Послание из Удского

Фотографии информагентства ХКС

На сайте «Жизнь на позитиве» я нашел послание жительницы с. Удское Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края в «Российскую газету» о жизни в далеком селе.

Дорогая редакция!

Здравствуйте!

Вас приветствует семья Симоновых из села Удское Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края.

По национальности мы эвенки, живем мы и жили наши предки на этой земле испокон веков. Наши деды, прадеды, бабушки и прабабушки, и т.д. кочевали по тайге, занимались охотой, рыбалкой, и самое главное — имели оленей. Стада были разные, и большие, и небольшие: каждый эвенк свободно решал сам, сколько ему иметь оленей, куда кочевать, сколько на семью потратить… На данный момент их нет. Ни частных, ни совхозных…

Мои бабушка с дедушкой, когда мы были маленькими, увозили нас с братом в оленье стадо и там в уютной, теплой палатке вечерами рассказывали про былое. Нам еще посчастливилось в те года жить, когда были совхозные стада и частные (мне 51 год).Бабушка Дарья под треск дров в печке-буржуйке то ли рассказывала, то ли вопрошала о чем-то ей непонятном.

Она рассказывала, что когда-то они жили всегда в тайге с оленями, в тайге встречались с сородичами, менялись оленями, делились новостями и советами, находили женихов и невест, играли свадьбы, летом ехали в одну сторону, осенью — в другую, надо куда-то, зачем-то, ехали туда. Были обязательными места особых встреч — праздники, обряды и особые даты советов старейшин. Тайга была Домом у эвенков, олень был достатком Дома и благополучием семьи и Рода, кочевой образ жизни был мерилом Свободы и Счастья.

Потом пришли люди с большими глазами и ружьями, сказали, надо отдать оленей в колхоз, детей в интернат, если не хотите сами в колхозе пасти своих оленей, то берите 5-10 оленей, вам хватит. Бабушка, когда рассказывала, все время вздыхала и в конце говорила, вздыхала — зачем? Не знаю, зачем? Похоже, она до последних своих дней не могла понять, почему забрали их стадо, зачем детей забрали, почему должны их детей другие воспитывать, почему они должны учить чужой язык и забыть свой, но внутри она знала, что надо бояться противиться этому, она понимала, чем грозит сопротивление властям — «начальнику», как она говорила, когда расстреляли юношей и почти большинство взрослых, трудоспособных эвенков и спустили всех в полынью, запретив их хоронить близким, якобы за бунт и помощь белогвардейцам.

А откуда тогда было знать простому таежному человеку, кто враг, кто друг? Был таков Закон Тайги — тяжело человеку — помоги, просят и хорошо благодарят, с уважением относятся к твоей Семье — ответь тем же.И в конце рассказа снова, зачем и почему…Но то были исторические былые времена, горькие…

В 90-е годы скоропостижно приказало жить совхозное стадо оленей — не стадо, а горстка оставшихся замученных, почти никуда не годных животных. Нет бы раздать государству оленей, хотя бы этих, людям желающим их содержать, или продать как мясо, но живых, нет — их быстро под корень забили, а продать оптом не смогли, и долго их тушки валялись, обветривались и грызлись крысами на ура, а потом успешно списались на свалку… Не стало оленей вовсе, старики ушли в мир иной, олени их тоже сгинули, детям их не до них, да и не знают, как быть с оленями — потерялась ниточка, что связывала поколения веками. Нынче мы и языка-то своего толком не знаем, но зато по-русски говорим отлично и пишем почти на 4 и 5.

С годами начинаешь понимать, что-то искать, душа не на месте, пытаешься восстановить недолгие вечера своего детства и начинаешь анализировать и опять бабушкин вопрос «Зачем, почему». В молодости как-то не думается о чем-то серьезном — учеба, любовь, семья, дети, а ведь все равно приходит время, и начинаешь спрашивать себя «Кто ты, что делала, чего добилась, что дальше, что ждет в будущем детей твоих и внуков и что еще можно успеть сделать в этой жизни».

Вот и мы с мужем Алексеем Васильевичем подумали и решили создать общину, создали в 2008 г. и потихоньку начинаем, стараемся хоть что-то сделать в этой жизни для своего народа. Пытаемся вдохнуть искорку Надежды на лучшее будущее. Пока не так уж много получается, но хоть чуть-чуть, и то дело.

