Фото 1. Символ зороастризма проводник человеческой души: благие мысли, благие слова, благие дела. Большие круги, вероятно, символизируют солнце, семь мелких кружочков с обеих сторон пророка могут означать 7-й уровень его развития, а крылья и хвост символизируют связь с небесными силами. По вере Айыы этот уровень достигают люди, которые видят не видимое, слышат не слышимое – ойууны, шаманы, пророки.
Вера арийцев «Зороастризм».Название свое зороастризм получил по имени его основателя и пророка Заратуштры – так это имя произносилось на его родном языке. Греки слегка переиначили – выделив слово «звезда» («астра»), так и получились «Зороастр» и, соответственно, «зороастризм». Вообще же имя пророка, как считается, переводится примерно, как «тот, кто может управлять верблюдами». На якутском языке верблюд называется «тэбиэн», исходит от слова лягаться. Главные заповеди зороастризма сводятся к тому, что человеку надлежит постоянно заботиться о своем духовном самосовершенствовании. К родителям следует относиться с уважением и благодарностью, к детям проявлять заботу, к слабым и больным – сострадание. Каждый последователь этой веры следит за тем, чтобы его мысли, его слова и его поступки были добрыми, избегает зла.
Доктор химических наук, профессор Клёсов Анатолий Алексеевич отмечает: «Арии – древний род, который целесообразно отсчитывать от времени примерно 5500 лет назад (а именно, от времени образования гаплогруппы R1a-Z645) …», при этом автор отмечает их миграцию в Месопотамию, начавшейся примерно 4500 лет назад, в середине III тыс. до н. э. на юг, потом на юго-восток, в Среднюю Азию и далее на Иранское плато, и на восток, до Южного Урала и далее в Индостан. Одним из доказательств этого же исследования мы находим в статье “Древние миграции самодийцев и енисейцев в свете генетических данных” Волкова Владимира Геннадьевича, генеалога, историка, специалиста в области генетической генеалогии исторического факультета Томского Государственного университета и председателя Томского родословного общества «Герольд». В своих лекциях он говорит о генетической родственности носителей похожих языков даже у больших групп людей с древних времён. Эти генетические связи, оказывается, не теряются даже если они связаны 500, 2000, 30 000 лет назад. Сейчас его опыт позволяет узнать каждому многое о своих предках, даже можно установить где жили предки 500 лет назад.
На основе общепринятых современной наукой данных о миграции Авксентий Ильич Эверстов, в совершенстве знающий структуру родного языка саха, свободное от основной работы время и выйдя на пенсию, 50 лет неустанно трудился по уточнению запутанной истории происхождения народа саха. Во время отпуска ездил на Алтай, Ангару, Байкал, путешествовал по Сибири, анализировал названия исторических мест. При этом он не стремился получить за свои труды научную степень, работал свободно от всяких чужих мнений, не зависел от политической идеологии страны и западных стран, различных положений научного мира, рецензий, отзывов, «советов», сравнивая научно обоснованные древние данные различных народов с языком саха и с названиями стран и народов. Читая книги автора восхищаешься его настойчивости при достижении истины, основанные на трудах древних и современных историков, порой, на основе своего родного языка, критикующего не правильное толкование их названий.
