«Не хороните меня без Ивана» (Кэрэни көрбүт) в зеркале российской прессы

Мы уже перестали удивляться успехам нашего якутского кинематографа, но все равно очень приятно читать о якутских фильмах в интернете, в крупных российских и зарубежных газетах и журналах.

Вашему вниманию дайджест российской прессы о новом якутском фильме «Не хороните меня без Ивана» (Кэрэни көрбүт).

В газете «Коммерсант» вышла статья:

Этно не фильм

«Не хороните меня без Ивана» Любови Борисовой

В прокат вышел мистический роуд-муви Любови Борисовой «Не хороните меня без Ивана». Путешествие по Якутии 1910 года страдающего летаргией крестьянина Степана Бересекова и художника-этнографа-фотографа Ивана Попова вызвало у Михаила Трофименкова целую гамму чувств: от умиления до раздражения.

В этнографическую экспедицию с Иваном Поповым (Дарюс Гумаускас), реальным культурным героем Якутии, Степан (Александр Чичахов) подался с испугу, что его в конце концов похоронят заживо. А то уснул в родном поселке раз, другой, третий. Наконец — а что с ним делать: пульс не прощупывается, тело ледяное — очнулся в гробу, перепугав псаломщика, уже было Степана отпевшего. Другое дело, что именно в экспедиции ему придется пережить опыт реального погребения по вине царских сатрапов, но все обойдется.

Да и как может случиться что-то плохое с таким душкой, как вечно улыбающийся Степан. Душа-человек в буквальном смысле слова. Как объяснит страшная и прекрасная шаманка, у него не зарос родничок на темечке и через этот родничок на время летаргического сна душа вырывается наружу. А происходит это от лицезрения Степаном чего-то неимоверно прекрасного. От игры красок на рассветном небе до «Мадонны Литты» Леонардо да Винчи, цветная репродукция которой — сочтем это объяснением Любови Борисовой в любви к эстетике Андрея Тарковского — каким-то чудом окажется в якутской избе. Этакий «синдром Стендаля».

Если бы Степан увидел фильм «Не хороните меня без Ивана», он неминуемо впал бы в такой летаргический сон, из которого бы не факт, что вообще вышел. В некотором смысле фильм Борисовой — антитеза незавершенному, страшному шедевру Алексея Балабанова «Река» (2002). Открыто антибалабановской репликой можно счесть эпизод встречи Ивана и Степана с девушкой, переболевшей проказой и три года прожившей в лесу, питаясь едва ли не одними ягодами. Ничего, даже не очень похудела, а если чуть-чуть помыть и переодеть, то хоть сейчас на конкурс красоты. Иван, оказывается, тоже проказой переболел, и это — вспомните кошмары Балабанова — совсем не страшно.

Шаманка, при всем своем мистическом всесилии, напоминает солистку отменного фольклорного ансамбля. Мудрые старушки рассказывают — а Иван знай себе записывает в блокнотик — красивые сказки о ловле серебряной ряпушки. Седобородый священник, отец Ивана и того самого напуганного псаломщика, идеально вписывается во фреску на стене своего маленького храма. Народные умельцы, немного покочевряжившись, таки отдают Ивану шедевры декоративно-прикладного искусства, которым предстоит пополнить коллекции Русского музея.

Даже явные душегубы, запертые с Иваном в остроге, готовы ему алиби обеспечить: плохих людей на экране почитай что и нет. Ну, за исключением жандармов, по недомыслию обвинивших Ивана в убийстве Степана, но и их можно понять: откуда им про летаргию знать. Есть еще странная компашка нигилистов, попытавшихся высмеять шаманку, но лучше бы они этого не делали.

Вся эта благодать сопровождается ненавязчивыми и как бы метафизическими спорами. Да даже и не спорами, а так, тезисами впроброс. Типа: церковь говорит, что смерти нет, а наука существования души не доказала. Или: у якута три души, а Степан — своего рода аватар евангельского Лазаря.

