Сбор пожертвований для открытия Николаевской церкви села Кердем!

Фото советского периода из фондов Хангаласского улусного краеведческого музея им. Г.В. Ксенофонтова

Фото с сайта Департамента Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия

Обращение инициативной группы членов Общества «Хангалас»:

Дорогие земляки — хангаласцы, православные люди и любители истории родного края!

Призываем принять участие в сборе пожертвований для Николаевской церкви села Кердем!

По благословению владыки Романа, архиепископа Якутского и Ленского, начат сбор средств для приобретения церковной утвари и инвентаря для проведения служб для храма общей стоимостью 150 тыс руб.

В уникальном храме, построенном в 1892 году, проведена капитальная реконструкция. 30 мая 2023 года обновлённая церковь будет освящена и распахнёт двери для всех желающих приобщиться к духовному. На торжественное открытие приглашены первые лица Республики и Якутской епархии.

Пожертвования передаются в адрес Фонда социально-экономического развития Хангаласского улуса

Платеж можно произвести через мобильный банк по следующему маршруту :

Платежи — Клиенту Сбербанка — выбираем значок «Счёт» и вводим:

  1. р/счёт 40703810600000000388
  2. ИНН 1400007965
  3. КПП 140001001
  4. БИК 049805770
  5. Наименование организации — Фонд содействия социально-экономическому развитию муниципального района «Хангаласский улус» Республики Саха (Якутия)
  6. Назначение платежа — «Церковь».

Сбор пожертвований продолжится до 30 апреля 2023 г. Фонд обязуется отчитаться о целевом расходовании средств.

Контакт для обратной связи 89246600844

Надеемся на вашу помощь и заранее благодарим за ваш вклад в благородное дело!

Об истории храма на сайте «Соборы.ру»:

Этнографический музей «Самартай» действует с 1991 г. На территории музея расположены памятники истории и архитектуры: Качикатская Николаевская церковь 1890 г.; зерносушилка; шестигранный дом — бабаарына, строение 18 века; амбар бая Кирилла (Кирилэ баай ампаара), построенный для защиты от «разбойника» Манчаары, XIX века; летний балаган XVIII века. История создания Кердемского музея «Самартай» в с. Кердем Хангаласского улуса

В 1892 г. началось строительство Качикатской Николаевской церкви в с. Кердем Благочинный Якутских церквей священник Василий Бережнее дал рапорт Его Первосвященству Милентию — епископу Якутскому и Вилюйскому; «Честь имею благопокорнейше донести, что благословению Вашего первосвященства, закладка фундамент Качикатского Николаевского храма на речке Лютенгэ свершено мною 24 апреля 1892 года» (Рукопись Н.Д. Тордеева).

По сооружению Качикатской церкви, согласно по контракту, подрядчиком был некий Чагин, вероятно, из якутских купцов или предпринимателем. Из местных жителей мастерами работали Петр Тихонов по прозвищу Чемчок из Качикатского наслега и Николай Алексеевич Борисов, по прозвищу Бэриэскин из 2 Жемконского наслега – знатоки строительства русских домов. В 1906-1909 гг. старостой церкви был избран Гавриил Константинович Павлов – богач 2 Жемконского наслега, а с 1910 г. Семен Петрович Барашков – известный богач Качикатского наслега.

Из архива материалов известно, что Г.К. Павлов в пользу церкви пожертвовал 500 рублей от себя и 2500 рублей, собранных с населения. А С.П. Барашков от себя пожертвовал 700 рублей, от населения своего наслега – 300 рублей. За эту меценатскую деятельность в 1912 г. они были награждены серебряными медалями на Станиславской ленте для ношения на груди. Интересно, что в представлении к награде С.П. Барашкова стоит подпись старшины Качикатского наслега Алексея Елисеевича Кулаковского. При церкви с 1 сентября 1898 г. существовала церковно­приходская школа. Приход составляли якуты Качикатского и двух Жемконских наслегов, при этом численность прихожан в 1914 г. составляла 4175 человек.

Все церковники владели якутским языком, и слово Божье передавали местному населению на их родном языке. Церкви в Якутии по своей архитектуре не уступили церквям центральной областей России, только ни одна из них не имела позолоченного купола и такого богатого внутреннего убранства, как в России. Единственная из дошедших до наших дней Качикатская Николаевская церковь в с. Кердем за свой долгий век стала свидетелем многих событий, которые из человеческой памяти со сменой поколений постепенно выветриваются. Например, в 1929 г., в «год великого перелома», активистами Советской власти были сорваны кресты и колокола. А еще раньше, 12-13 февраля 1922 г., около церкви разыгралась вовсе трагическое событие, когда небольшой отряд во главе с пьяным командиром зарубил и расстрелял последнего попа и 16 мирных жителей. «Вина» последних состояла в том, что у кого-то из них повстанцы реквизировали сено, кого-то под страхом расстреляли, заставили собрать свечи у населения. Красные же усмотрели в поступках этих несчастных пособничество бандитам. Во времена советской власти здание церкви долгое время служила клубом, складом, затем и вовсе простаивала, осенью размещали студентов, прибывших на уборочную работу.