Так, Авксентий Ильич, изучая приобретенные в пути слова различных народов в языке своего народа и сравнивая их с названиями земель, государств, в своей книге обращает внимание на сегодняшнее Государство «Кувейт» в юго-западной Азии. Кувейт граничит с Ираком на севере и с Саудовской Аравией на юге, с восточной стороны омываемое Персидским заливом и имеющую морскую границу с Ираном, что соответствует миграции древних людей из восточной Африки в Азию, потом обратно на юго-восток Азии. Автор труда выводит слово «Кувейт» от языка саха «күн-күбэй …», где многоточия подразумевают дополнение слова “Ийэ дойдум”, в переводе на русский язык дающий смысл “народной любви к матери как солнцу” или “Родина — мать”. Мы можем предположить, что во время пути в страну где солнце не садится, озарение, которое появилось у наших предков намного позднее, о чём гласит дошедшая до нас легенда, наши дальние предки долгое время остановились в юго-западной Азии и дали этой местности название “Күн күбэй ийэ дойдум” — Кувейт. В подтверждение сказанному приводим труды ученых университетов Ньюкасли и Манчестера, где доктор философии — Таки Ханан в 2010 г. и доктор философии Махсейн Фатима в 2014 г. написали, что носители кувейтского арабского языка проявляют черты, отсутствующие в современном стандартном арабском (MSA), отчасти из-за естественных языковых изменений с течением времени, влияния близлежащих диалектов в Ираке и Саудовской Аравии, а также влияния английского, итальянского, персидского, турецкого, а также хинди-урду и суахили.
Фото 2. Кувейт 19 июня 1961 года стал независимым государством. Свод законов был составлен приглашённым эмиром египетским юристом. В 1970—1980-е годы благодаря экспорту нефти Кувейт превратился в одно из богатейших государств мира, уровень жизни в этой стране был одним из самых высоких в мире.
Более того, следуя научным данным, автор книги Авксентий Ильич отмечает шумеров, живших в Месопотамии (Междуречье) — это территория в Юго-Западной Азии там, где сейчас расположены Ирак, Сирия, небольшая части Турции и Ирана. По археологическим данным в III тысячелетии до нашей эры этот народ имел цивилизованный Государственный строй, сравнимый с современным периодом жизни многих народов мира. Автор книги слово “шумер” сравнивает из слова саха “сүүмэр” (отборный, избранный). Интересно его разьяснение смысла этого слова от древних слов шумеров “саг-гиг”, где слово “саг” означает якутское слово “бас” (голова) – главный, начинающий орган, на якутском языке сах, саҕа, саха, саҕалааччы или һах, һаҕа, һаха, һаҕалааччы (начни, начало, начинающий), а слово “гиг” (человек) “саха киһитэ” (человек һаха, саха). А корень слова “сах” (начни), то есть начинающий сборного, элитного общества, начало лучшей жизни, подразумевая уровень новой цивилизации того времени. Более того Авксентий Ильич переводит слово «юечжи» или «юечжи-сакалар» на язык саха как «үөдүйэр сахалар», что подтверждается многими населенными пунктами «Үөдэй» на территории современной Республики Саха (Якутия). Так предкам современного народа саха шумеры дали название “саха” или “һаха” или какая-то часть предков современных саха были шумерами. Исходя из этого мы можем предположить, что предки саха были частью сообщества Великих шумеров, следовательно, причастными к первой цивилизации человечества.
Кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии Курского института социального образования (филиала) Российского государственного социального университета Панищев Алексей Леонидович в своих трудах о зороастризме утверждает, что слово «Иран» происходит от авестийского слова «Ariana», восходящего к понятию «arya» – «арий». Это мнение подтверждается исследованиями авестийского языка во времена династии персидских царей доктором исторических наук Таджикского государственного педагогического университета Ходжаевой Наргис Джомиевны в статье «Об арийском происхождении династии Ахеменидов».
Автор статьи делает вывод, что предками современных иранцев являются древние индоарии. Таким образом, автор даёт понять, что слово Иран означает «страна ариев» и обосновывает зороастризм исконно иранской религией. При этом подчёркивает, что мусульманство в Иране было привнесено грубой силой.