Якутскому кино уже давно ничего никому не надо доказывать. Удивительный феномен утвердился уже и на мировой киносцене. Но, о чем прежде всего свидетельствует фильм Борисовой, ему грозит ловушка этнографического самолюбования: и тут борьба с призраком Балабанова действительно неминуема и актуальна. Сама режиссер говорит, что требовала от съемочной группы делать все «чуть-чуть красивее», чем следовало бы. Поскольку, дескать, мы видим происходящее глазами этнографа Ивана. Тезис, мягко говоря, спорный. Действие можно и, допустим, нужно видеть глазами кого-то из героев, но в его человеческой, а не профессиональной ипостаси. Иначе фильм следует сразу выставлять в этнографическом музее, а не выпускать на экраны.

На сайте «Российской газеты»:

«Настолько светлого кино не было давно»: на экраны вышел якутский роуд-муви «Не хороните меня без Ивана»

Константин Губанов

В российский прокат выходит «Не хороните меня без Ивана» — роуд-муви о поездке русского этнографа и якутского крестьянина по просторам Восточной Сибири. Картина напоминает «Зеленую книгу» и в чем-то перекликается с Федором Михайловичем Достоевским.

1910 год, село Ытык-Кюёль. В местном храме идет отпевание умершего сенокосца. Тот, на что-то засмотревшись, внезапно рухнул, и церковный служка уже второй день читает над его телом молитвы. Вдруг покойник, подобно Лазарю, поднимается из гроба, чем ошарашивает всех вокруг. Довольно скоро выясняется, что Степан, так зовут крестьянина, страдает от крайне редкого недуга — он периодически впадает в летаргические сны, во время которых тело его холодеет, а пульс опускается до одного удара в минуту. Однако сельчане убеждены, что среди их домов бродит неупокоенный дух, и лишь заступничество Ивана Попова, художника, исследователя и сына священника здешнего прихода, помогает сгладить неприятную ситуацию. После этого «воскресший» всей душой прикипает к своему спасителю и даже увязывается с ним в путешествие по окрестным поселениям, которое этнограф задумал, чтобы собрать интересных артефактов для музея.

Несмотря на полумистическое начало, «Не хороните меня…» основывается на реальной истории, приключившейся с Иваном Васильевичем Поповым, ныне несколько подзабытым, но тем не менее талантливейшим живописцем и основоположником изоискусства Якутии. И в целом картина Любови Борисовой («Надо мною солнце не садится») больше напоминает документальное, чем игровое кино. Герои кочуют от одной деревни к другой, общаются с местными жителями, снимают их портреты с помощью специальной камеры и периодически выменивают особо примечательные безделушки. К тому же создатели не скрывают, что во многом ориентировались на фотографии самого Попова, когда подбирали костюмы, локации и прочий реквизит. Даже формат съемки — 3:4 — навеян как раз этими самыми снимками.

И можно сказать, что в своем стремлении сделать все аутентично и в соответствии с реалиями начала XX века Любовь Борисова и другие авторы, занятые в производстве картины, вышли на какой-то сверхреальный уровень — настолько все кажется и живым, и несколько декоративным одновременно. Скудные жилища с крайне аскетичной обстановкой внутри и вездесущая природа — но при этом все выглядят чистенькими и опрятными, даже больная оспой девушка, которая три года прожила в режиме вынужденной самоизоляции, чтобы никого не заразить. Однако это ни в коем случае не упрек фильму. Наоборот — он очень красивый и так пышет внутренней энергией, что разительно отличается от многих выходящих сейчас авторских лент. Пока те, как кажется порой, соревнуются в негласном соревновании, кто глубже погрузится в глубины страданий человеческих, лента «Не хороните меня без Ивана» наполнена ярким солнечным светом и каким-то особым миросозерцанием, доступным, кажется только якутам. Хотя, наверное, это достигается и в том числе за счет того, что зритель на происходящее смотрит глазами двух главных героев, один из которых художник, а другой по-особому воспринимает красоту — именно она его и отправляет в летаргические состояния на несколько дней или даже недель.