У нашей общины название «Эльга», это слово значений имеет много: исток, таежный ключ, родник, небольшая таежная речка, берущая начало в белоснежных сопках. Оно для всех нас знаковое — начинать всегда тяжело, но капля камень точит, и главное, что мы готовы к малому, чтобы добиться большего. Занимаемся мы рыбалкой, охотой, в этом году зимой дочери наши будут изготавливать традиционную одежду, сувениры, это будет им экзаменом, то, что я им дала, что я от бабушек своих переняла и им, своим детям, показала. Также много из журналов, музеев взяла, фотографии, выкройки (еще бабушкины).

Меня не учили специально искусству шить и выделывать, просто в те недолгие зимние вечера меня никогда не гнали идти спать вовремя, а разрешали быть рядом, слушать их неспешные рассказы о былом и наблюдать за их непрерывающейся работой с мехом, камусом, шкурой, давали делать сухожильные нитки. И поэтому у меня с детства впечатались рецепты отваров, смесей для выделки шкур и меха, камуса — весь процесс изо дня в день. Работа выполнялась только вечером, при лампе керосиновой, (электричества у нас не было), потому что бабушка моей матери работала на 2-3 работах в школе, интернате техничкой, истопником, няней ночной по смене, поваром в столовой. Любила смотреть, как она красиво вышивала мулине, бисером, подшейным волосом оленя, как за 2 вечера получались ослепительные узорные замшевые тапочки, торбаза и многое другое. Мне нравилось все это, и с детства я что-то лепила сама куклам, помогала и подсказывала бабушка мне.

Конечно, наш народ многое потерял, но жить сожалениями о лучшем прошлом нельзя, надо жить Настоящим, Будущим. Стараться укрепить то, что еще есть, и очень стараться возродить то, что было. Мы живем в эпохе цивилизации, история была и будет, ее не изменить и не повернуть вспять, но мы целый Народ, и мы просто обязаны хранить и сохранять Традиции. Уклад, Язык и все, что касается нашего Народа, иначе мы потеряемся как народ на этой Земле. Вот и задача нашей общины — добиваться соблюдения наших законных прав, жить, трудиться согласно традициям нашего народа, помогать жить лучше нашим односельчанам-сородичам, возрождать культуру и быт нашего народа, не утерять искусство. Это все малое, что наша маленькая община может делать и делает по возможности своих сил. Хотелось бы делать больше, но у нас нет Интернета и очень мало информации по многим нас волнующим вопросам, сообщение почтой — очень долго и ненадежно, а и спросить не с кого потом.

Сообщение с большой землей у нас — вертолет 2 раза в месяц, это при наличии погоды, а иногда и этого нет. Вертолетный маршрут Николаевск-на-Амуре — Тугур — Чумикан — Удское. Есть еще Хабаровск — Чумикан 2 раза в неделю, Ан-28 летает и при наличии погоды.

Живем трудно, но мы привыкли, в селе все поголовно увлечены охотой и рыбалкой, иначе здесь не выжить

У нас в селе около 500 человек, 80% эвенки, еще якуты, русские, украинцы, татары. Живем дружно. Население живет в основном за счет рыбалки, охоты. Ловится у нас рыба кета охотоморская, река Уда впадает в Охотское море, наше село от устья р. Уда находится в почти 100 км, от районного поселка Чумикан до Удского ездим на мотолодках. 1 бочка бензина стоит 15-18 тысяч рублей, 1 булка хлеба почти 100 рублей.

Зарплата няни в детсаду 3,5 тысячи рублей. Больницы нет — одна медсестра. 1 садик детский на 20 детей, мест на всех не хватает, давно требует капремонта. Школа неполная средняя, доучиваться 10-11-й класс едут в школу-интернат в Чумикан — тоже в таком же состоянии, как и садик.

Магазины 3 коммерческие, сахар 90 руб. за 1 кг, рожки 60 руб. за 1 кг, мука 50 руб., спички упаковка (10 кор.) 30 руб., т/бумага 30 руб. и все в таком роде. Предприниматели все завозят сами автозимником, своим транспортом либо наемным, государство здесь им никак не помогает. Сами частники, как правило, местные и живут здесь.