Далее Алексей Леонидович пишет: «Зороастризм – религия весьма древняя, с разветвлённым учением, сложными ритуалами, с развитыми понятиями о справедливости, благочестии, добре. После того как мусульмане в 640-х годах разгромили войска Сасанидов, началось постепенное вытеснение зороастризма, которое быстро превратилось в физическое, крайне жестокое истребление последователей этой религии. Примерно в X веке зороастрийцы, спасаясь от жестоких гонений со стороны мусульман, бежали в Индию, где они были приняты местным раджей на трёх условиях: женщины должны носить сари, мужчины будут ходить без оружия, все они должны говорить на языке гуджарати». Вероятно, такое отношение к вере арийцев, на наш взгляд, была основана: во-первых, арии верили в творческие силы Природы, не признавали богами людей, даже если они имели статус пророков; во-вторых, арии считали себя избранными богами народом, поэтому не стремились раскрывать понятия своей веры чужим народам; в-третьих, вера зороастризм во взаимоотношениях людей выше всего ставила такое качество людей как справедливость. При верховенстве одних над другими эти понятия были не приемлемыми религиозным мусульманам и другим религиям.
Доктор философских наук, профессор РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева Мамедов Азер Агабалаевич с соавторами в работе «Зороастризм: формирование религиозного сознания» отмечают, что зороастризм как первую веру «откровения» в истории человечества, которая сыграла и поныне играет огромную роль в экономической и духовно-практической жизни народов Ближнего и Среднего Востока, внося свой весомый вклад в укрепление толерантности и добрососедства между народами. «Зороастризм призывает поклоняться небу, земле, огню, воде, потому что в них – жизненная энергия, сила. Поэтому Авеста всячески поддерживает брачные отношения мужчины и женщины, и, как следствие этого, рождение детей. Любовь вне брака строго преследуется. Супружеская жизнь восхваляется как одно из наиболее угодных Ахура-Мазде дел. Каждый человек должен обзавестись женой и детьми. Муж обязан заботиться о собственном здоровье и здоровье семьи, охранять ее, быть трудолюбивым, способным обеспечить семью необходимыми средствами существования. Жена, в свою очередь, должна быть послушной мужу, целомудренной, верной и любящей. Она является полноправной хозяйкой в доме, хранительницей семейного очага… Зороастризм обращает первостепенное внимание на физические параметры тел мужчин и женщин. Во-первых, только здоровый человек может и должен следовать учению Ахура-Мазды. Во-вторых, этот принцип соответствовал программным задачам авестийского общества: вырастить совершенное во всех отношениях поколение только благодаря вступлению в брак мужчин и женщин с превосходными физическими данными… Авеста уделяет особое внимание сельскому хозяйству. Она предписывает любить землю, как любят девушку, оплодотворять ее семенами, делать ее матерью, приносящей богатый урожай. Человек счастлив тогда, когда наслаждается результатами своего труда…
Наряду с земледелием предметом особой заботы Заратуштры является животноводство. Он обращает внимание в первую очередь на разведение крупного и мелкого скота… Человек должен трудиться во имя жизни. Но для этого нужно хорошо питаться. Поэтому питанию Авеста уделяет первостепенное внимание. Народ, который плохо питается, не будет иметь ни хороших сильных работников, ни здоровых, крепких детей. Плохое питание исключает как успешную физическую работу, так и высокую умственную деятельность. В связи с этим Заратуштра осуждает пост. Воздержание от пищи, учит Заратуштра, ослабляет тело… Не последнее место в Авесте занимает медицина. Она понимается как искусство сохранять тело в здоровом состоянии. Авеста говорит о трех видах лечения: ножом, травами и священным словом. Самым эффективным способом лечения Авеста называет лечение священным словом…
Ахура-Мазда является олицетворением истины, праведности, порядка, добра, жизни, света и всех благих дел и намерений. Напротив, Ангра-Майнью приносит разрушение, смерть, ложь, мрак, зло, беспорядок… Идея получения откровения в момент пребывания в состоянии ритуальной чистоты является вершиной религиозной мысли этой эпохи. Именно таким образом возникли христианство и ислам. Мифы о первом человеке и первородном грехе, о посмертном воздаянии, рае и аде и многое другое повторяются и в этих двух религиях». В вере народа саха «Айыы» до сих пор остались понятия «Айыы» (свет, добро) и «Аньыы» (грех). Нравственно-этическое кредо передано через благословение – лечение священным словом и сказаниями народным эпосом «олонхо» — воспеванием жизни в борьбе добра и зла. Эти понятия древними предками саха переданы нам словами: «Айыы киһитэ аһыныгас, Күн киһитэ көмүскэс» (Человек Айыы сострадателен, человек Солнца – защитник).