Иван, сыгранный литовским актером Дариусом Гумаускасом («Герда»), — достаточно одаренный человек, который мог как выучиться на врача — он единственный, кто может нащупать еле уловимый пульс Степана, — так и пойти по стопам отца и стать священнослужителем. Однако Попов выбрал этнографию и искусство, и если так посмотреть, то во всех вышеперечисленных областях есть кое-что общее — страсть к исследованию, постижению людей и нечто большего. И герой постоянно то записывает в свою маленькую книжку услышанные от путников легенды и сказания, то с интересом осматривает кухонную утварь местных мастеров, то фотографирует людей и красивые виды, чтобы потом наделать открыток на память. Актеру очень хорошо удается показать, что его персонажу действительно небезразличны судьбы всех тех, кого он встречает по пути: от совсем старых старушек до молодых начинающих сказителей. А особенно Ивана интересует и беспокоит судьба увязавшегося за ним попутчика.

Степан, сыгранный Александром Чичаховым, — простой якутский крестьянин. Однако его простота не «хуже воровства», а нечто на грани блаженности. И шедевры мировой живописи (например, репродукция «Мадонны Литты»), и обыкновенные картины природы, будь то предрассветная пора — все это трогает и сердце бывшего сенокосца, и его душу, которая регулярно покидает тело через темечко во время летаргических снов. Что говорить, если своего теленка он назвал Дэйбинчэ — угадайте, в честь какого художника.

Из дуэта Степана и Ивана и их совместного путешествия получилась история, очень похожая на «Зеленую книгу» Питера Фаррелли. Два героя, принадлежащие к разным мирам, тем не менее сближаются и становятся настоящими друзьями, а их путь напоминает вереницу историй, одни из которых напоминают авантюрные приключения, а другие — горькие трагедии.

Оригинальное название «Не хороните меня без Ивана» — «кэрэни көрбүт», что с якутского переводится буквально «увидевший прекрасное». В какой-то степени это больше подходит картине, так как красота — это одна из основных тем фильма. Этому вторит и место действия: Якутия что в начале XX века, что сейчас — край суровый. И зритель часто будет наблюдать, как встречаемые героями люди живут большими семьями в маленьких и откровенно хиленьких домишках. Однако — до чего же они все счастливые. К тому же неслучайно среди них довольно много ремесленников, профессиональных рассказчиков историй и прочих творцов. В здешних местах рукотворная и природная красота тесно соседствуют друг с другом, деля общего творца — Бога. Однако Любовь Борисова показывает и темную сторону этого эстетического явления. Как писал Достоевский, «Красота — это страшная и ужасная вещь». И действительно, Степан из-за своей сверхвосприимчивости ко всему прекрасному вынужден жить с постоянным страхом быть похороненным заживо. Семью он также не может завести вследствие недуга. Однако парадокс в том, что без красоты жить тоже нельзя. И герой Александра Чичахова за время этнологической экспедиции в этом твердо убедится.

А зрители получат хорошо рассказанную и великолепно показанную историю, способную даже оказать терапевтический эффект на смотрящего — настолько светлого кино не было давно.

И на сайте «Новосибирск онлайн» впечатления от просмотра:

«Круче «Аватара»»: почему каждому стоит посмотреть неожиданное якутское роуд-муви

Корреспондент НГС — о картине «Не хороните меня без Ивана», наполненной светом, теплом и любовью

Александра Бруня

В новосибирских кинотеатрах показывают якутский фильм «Не хороните меня без Ивана». Без рекламы и ажиотажа, как у «Аватара» и «Чебурашки», но появление такой картины на больших экранах — само по себе событие. Фильм режиссера Любови Борисовой стал обладателем главного приза первого Открытого российского кинофестиваля авторского кино «Зимний». Корреспондент НГС Александра Бруня посмотрела его в кино. Почему картина на голову выше американского эпического фильма, разумно ли такое сравнение и зачем нужно смотреть якутский шедевр именно сейчас — в авторской колонке.

«Не хороните меня без Ивана» показывают пока только в двух кинотеатрах Новосибирска: «Победе» и «Формуле кино» в Ауре. Первый — через дорогу от редакции, и решено было сходить на сеанс именно туда. Зал был полный, свободными оставались всего несколько мест.

Не знаю, насколько будет корректно сравнение этого фильма с «Аватаром 2», пусть это останется на суд читателей. Но так уж вышло, что якутский шедевр Любови Борисовой я посмотрела примерно через две недели после американского распиаренного фильма именитого Джеймса Кэмерона и вот что хочу сказать сразу. Он со своим бюджетом в четверть миллиарда долларов уступил и по силе сюжета, и по красоте картинки, и по музыкальному оформлению якутской картине, на которую потратили 29 миллионов рублей.