Охотой занимаемся на территориях ООО НСПК «ЧУТТАН» по договорам купли-продажи, причем почти обязательным, так как можем лишиться своего участка, хотя испокон веков на них охотились наши предки. Цены на соболя собственник территории ставит смешные, от 500 до 2200 рублей за шкурку, иные даже отказываются принимать — мелковаты и рыжеваты они. А то, что охотник порой тратит сутки, чтобы выследить и добыть его, их не волнует — несите почернее, посеребрее, покрупнее. Эх, если б еще соболь научился метки на следах ставить о том, что он рыжий и «некондиционный».

Так что в ООО НСПК «ЧУТТАН» нет охотников-промысловиков, а есть одни любители. Ни у кого нет стажа и трудовых договоров, а значит, и пенсия в будущем социальная, а не трудовая. Кругом одни лодыри… не работают…

ЖКХ на ладан дышит, но свет гоняют с 7 утра до 2 ночи круглый год, и никак нам не положен круглосуточный режим освещения, так что живем строго по режиму. Живем трудно, но мы привыкли, в селе все поголовно увлечены охотой и рыбалкой, иначе здесь не выжить. В районе большой отток жителей, а у нас в селе нет, и почти никто не хочет уезжать. Уехали, правда, украинцы на родину, им уже по 60 лет, прожили более 30 лет, но здесь они одни и им тяжело без детей. Не хотели уезжать, плакали, но у нас нет врача, больницы — страшно! Молодежь старается жить, обустраивается, семьями обзаводится. Им бы помочь…

Клуба нет, ютятся в домике 4 на 5, был клуб большой — сгорел из-за старой проводки в 2002 году. Да… Что имеем, не храним, потерявши — плачем. Так и наше село. Была больница большая — государству она стала в тягость, закрыли, а ее разобрали на дрова, бани и прочее.

Был 2-этажный аэропорт с отоплением и прочими принадлежностями, стало дорого содержать — теперь его нет, даже бревна нигде не сыщешь, была почта — стала жилым домом, а теперь почта мыкается по ветхим углам и падает штукатурка на головы и потолок приперт бревном — опасно для жизни, а ходить на почту надо…

Вот и описала про нашу жизнь в селе, а, нет, забыла про дома. Стоят дома 2-квартирные, муниципальное добро, но пустуют уже лет 10, а некоторые более, в основном с 1995 года, так как в тот год было у нас сильное затопление и некоторые хозяева не смогли справиться с ремонтом, так и бросили, а сами нашли другое жилье. Стоят, ветшают дома, сколько люди просили отдать их им на ремонт, чтобы они потом жили, никак с точки не двигается вопрос: там прописаны люди — не имеем права ! А относиться к государственному имуществу так они имеют право?

Живем, видим, боремся, стараемся что-то делать, но Живем! Но лучше сказать — Выживаем!

Мы люди экстремального уклада жизни и потому выживаем! И все равно когда-то будет Лучше! Надо не терять Надежду и прикладывать все усилия!

Как и все северные селения и народы, нас не обошла беда алкоголизма. Сколько народа мы потеряли на дне бутылки водки! Радует то, что в последнее время в нашем селе не приветствуется пьянство, и особенно у молодых, многие бросают пить, кодируются, пробуют жизнь на трезвую голову, и получается! Есть надежда на трезвое будущее молодежи, жизнь диктует правила холодной, умной головы, а не разгоряченной водкой и затуманенной головой. Кто пьет, тот не у дел и его никто не берет в деловые отношения, так как ненадежен. Вот и весь сказ!

Пишу, потому что болит сердце и душа моя за своих односельчан, за свой Народ! То, что было, не вернешь, но есть настоящее и будущее, и это вдохновляет на дела.

Немного о нас. Я, Симонова Аксинья Владимировна, уроженка села Удское, охотница, рыбачка и вообще просто дочь своего народа, у меня средне-специальное образование, профессия — агроном. Мне 51 год, замужем уже более 30 лет, муж Алексей Васильевич — охотник, рыбак, бывший пожарный-десантник, плотник от бога, сварщик-самоучка, мастер нарт, лыж и всего прочего от деда своего, лодочник.

Мы вдвоем родили, воспитали, выучили 3 детей сами. Дети у нас — старший сын Алексей — 32 года, шофер, женат, трое детей, образование среднее специальное, автомеханик, председатель общины «Эльга». Двойня, дочь Вера — 30 лет, домохозяйка, замужем, одна дочь, образование средне-специальное — «налоги», дочь Светлана, 30 лет, не замужем, детей пока нет, мамина, папина дочь, образование средне-специальное — «уголовное дело», работает в районной администрации, специалист 1 категории административной комиссии, незаконченное высшее юридическое образование, восстанавливается на 3-й курс.