По вопросу философии зороастризма обратимся к труду доктора философии Рахимова Садулло Хайруллоевича, где автор утверждает, что именно человек, в конечном счете, связывает в гармоническое целое космос, Бога и общество. В зороастризме ценности мира рассматриваются через призму интересов человека. Этот принцип распространяется и на божественность творчества. Кузнецы и плотники, имевшие в социуме древнее арийское мышление и раннюю зороастрийскую веру имели определенный авторитет, создавая нечто вроде колеса или колесницы, вероятно, зафиксировали такую закономерность процесса творчества, когда сначала продумывали в голове саму модель предмета, его детали и затем реализовывали. Стало быть, творчество по представлениям древнего арийского народа — это создание нечто сначала в виде идеи. С идеи начиналось творчество. Затем она воплощалась в материальное. К этим словам о творчестве мы добавим, что исконная жизнь кочевников всегда зависела от климатических, погодных условий для коневодства и животноводства. Каждый год не похож на предыдущий, поэтому из творческого подхода в обустройстве своей жизни в различных географических зонах Азии и Севера зависела их судьба. Вероятно эти часто меняющиеся природные условия создали веру народа в космическое пространство, в Космос и солнце. Кандидат наук Лена Валерьевна Федорова, анализируя основы якутской эпической мифологии с мифологиями других народов и описывая эволюцию изначального появления мировоззрения Тенгри пишет: «Генезис тенгрианского мировоззрения, и, его ядра – тенгризма, своими истоками уходит в целостное мировоззрения ариев, которое явилось, также, предопределяющей при сложении древнеиндийской ведической и авестийской религиозно-философских систем». Удивительно, как гены, память народа несколько тысяч лет сохранили эти понятия, традиции, не поддаваясь почти четырёхсотлетнему непризнанию, гонениям ойуунов, запрету веру народа православной религией, потом Советской властью.
Доктор исторических наук Гоголев Анатолий Игнатьевич в 1993 г. в работе «Якуты» свидетельствует о том, что племена саха своё «мифологическое начало» связывали с ариями, поэтому божества Айыы (Творцы) в этносе называются «Айыы аймаҕа» (буквально: сотворенные божествами Айыы). Кроме того, основные названия и термины, связанные с культом Айыы и мифологией имеют индоарийские параллели. Это положение, например, иллюстрирует богиня деторождения Айыыһыт, вероятно, близкая к образу ведийской богине Аи, или такие слова, как якутское «кыраман» — «проклятие» и индийское карма «возмездие». Параллели прослеживаются и в бытовой лексике (например, др.-инд. vis – «род», «племя», як. «биис» в том же значении и др.). Следовательно, вера народа саха «Айыы» имеет древнее происхождение, её корни определены наукой 5500, может и более лет тому назад. Первое её название «Зороастризм» была основой многих вер и религий, но, главное здесь не название, а содержание сути этой веры – справедливость, правда и чистота помыслов, которые, благодаря народу, сохранены до XXI века.