Корректно ли сравнивать драму и эпический фильм? Возможно, нет, но качество любой картины определяют одни и те же компоненты: сюжет, работа команды, игра актеров, музыка. В якутском фильме всё гармонично и сделано настолько профессионально, что два часа пролетают на одном дыхании.

Фильм о красоте, добре и жизни. Куда Кэмерону с его показной пышностью искусственного мира до естественной красоты природы, такой близкой любому жителю России? Каждый кадр фильма пропитан безграничной любовью к родному краю, его земле, обычаям и людям.

Действие происходит в дореволюционной России в 1910 году и основано на реальных событиях. Якут Степан Бересеков периодически впадает в летаргический сон, который его односельчане принимают за смерть, — так он несколько раз чуть не был похоронен заживо. Только сын священника Иван Попов может отличить его состояние от настоящей смерти. Но вот незадача: Попов уезжает в продолжительную этнографическую экспедицию. Не будет спойлером то, что Степан отправляется вместе с ним — это показано в трейлере. Здесь и начинаются приключения двух таких разных, но очень близких по духу людей.

На мягком фоне якутского лета, щедрого на солнце и звуки природы, у которой свои, более важные дела, задаются простые, но очень важные вопросы. И на них не так-то просто ответить кратко. Что есть красота? Что есть дружба, счастье, добро?

Хочется отметить долгие кадры в фильме, которые позволяют полностью погрузиться в атмосферу картины. Слишком мы уже привыкли к тому, что планы меняются каждые дай бог десять секунд, а то и чаще. И от этого раздражения некуда спрятаться. В якутском фильме нет мельтешения, лишней суеты. Глаза и душа отдыхают. При этом в картине столько сильных моментов, что скучать некогда.

Иван и Степан собирают различные предметы якутского быта — домашнюю утварь, украшения — у местных жителей и знакомят нас с их историями. Ни один из героев не оставит вас равнодушным. За столь убедительную игру каждый из актеров этого фильма заслуживает самых высших наград (в «Аватаре 2» я бы отметила только нарисованного кита и одержимого местью полковника). А музыка и звуковое оформление! Закройте на мгновение глаза — и вот вы уже там, с героями, отдыхаете на привале у небольшой речушки в лесу.

Конечно, Степан понимает, что болезнь серьезно отличает его от других. Основная сюжетная линия строится именно вокруг него и проблем, которые возникают из-за его состояния. Не буду рассказывать подробности, но в финале картины мы оказываемся на обряде у якутского шамана, женщины. Казалось, что холодок того, что за всё в жизни приходится платить, а за чудо тем более, проник в зал физически. Многим стоит поучиться, как добраться до самых глубин души зрителя: не нужно ни страшных монстров, ни громких неожиданных звуков, ни меняющихся каждые три секунды кадров и надрывных диалогов, чтобы у зрителя побежали мурашки.

Сможет ли Степан, как он говорит, отказаться от красоты и при этом быть как все? Готов ли Иван отдать очень ценную вещь, чтобы помочь другу? На все вопросы вы найдете ответы в фильме. Возможно, на другие, свои — но точно найдете.

Несмотря на всю серьезность вопросов и глубину происходящего, фильм сдобрен щедрой порцией легкого и очень доброго юмора. Настоящий гимн жизни, красоты и любви к Родине и людям. Как лучик солнца в столь непростые времена, он поможет каждому найти свое утешение.

Если вам очень нужно тепло, свет и надежда, то вы точно обретете их в этом фильме.

В Национальном художественном музее РС (Я) началась выставка:

Тематическая выставка «Увидевший прекрасное» посвящена фильму «Не хороните меня без Ивана» («Кэрэни көрбүт») производства кинокомпании «Сахафильм» и студии «Автор» (г. Москва). Он основан на реальных событиях, действия которых разворачиваются в 1910 году и повествуют о дружбе первого профессионального художника Якутии Ивана Попова и его друга Степана Бересекова, периодически впадающего в состояние летаргического сна.