Дети у нас хорошие, уважают и почитают традиции своего народа, все с детства приучены к труду и прилежанию, целеустремленные, работящие, умные.

Вся наша семья является членами общины, а пишем мы вам потому, что 2,5 года подряд выписывали ваш журнал «Северные просторы» и за все время пришел только 1 номер за 2010 год и диск «Мой дом — моя одежда». Мы очень понимаем, что и вам очень трудно выполнять свой долг перед подписчиками, и почта наперекосяк. Хотели бы заказать вам номера за годы существования вашего журнала, если это возможно! Мы будем очень благодарны вам, ваш журнал мы читаем всей семьей, а статьи, касаемые нашего народа, особенно рецептов, инструкций, сказок, былей, рукоделия, зачитываем чуть ли не до дыр. Хотим сказать особенное Спасибо за ваше внимание к нам и Огромное Спасибо от чистого сердца за диск «Мой дом — моя одежда», очень интересный по содержанию и Низкий Поклон за вашу кропотливую и громадную проделанную работу, вложенную в этот диск.

Много написала, все спонтанно, сбивчиво, но переписывать не хочется, пусть будет так, как душе хотелось писать и чувствовать сердцем те проблемы, что есть, что были и будут…

Община наша на этой неделе сдала небольшой зал ожидания в аэропорту нашего села. Отстроила здание за свой счет, личных вложений членов общины, материальных и физических, безвозмездно, чтобы люди в лютый мороз, дожидаясь вертолета, зимой не замерзали на голой взлетно-посадочной полосе, а ожидали в уютной, теплой обстановке.

По окончании рыболовецкой кампании начинаем планировку места под детскую спортивно-развлекательную площадку «Поляна Сказок». Планируем установить имитированные чумы, установить резных героев из дерева эвенкийских сказок и русских персонажей, устроить площадки для национальных игр и т.п.

Кстати, наша община в этом году впервые получила квоту на вылов кеты в количестве 10 тонн. В связи наших планов по решению социальных проблем села, наши районные, краевые власти подключились к нам на помощь, что очень радует. На следующий год обещают увеличить квоты до 50 тонн вылова.

Да, чтобы что-то делать, к сожалению, нужны средства, вот и будем сами зарабатывать и как-то стараться улучшить жизнь и свою, и своих односельчан. Мы обязаны шевелиться, стремиться к лучшему, иначе мы пропадем как народ.

Тяжело переубедить, расшевелить некоторых наших коренных, до сих пор они считают, что кто-то им должен дать, накормить, одеть и предоставить льготы, хотя прошел почти век и жизнь давно поменялась, а до этого же времени аукается чрезмерная, неправильная «опека» государства, но это уже история…

Но молодежь уже понимает: дело утопающего — дело его рук, не будешь молотить — утонешь в пучине жизненных круговоротов.

Также начинаем капитальное строительство заброшенного здания под участковую больницу, будем готовить параллельно квартиру трехкомнатную для будущего врача. Ищем врача для нашей больницы! Может, поможете? Сдать планируем до 2014-2015 года, а может, раньше, будем строить всем селом.

У нас много молодых семей, а значит, и детей, нужен врач, именно сельский, будем помогать как можем. У нас красиво!

Река, полная рыбы, — ленок, хариус, таймень, щука, карась в озерах, идет ход кеты с июля по октябрь. В лесах есть все — лось, косуля, дикий олень, кабарга, изюбр, медведь, соболь, норка, выдра, ондатра, белка и пр.

Ягоды — красная, черная смородина, жимолость, клюква, брусника, голубика, морошка, моховка, шикша, грибов море — от белого до груздей, лук дикий, черемша и многое, многое другое.

Осенью, весной — гусиная, утиная охота.

Живи у нас, не ленись и радуйся. Наш район пока не затронула так сильно цивилизация — нет цифрового телевидения, но будет, нет Интернета — но будет! Зато есть телефон! Мы рады малому, что имеем, но движемся, достигаем и планируем шагать дальше.

Написала вам, и легче стало, как камень с сердца, как хорошей подруге поведала о том, что болело.

Доброго Вам здоровья !

(остальное все приложится !)

До свидания!

Семья Симоновых.

В Википедии пишут:

Удско́е — село в Тугуро-Чумиканском районе Хабаровского края.