При изучении древней истории многое предполагается на основе найденного артефакта и философского осмысления этого факта при сравнении с другими фактами на основе логики. Интерсные факты приводит Виктор Бабушкин на основе изучения трудов всемирно известных учёных С. Крамера (1991), А, Чернышова (1993), М. Белицкого (2000) и многих других. Пишет, что шумеры отличались коренастостью, большеголовыми, лица были чаще круглыми. Их называли черноголовыми из-за иссиня-чёрных волос. В открытой информации много мнений о связи шумеров с арийскими племенами в Месопотамии, есть даже мнения о том, что они один и тот же народ. Много информации о древнейшей в Азии цивилизации на юге Месопотамии (Междуречье), территорию которой образуют две бурные непокорные реки: Тигр и Евфрат. Они берут начало на Армянском нагорье (территория современной Турции) и впадают в Персидский залив. Этот район принято называть Передней Азией, Передним Востоком, а когда речь идет о современных событиях, то Ближним Востоком. Шумеры были удивительно упорны и трудолюбивы, умели осушать болота, ставить плотины, прокладывать каналы в засушливые земли. Они преобразили бесплодную долину: пашни стали давать высокие урожаи, на орошаемых землях выросли финиковые рощи, мимоза, ивы и многие другие растения. В многочисленных городах были построены дворцы и храмы, украшенные пестрой мозаикой из цветной глины, появились разнообразные ремёсла. Шумеры создали письменность, названную «клинописью» за внешний вид. Приучили диких животных, создали колесо и по узким улицам городов ездили на телегах.
Учёный, японец по происхождению, американец по гражданстве Ней М в 1974 г. предположил, что африканцы (негроиды) отделились от общего ствола человечества чуть более 100 тысяч лет назад, а монголоиды (в основном жители Азии) разделились с европеоидами всего около 50 тысяч лет назад. Академик Академии фундаментальных наук, доктор биологических наук Назарова Ариадна Филипповна доложила, что в палеолите около 50-60 тыс. лет назад началось разделение древней евразийской популяции, обитавшей в регионе Южной Сибири. Исследования палеогеографов последних лет показывают, что обширные низменности Западной, Средней и Восточной Сибири в палеолите (18-20 тыс. лет назад) не были покрыты оледенением; свободны от ледниковых щитов были и значительные территории Арктического бассейна. В горах юга и юго-востока Евразии, таких как Памир, Тянь-Шань, Алтай, Саяны, Тибет, Гималаи, оледенение носило частичный характер и было связано в основном с высокогорьем. Таким образом, климатическая обстановка в палеолите в Евразии вполне способствовала дифференциации и длительной миграции древних человеческих популяций. Но, оказывается, споров по вопросам миграций много.
Археолог, доктор исторических наук, сотрудник ИИМК РАН Аникович Михаил Васильевич в статье «О миграциях в палеолите» поднимает проблему: «Несмотря на то, что «чистый» автохтонизм давно ушел в прошлое, проблемам миграций до сих пор не уделяется должного внимания; сознательно или подсознательно, к ним все еще продолжают относиться как к чему-то не столь существенному, не играющей принципиальной роли в процессе исторического развития. Между тем обзор ряда важнейших проблем археологии верхнего палеолита показывает, что в ряде случаев миграционные процессы играли исключительно важную, и даже решающую роль в процессе исторического развития в эту эпоху. Настало время разрабатывать данную проблематику как самостоятельное направление в рамках первобытной археологии».
На наш взгляд это касается не только палеолита. Читая различные труды учёных сложно построить понятную всем структуру происхождения, путей миграции народов как будто учёные различных континентов и рас хотят присвоить себе не своё. Лженаука всё же присутствует. Только чистота помыслов, которая добъётся правды восстановит эти неурядицы учёных. Древнее историческое происхождение человечества по мере развития различных наук может измениться, могут измениться и пути миграций, даты определения естетственности или искусственности орудий труда древних по мере развития методологий определения артефактов. Вот одну из них написала сотрудница ДНК-лаборатории департамента биологии Университета в Вашингтоне (США), по происхождению якутянка, генетик Зоя Ивановна Иванова, что необходимо записать в самом начале нашего повествования о миграции саха, чтобы выявить сроки появления веры народа саха. Оказывается, приобщение наших генов к древнему “западно-евразийскому компоненту” имеет политическую основу, на основе генетических исследований, как по материнским, так и по отцовским линиям мы исходим от наших центральноазиатских палеолитических предков, а не из Европы. Европа сама получила этот компонент от протоморфных североазиатских “европеоидов”, начиная с бронзового века.