Фильм вышел на экраны в декабре 2022 года и заслужил признание не только в нашей республике, но стал «Лучшим фильмом» кинофестиваля «Зимний» (г. Москва), также завоевал специальный приз Международного кинофестиваля «Евразия» (Республика Казахстан).

Командой фильма для выставки представлена коллекция костюмов и реквизита, специально изготовленных для кинокартины по историческим образцам того периода. В том числе, личные вещи главных героев фильма, реконструкция серебряного начельника и гривны, а также полноразмерная телега Ивана Попова.

Национальный художественный музей РС (Я) покажет редко экспонирующиеся живописные и графические произведения Ивана Васильевича Попова, вдохновившие режиссера Любовь Борисову. Зрителям предоставляется возможность вновь соприкоснуться с прекрасным творческим наследием одного из старейших мастеров профессионального изобразительного искусства Якутии — вошедшего в историю не только как талантливый живописец, но и как великолепный историк, этнограф.

Экспозицию дополняют письма художника из архива музея, аутентичные предметы быта из музейной коллекции: чороны, кумысная утварь, серебряные украшения, изделия из бересты и др.

Выставка будет работать для всех посетителей с 27 января по 1 марта 2023 г. в основном здании музея по адресу: г. Якутск, ул. Кирова, 9, 3 этаж.

Вход по отдельному Прейскуранту: для взрослых – 200 руб./чел; для дошкольников до 7 лет – 70 руб./чел., для лиц, не достигших 18 лет – 100 руб./чел.; для студентов ВУЗов и ССУЗов – 100 руб./чел., пенсионеров – 150 руб./чел., многодетным семьям – 100 руб./чел., военнослужащим, участникам боевых действий и членам семей мобилизованных граждан – 100 руб./чел., для инвалидов I и II групп и другие льготы — бесплатно (при предъявлении соответствующих документов). 

Купить билет по Пушкинской карте: https://vmuzey.com/event/vhod-na-vystavku-uvidevshiy-prekrasnoe

Действует комплексный билет – две выставки по одной цене: посетители мультимедийной выставки-путешествие «Достояние Республики» получают бонусом бесплатный билет на выставку «Увидевший прекрасное». Вход по отдельному Прейскуранту (см. по ссылке https://sakhamuseum.ru/vystavki-i-sobytiya/tekushchie-vystavki/dostoyanie-respubliki/).

Режим работы: среда 12.00-20.00 (касса до 19.30), четверг-воскресенье 10.00-18.00 (касса до 17.30), понедельник-вторник – выходные дни.

Справки по телефонам: 8 (4112) 33-52-79,

8 (4112) 33-52-80 (касса)

Еще раз поздравляю Любовь Борисову и весь коллектив фильма за прекрасный фильм! Как сказал Андрей Кривошапкин — Айыҥа в этом фильме очень просто и доходчиво раскрывается дух якутской национальной религии, раскрывается характер нашего народа!

Мои посты о кино:

«Тыгын Дархан» — мое личное мнение.

Пресс-показ фильма «Миигин кытта үҥкүүлээ» (12+)

После фильма «Ледяной драйв»: сходство Канады и Якутии

Николай Костер-Вальдау поддержал проект Эдуарда Новикова!

«Рядовой Чээрин». Две рецензии на якутский фильм

Успехи якутской культуры!

Шанс для якутского кино?

Новости кино: Якутия и Пермь…

Якутский видеоарт покажут на кинофестивале в Вашингтоне

О премьере фильма «Кэрэни көрбүт» (Не хороните меня без Ивана)

Мой сайт: https://nikbara.ru/ — блог о разных интересных событиях

Сайт об усадебном хозяйстве в Якутии https://usadbaykt.ru/

Мой канал в «Яндекс Дзен» — NikBara

Мой блог в “Блогах Якутии” https://blogi.nlrs.ru/author/88287 — архив моих постов в Дневниках Якт.ру и новые посты о культурных событиях.

Просьба подписаться на мой канал «Николай Барамыгин» на Ютуб!

https://youtube.com/@nikbara

И на мои аккаунты в социальных сетях!

«Одноклассниках» https://ok.ru/profile/500676253992

«В контакте» https://vk.com/nbaramygin

Мой канал в «Телеграм» https://t.me/nikbaraykt

 «Твиттер» https://twitter.com/NBaramygin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.