В феврале 1989 г. писатель Суорун Омоллоон, в то время работавший над организацией Соттинского музея, прибыл с указом Министерства культуры о передаче здания церкви в Соттинский музей. В тот же вечер был созван срочный сельский сход. Все прибывшие на сход, единодушно приняли решение об отказе. Постановлением этого схода было принято решение о реставрации здания и создать на базе церкви историко-этнографический музей. Ответственным был назначен Захаров Роберт Константинович. С того момента произведено много работы по улучшению и расширению музея. В 1990 г. директор совхоза «50 лет Октября» Н.Ф. Трофимов предоставил 4-х квартирный дом для музея. 1991 г. все экспонаты, собранные жителями наслега были перевезены в новый дом. Территория музейного комплекса занимает 1 га самого высокого холма села.

http://russianroutes.ru/m/etnograficheskiy-muzey-samartay/

На сайте Департамент Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия:

В настоящее время здание церкви входит в муниципальный историко-этнографический музейный комплекс «Сатал». Усилиями администрации с. Кердем и МР «Хангаласский улус (район)» на Качикатской Николаевской церкви восстановлена крыша церкви, её колокольня,  купола и главки с крестами.

Здание Качикатской Николаевской церкви относится к типу деревянных храмов,  широко распространенных на территории Якутии в XIX в. Церковь имеет два купола с 6 главками и совмещенную с  храмом двухъярусную колокольню.  Здание церкви ориентировано по длине корпуса с запада на восток.  Общая длина церкви составляет 25,65 м, ширина в средней части равна  9,76 м. Высота сруба храма в его средней части составляет 5,58 м, тогда как высота сруба колокольни равна 7,04 м. Сруб церкви сложен из крупных стволов лиственницы диаметром 30-40 см. Вход в церковь расположен с западной стороны и проходит через нижний сруб колокольни. Площадь нижней части сруба колокольни  8,9 кв. м. при высоте потолка 3,20 м. Трапезная церкви имеет площадь 30,1 кв. м. и высоту 3,20 м.  С левой и с правой стороны трапезной имеются по одному окну, которые имеют высоту 1,66 м и ширину 0,98 м. Окна имеют деревянные резные наличники, окрашенные белой краской.  Храм имеет площадь 88,1 кв.м. и высоту 4,37 м.  С северной и южной сторон храма имеются по три окна, которые идентичны окнам, расположенным в трапезной церкви. В средней части храма на северной и южной стене над вторым окном расположены по одному полукруглому окну с полукруглой рамой и полукруглыми наличниками, окрашенными в белый цвет.  Помещение алтарной части  церкви имеет площадь 40,8 кв.м. при высоте помещения 3,15 м.  В алтарной части церкви имеются два окна на восточной стене и одно окно с южной стены церкви, а также с северной стороны имеется дверь (запасной выход). Крыша церкви покрыта в два слоя обрезной доской. Карниз крыши выступает относительно стены сруба церкви на 0,60 м и под карнизом идет украшение в два ряда обрезных досок окрашенных в белый цвет. Четверик  главного купола церкви имеет восьмигранную форму и украшена прямоугольными глухими псевдо окнами, выполненными из реек. Данные окна одинакового размера  и расположены на каждой из восьми граней четверика.  Четверик меньшего купола над алтарем и 4 малых  главков также имеют восьмигранную форму. Купола всех главков и куполов, включая купол колокольни, оббиты жестью и окрашены серебристой краской.   На вершине каждого купола имеются металлические православные кресты.  Купол колокольни выше, чем купол четверика над храмом, и составляет 14,22 м у основания шпиля креста, тогда как высота купола церкви у основания составляет 12,02 м.   Общая площадь церкви составляет 188,80 кв. м.

Посты о Хангаласском улусе в 2023 году:

Хаҥалас улууһун дьаһалтатын 2022 сыллаах отчуота

Гавриил Ксенофонтов – ученый, опередивший время

В Хангаласском улусе торжественно подвели итоги 2022 года

Село среднего достатка

Памяти Анатолия Анатольевича Добрянцева…

Общество «Хангалас» обсудило вопросы развития родного улуса!

Республиканский Форум «Здоровье нации — ответственность каждого» в Николаев Центре!

Моменты открытого улусного турнира по русским шашкам «Төхтүр Кубога». 26.02.2023 г.

Новый облик села

«Ксенофонтовтар дьиэ кэргэн раритеттара» быыстапка видеота

Встреча с учащимися Техтюрской средней общеобразовательной школы им. А.Д. Широких

Анатолий Антонов: Мазары Бозеков стоял у истоков идеи самоуправления якутов

«Оонньоо, хормуоска! Ыллаа, частушка!» фестиваль быйыл Анатолий Добрянцев аатынан ыытылынна

Мой сайт: https://nikbara.ru/ — блог о разных интересных событиях

Сайт об усадебном хозяйстве в Якутии https://usadbaykt.ru/

Мой канал в «Яндекс Дзен» — NikBara

Мой блог в “Блогах Якутии” https://blogi.nlrs.ru/author/88287 — архив моих постов в Дневниках Якт.ру и новые посты о культурных событиях.

Просьба подписаться на мой канал «Николай Барамыгин» на Ютуб!

https://youtube.com/@nikbara

И на мои аккаунты в социальных сетях!

«Одноклассниках» https://ok.ru/profile/500676253992

«В контакте» https://vk.com/nbaramygin

Мой канал в «Телеграм» https://t.me/nikbaraykt

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.