Исходя из итогов выше названных научных трудов Деревянко А.П., Шунькова М.В., Клёсова А.А., Ней М., Назаровой А.Ф., Аникович М.В. мы поддерживаем суть монографии «Тайная история саха» кандидата исторических наук Николаева Афанасия Алексеевича, где говорится об автохтонности народа саха на территории современной Республики Саха (Якутия). В раскрывающихся наукой истории каждого этноса очень много пробелов на десятки тысяч лет. Его мнение основано на трёхмерной методике изучения истории Льва Николаевича Гумилёва. Споры об автотохтонности какого-либо этноса в какой-либо географической зоне имеют опять-таки политическую основу, в глобальном масштабе только африканцы в Африке коренные жители. Стремление найти правду в запутанной истории древней миграции племён и народов для любого специалиста – требование времени, а историку — тем более. Древняя миграция народа с территории современной Якутии в новые, более тёплые регионы Азии и Америки из-за климатических изменений географической среды, тема актуальная. И, самое главное, по его мнению, не все древние саха мигрировали в другие части света, значительная часть их осталась на своей исторической родине – на долинах реки Лены, отвечает многим научным данным. Далее, автор рассуждает о том, что впоследствии именно эта часть древних саха, вместе с теми, кто вернулся из странствий по миру на свою историческую родину, стала основой для формирования современного якутского этноса. Мы можем надеяться, что какая-то часть саха, как пишет Клёсов, дошли до Индии, Ирана и Месопотамии, тем самым стали соавторами первых цивилизаций человечества.
Доктор исторических наук Гоголев Анатолий Игнатьевич в своей книге о связи саха с культурами других народов пишет: “Этногенез саха мог начаться носителях с эпохи ранних кочевников, когда на западе Центральной Азии и в Южной Сибири развивались культуры скифо-сибирского типа, связанные своим происхождением с иранскими племенами. В его основе лежали истоки, выработанные под влиянием индоиранской этнокультуры. Отдельные предпосылки этой трансформации на территории Южной Сибири уходят в глубь II тыс. до н. э.”. Мы пропускаем слово «ранние кочевники», так как кочевники кочевали во все стороны света в зависимости от изменения климата, различных катаклизмов природы.
О тех, кто остался у реки Лены пишет Зоя Ивановна Иванова в своей книге «Первопредок народа Саха — ANE (Ancient Northasian Europoid) — древний североазиатский европеоид». Народ саха в генетическом плане имеет совсем малое количество предков через мужчин по Y-хромосоме N1 C1 гаплогруппе. Оказывается, Y-хромосома не имеет пары, поэтому передаётся только через мужчин и современные мужчины саха имеют эти хромосомы 100%. На основе этих данных автор исследования предположила, что древний народ саха жил долго у берегов реки Лены. В связи с этими научными данными необходимо вспомнить древнюю традицию народа саха о том, что девочка принадлежит только своему народу «кыыс оҕо – омук анала». Мнение Афанасия Алексеевича можно подтвердить научными исследованиями Юрия Алексеевича Мочанова на Диринг Юряхе о северной прародине человека, но Земля вокруг солнца крутится миллиарды лет и Север, вероятно, за это время был, холодным регионом. Уточнение мнения Мочанова американцем М. Уотерс со своими коллегами о возрасте культуросодержащего слоя Диринг Юряха в интервале 270 000 — 370 000 лет тоже сомнительно. Споры учёных вызывает современная технология определения артефактов.
Сардаана Аркадьевна Федорова, кандидат биологических наук, заведующий лабораторией молекулярной генетики Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук в работе «Анализ линий митохондриальной ДНК в популяции якутов» с соавторами пишет: “Популяции якутов характеризуются предельно низким уровнем разнообразия линий Y-хромосомы (71-93% мужчин в разных этногеографических группах являются потомками одного N3 (N1C)-основателя), относительно высоким разнообразием линий мтДНК, высокой частотой гаплогруппы D5a2, низким уровнем генетических различий между популяциями по мтДНК и Y-хромосоме. Небольшое содержание европеоидного компонента в генофонде якутов менее 10%. Филогеография мажорных гаплогрупп мтДНК и Y-хромосомы свидетельствует о заселении территории Якутии из Южной Сибири, Монголии и Северного Китая”.
