать сериалы, ездили смотреть, как это делают профессионалы, читали уйму литературы, проходили онлайн-курсы, пытались вникнуть в каждый процесс в собственном продакшене, от установки света на съемках до цветокоррекции на монтаже. Кроме того, опыт «Зёмы-2» дал понять: креатив, управление и финансы нельзя отдавать на аутсорс. В больших проектах на ключевые позиции в продакшене нужно брать профессионалов с фильмографией, все остальное могут сделать местные.

Вселенная «Пензфильммаш»

В пандемию команда продолжала снимать разные шоу для Rutube и свои скетчи, зарабатывая деньги и набираясь опыта. В 2021 году основатели «Пензфильммаша» решили делать «Зёму-3». Сценарий писали вместе с опытными сценаристами, снимали и продюсировали тоже с профи. Получилось 10 серий уже традиционного веб-формата по 15 минут. «Продакшен получился на десять уровней выше «Зёмы-2», — считает Молоканов. — Когда разослали трейлер, все онлайн-кинотеатры его захотели. В рейтинге Premier он оказался на третьем месте после сериалов «Пацанки» и «Контакт».

Команда «Пензфильммаша», активно рекламируя «Зёму-3» на YouTube-канале с аудиторией под 3 млн человек и в личных блогах, привлекла в онлайн-кинотеатры новых подписчиков. «За последние три года онлайн-кинотеатры получили большое развитие, — говорит Молоканов. — Каждую неделю на любой платформе выходит минимум две премьеры. На нас обратили внимание, начали приглашать, появился запрос на спин-оффы про друзей Зёмы — Сундука и Тяпу. У нас формируется своя киновселенная, почти как у Marvel».

В 2022 году «Пензфильммаш» расширил штат до 100 человек. Своими силами они снимают кулинарные, комедийные и другие шоу, в том числе и для Rutube. 16 сентября продакшен Rutube Originals успешно стартовал с сериалом «Салют, начальник!», в съемках которого участвовала команда «Пензфильммаша». Главные актеры сериала Денис Сундуков и Максим Назаров. В пайплайне «Пензфильммаша» еще шесть сериалов на стадии разработки.

 «Почему Пенза? — рассуждает Карпушкин. — В этом хорош небольшой город. У нас есть контакты, чтобы быстро договориться о съемках, недорогие или бесплатные локации, удобная логистика: на переезды тратишь 15 минут. А главное богатство — это люди. Нас здесь знают и любят». Нужна массовка завтра на 300 человек — она собирается. Нужна другая помощь — только попроси. Люди в небольшом городе готовы работать, если есть интересный проект и тем более деньги. «Мы развиваем собственные кадры, и даже на крупных съемках не менее 60% съемочной группы — наши ребята», — отмечает Антон.

По мнению Ильи Ивлева, который около года сопродюсирует их проекты, этот региональный кинокластер не уступает столичным студиям в профессионализме. «Ребята работают быстро и сплоченно, динамично расширяя штат профессионалов, — говорит Ивлев. — На мой взгляд, нас разделяет только расстояние, но это не проблема благодаря видеосвязи и коротким перелетам из Пензы в Москву». По его словам, у регионального продакшена есть свои плюсы: местные продюсеры лучше понимают потребности региональной аудитории и дают работу талантливым профессионалам не из Москвы. «За год в Пензе удалось построить самый большой региональный кинопродакшен с большим потенциалом для производства шоу и сериалов не только для онлайна, но и для телевидения», — заключает продюсер.

«Пензфильммаш» как раз планирует переходить от комедий к более драматичным сюжетам и снимать более востребованный сериальный формат — с эпизодами по 24 минуты, который можно транслировать и на телевидении. «Скорости кинопроизводства, как и скорости кинопотребления, в последние годы значительно выросли, — говорит Семен Молоканов. — Мы стараемся угнаться и всего хотим — и полный метр, и 300 серий на федеральном телеканале. Но главное для нас сегодня — выработать свой почерк. И это я обещаю выполнить».

true story — реальная история (правдивый контент)

Instagram принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена

Желаю всем победителям конкурса Sinet Sakhawood успехов в выбранных жанрах! Сейчас мне очень приятно видеть на телевизионных каналах рекламу якутских фильмов!

И очень приятно, что в Пензе молодые ребята осваивают новые технологии и создали студию со штатом 100 человек! Нашей молодежи тоже надо осваивать новые жанры производства онлайн контента! Особенно на якутском языке!

PS. Мне зрители тоже делают замечания за контент на якутском языке в моем Ютуб канале, и я обещал своим зрителям, что начну делать субтитры))) Пока правда учусь…

Мои посты о кино:

«Тыгын Дархан» — мое личное мнение.

«Хранители времени»: По следам государевых ямщиков

Пресс-показ фильма «Миигин кытта үҥкүүлээ» (12+)

После фильма «Ледяной драйв»: сходство Канады и Якутии

Николай Костер-Вальдау поддержал проект Эдуарда Новикова!

«Рядовой Чээрин». Две рецензии на якутский фильм

Шанс для якутского кино?

Мой сайт: https://nikbara.ru/ — блог о разных интересных событиях

Сайт об усадебном хозяйстве в Якутии https://usadbaykt.ru/

Мой канал в «Яндекс Дзен» — NikBara

Мой блог в “Блогах Якутии” https://blogi.nlrs.ru/author/88287 — архив моих постов в Дневниках Якт.ру и новые посты о культурных событиях.

Просьба подписаться на мой канал «Николай Барамыгин» на Ютуб!

https://youtube.com/@nikbara

И на мои аккаунты в социальных сетях!

«Одноклассниках» https://ok.ru/profile/500676253992

«В контакте» https://vk.com/nbaramygin

Мой канал в «Телеграм» https://t.me/nikbaraykt

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.