Село расположено на левом берегу реки Уды, в 90 километрах от районного центра — Чумикана. Является единственным населённым пунктом сельского поселения «Село Удское». Население — 339[2] (2021).

Основано в 1679 году; в 1681 году на реке Уде было выстроено зимовье, и ставшее основанием для Удского острога.[3][4][5]

В 1806 году Удской острог, собирая в пути ботаническую коллекцию, посетил адъюнкт Академии наук И. И. Редовский. В 1895—1898 годах в устье Уды и Удском остроге побывала экспедиция К. И. Богдановича[7].

До 1880 года был окружным городом Удского округа (Удская округа) вначале Якутской области, а с 1856 года — Приморской области.

В 1880 году Удск потерял статус окружного центра Приморской области, поскольку управление округом было переведено в Николаевск-на-Амуре. Он потерял своё былое значение, а вместе с ним и население: в селении осталось не более 200 человек. Большинство жителей Удска в середине 1880 г. переселились в устье р. Уда, где на берегу моря выросло поселение Чумикан[8].

В январе 2018 года с. Удское посетила экспедиция «Путями великих свершений». Участники поездки из краеведческого музея имени Гродекова, Русского географического общества, Ассамблеи народов Хабаровского края, регионального отделения «Офицеров России» и представительства Якутии в Хабаровске на трёх многотонных вахтовках пришлось форсировали горные реки, лёд не выдерживал тяжести машин.

На сайте информагентства ХКС о посещении делегации.

В селе Удском прошла встреча с населением.

«Участники экспедиции привезли в нашу библиотеку огромное количество книг. Наши дети сейчас их изучают, — добавила глава Удского Светлана Пустовалова. – Так как среди организаторов экспедиции были представители Республики Саха, их очень интересовали местные якуты. Одна девочка спела на якутском языке, они подпевали ей. Я сама из местных якутов, но язык только наполовину понимаю. Меня хватило только, чтобы по-якутски поприветствовать их. Зато наша односельчанка Ася Леонтьева на якутском языке поговорила с ними, и попросила: приезжайте ещё».

«Язык наших якутов сильно отличается от того, как говорят сейчас в самой республике, — объяснил в разговоре с корреспондентом ИА «Хабаровский край сегодня» депутат районного собрания Юрий Мусатов. – Понять друг друга они могут, хотя речь кажется забавной. Якуты участвовали в освоении территории Тугуро-Чумиканского района вместе с русскими. И так они тут и осели со стародавних времён».

Ермолаев Семен Никонович, Сиэн Өкөр снял фильм об экспедиции в котором записано общение с якутами с. Удское.

Фото участников делегации с жителями с. Удское

Несмотря на тяжелое время, нам народам Республики Саха нельзя забывать о наших сородичах, живущих в более тяжелых условиях за пределами нашей родной республики…

На сайте «Жизнь на позитиве» есть стихи о круговом танце «Ёхорьё» (Осуохай):

Мокры эти берёзы от капель росы,

Но все еще в пляске идут тунгусы,

Навстречу заре красноокой,

И предки их вместе с живыми поют,

Найдя в заколдованном круге приют

Охоокай – Охоокай!..

Источник: информагентство ХКС.

Мои посты о конгрессе народа саха:

Саха Кэнгириэһин Сийиэһин болдьоҕо быһаарылынна!

15.02.2019 г. Пленарное заседание III Конгресса Саха!

О конгрессах народа Саха. Дайджест интернета и прессы!

16.02.2019 г. Секции III Конгресса саха!

Саха Кэнгириэһин сийиэһин тэрээһинигэр харчы хомуура. Биллэрии

Саха Кэнгириэһин сийиэһин туһунан

Мой сайт: https://nikbara.ru/ — блог о разных интересных событиях

Сайт об усадебном хозяйстве в Якутии https://usadbaykt.ru/

Мой канал в «Яндекс Дзен» — NikBara

Мой блог в “Блогах Якутии” https://blogi.nlrs.ru/author/88287 — архив моих постов в Дневниках Якт.ру и новые посты о культурных событиях.

Просьба подписаться на мой канал «Николай Барамыгин» на Ютуб!

https://youtube.com/@nikbara

И на мои аккаунты в социальных сетях!

«Одноклассниках» https://ok.ru/profile/500676253992

«В контакте» https://vk.com/nbaramygin

Мой канал в «Телеграм» https://t.me/nikbaraykt

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.