Подводя итог приведённых научных данных о вере ариев «зороастризм» мы отмечаем, что народ саха несколько тысяч лет не забыл эту веру откровения о мироустройстве и взаимоотношении человека и космического пространства как Бога. Эта вера способствовала зарождении и развитии первой цивилизации в Месопатамии, когда появились храмы, зафиксированные клинописью у шумеров, т.е. примерно шесть тысяч лет тому назад люди поняли суть божественных слов Вселенной. Читая труды учёных про веру арийцев находим удивительно схожие понятия с современной верой народа саха «Айыы» (Творение): о ценностях семьи, верховенстве природы, стремление к крепости здоровья, умении трудиться, приоритете справедливости в обществе, почитании единого бога, борьбе добра и зла, об источниках греха и каре, т.е. не только о духовном развитии человека, а о ценностях жизни вообще. Там нет понятий о рабах божьих, ибо эта вера зародилась в то время, когда люди относились друг другу по уровню чистоты души, а не по богатству, поэтому мы все дети божьи. Это и есть цивилизация в правильном понимании природосообразности, человекосообразности, социосообразности общества.
Виктор Ноговицын, действительный государственный советник РС(Я) первого класса, член Высшего Совета веры народа саха «Айыы» (Творение).
Литература:
1. Источник: https://kulturologia.ru/blogs/190122/52339/?ysclid=lw9vidsmcn392496526. 17.05.2024 г.
2. Коллизия двух парадигм? Переписка с Л.С. Клейном. Вестник Российской академии ДНК-генеалогии, т. 4, № 2, 246–402 (2011). А.А. Клёсов. «Кому мешает ДНК-генеалогия. Ложь, инсинуации, и русофобия в современной российской науке» (2016) Издательство «Книжный мир» Вопрос 83: Кто такие арии с точки зрения ДНК-генеалогии?.. | ДНК-генеалогия как историческая наука. А. Клёсов | ВКонтакте (vk.com)
3. Волков В.Г. Древние миграции самодийцев и енисейцев в свете генетических данных // Томский журнал линсгвистических и антропологических исследований. Вып. 1 (1), 2013. – Томск: ТГПУ, 2013. С. 79-96.
4. Назаренко Татьяна. Что дает генеалогу и историку генетика? Режим доступа: Блог — Томский областной краеведческий музей (tomskmuseum.ru). 16.05.2024.
5. Эверстов А. И. Айыы аймахтара, күн улуустара ; 4-с түһүмэх / А. И. Эверстов. – Дьокуускай : Сайдам, 2011. – 240 с.
6. Режим доступа: Kuwaiti Arabic — Wikipedia (turbopages.org). 29.02.2014 г.
7. Слово «саг» может начинаться с буквы «һ», также как слово «шумер» (ВН).
8. Панищев А.Л. Зороастризм (дидактические материалы по курсу «Религиоведение») / А.Л. Панищев // Вопросы культурологии. – 2014. – № 5-6. Также см.: Панищев А.Л. Религиоведение: учебное пособие. – Курск: ООО Мечта, 2010. – 316 с.
9. Ходжаева Н.Д. Об арийском происхождении династии Ахеменидов. Режим доступа: ob-ariyskom-proishozhdenii-dinastii-ahemenidov.pdf. 02.04.2024.
10. Гуджарати — один из 23 официальных языков Индии, распространён на западе страны.
11. Авеста — собрание священных текстов зороастрийцев.
12. Ахура-Мазда — верховный бог зороастрийского (авестийского) пантеона.
13. Заратуштра — пророк, основатель зороастризма в иранской мифологии.
14. Ангра-Майнью – глава сил тьмы, зла и смерти.
15. Мамедов А.А., Оришев А.Б., Шиповская Л.П. ЗОРОАСТРИЗМ: ФОРМИРОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-5. – С. 1140-1143;
URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35032 (дата обращения: 31.03.2024)
16. Рахимов С. Х. Философско-эстетические идеи зороастризма : автореферат дис. … доктора философских наук : 09.00.03 / Рахимов Садулло Хайруллоевич; [Место защиты: Ин-т философии им. акад. А.М. Богоутдинова АН Республики Таджикистан]. — Душанбе, 2007. — 44 с.
17. Федорова Л.В. Тенгризм : монография / Л.В. Федорова. – Якутск : Издательский дом СВФУ, 2023. – 596 с
18. Гоголев А. И. Якуты (Проблемы этногенеза и формирования культуры). – Якутск, 1993. С.123.
19. Виктор Бабушкин. Разгадка тайны шумеров. Режим доступа: Разгадка тайны шумеров (Виктор Бабушкин) / Проза.ру (proza.ru). 27.03.2024.
20. Nei M., Roychoudhury A.K. Genic variation within and between the three major races of man, Caucasoids, Negroids and Mongoloids //Amer. J. Human Genet. -1974. — V.26. N 4. — P.421-44.
21. Назарова А.Ф. Биологические и небиологические доказательства палеоазиатского происхождения северных монголоидов, европеоидов и американских индейцев // Доклады РАН. – 2008. — т. 420, № 3. — С. 424-429.
22. Величко А.А., Кононов Ю.М., Фаустова М.А. Геохронология, распространение и объем оледенения Земли в последний ледниковый максимум в свете новых данных // Стратиграфия. Геологическая корреляция. — 2000. — Т. 8, № 1. — С. 3-16.
23. Аникович М.В. О миграциях в палеолите. Режим доступа: o-migratsiyah-v-paleolite.pdf 31.03.2024
24. Иванова З.И. Сэргэ – мегалит народа Саха – Sarga – megalith of the sakha people / З. И. Иванова-Чуопчаарар. – Якутск: Бичик, 2013. -351[1]c.: ил.
25. Николаев А.А. Тайная история саха. Национальное книжное издательство «Бичик» РС(Я), 2019. – 111 с
26. Гоголев А.И. Индоевропейские связи в формировании древнетюркской культуры (на этнокультурном языковом материале тюркоязычных народов Сибири) / Вестник СВФУ. – 2015. –Т.12. -№1.
27. Waters M., Forman S., Pierson G. Late Quaternay Geology and Geochronology of Diring Yuriakh, An Early Paleolithic Site in Central Siberia // Quaternary Research. 1999. V. 51. P. 195-211.
28. Федорова С.А., Бермишева М.А., Уильямс Р., Максимова Н.Р., Хуснутдинова Е.К. Анализ линий митохондриальной ДНК в популяции якутов. Молекулярная биология. Том 37, № 4 / Июль 2003 г. – С. 643-653. Эл. ресурс. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_17698202_87560403.PDF
Статьи Виктора Ноговицына в моем блоге:
Ааты үйэтитэр уос номохторо. Кыһа
Үлэбит түмүктэрин сорох төрүөттэрэ
Триумфатор о Сергее Васильевиче Меркулине
Гениальность интеллекта Колесова
ИСТОКИ ТРАДИЦИЙ НАРОДА САХА (Естественно-научный взгляд на верование народа саха)
Мой сайт: https://nikbara.ru/ — блог о разных интересных событиях
Сайт об усадебном хозяйстве в Якутии https://usadbaykt.ru/
Мой канал в «Яндекс Дзен» — NikBara
Мой блог в “Блогах Якутии” https://blogi.nlrs.ru/author/88287 — архив моих постов в Дневниках Якт.ру и новые посты о культурных событиях.
Просьба подписаться на мой канал «Николай Барамыгин» на Ютуб!
И на мои аккаунты в социальных сетях!
«Одноклассниках» https://ok.ru/profile/500676253992
«В контакте» https://vk.com/nbaramygin
Мой канал в «Телеграм» https://t.me/nikbaraykt