Вступая в следующий этап нашего поиска веры народа саха сделаем разъяснение по вопросу понятий “вера” и “религия”, ибо в различных научных источниках много разногласий. Из истории мы знаем об исламизации многих народов, в том числе и тюркских народов России, кроме саха, имевших свою исконную веру тенгризм, о политике высшей арийской расы в фашисткой Германии, которая порывается выйти в свет и в наше время, о развивающемся ариохристианстве, о “золотом миллиарде”, инициированных западными олигархами современного мира. Так, по сути, каждая вера или мнящие свою избранность люди имеют надежду на элитность, что присуще завуалированию духовности, следовательно, помутнению ума и не признающим развитие ноосферного разума живыми существами. Слово «религия» (лат. religio-связь), оказывается, имеет политическую основу, где «ре» переводится как повтор веры, а слово «лига» означает объединение, связующее звено. Со времени эксплуатации человека человеком завоеватели принуждали завоёванные народы верить в себя, только в свою культуру, отсюда и религия, которая поддакивала имущим. Народ саха много тысяч лет остался верен своей древней вере — вере арийцев. Верховенство Вселенной инициировал среди тюркских народов, но не навязывал, не стремился превратить веру в религию. Такое явление соответствует понятию духовности, которая сравнима с чистотой души, на языке саха “сырдык ыра санаа кута”. Можно перевести как добрые, справедливые мысли, желания, деяния души. Эти понятия в полной мере раскрывает книга Агафьи Еремеевны Захаровой «Олонхо: учение традиционного наследия «Ытык бичик». Исходя из самоотверженных поступков героя олонхо — богатыря, который защищая свою семью, свой род и народ от тёмных сил, проявляет справедливые лидерские человеческие качества, которых автор связывает с современными понятиями этики, эстетики и этикета.
Эти истины можно узнать из раздела книги Фефеловой Веры Васильевны «Некоторые сугубо арийские ритуалы у якутов». Изучая труды исследователей древних арийцев и описанные ритуалы народа саха автор находит схожие традиции. Так у Н.С. Щукина (1844, 1854), В.Ф. Трощанского (1902, 1909), В.М. Ионова (1918), П.А. Ойунского (1927), С.В. Ястремского (1929), З.В. Гоголева (1958), Л.Р. Кызласова (1960), И.В. Константинова (1975), А.Е. Кулаковского (1979), Л.А. Лелекова (1980), А.И. Гоголева (1980, 1986, 1993), Р.И. Бравиной (1983), А.К. Акишева (1984), Ф.Б.Я. Кёйпер (1986), А.И. Мартынова (1987), А.В. Запорожченко с соавт. (1990), Д.С. Дугарова (1991), Н.А. Алексеева (1992), А.Я. Шер (1993), В.Л. Серошевского (1993) имеются похожие почитания главной культовой роли быка, ритуал захоронения человека с конём у вертикального столба – коновязи (сэргэ) с рогатыми вершинами, украшения из бронзы, которые представляют собой кольцо, от которого отходят два рогообразных ответвления с развернутыми в разные стороны лошадиными головами. Эти солнечные, солярные божества указывают на арийские боги-близнецы Ашвины. Слово «Ашвины» переводится как «обладающие конями» или «рожденные от коня», они входят в пантеон арийских богов, живут на небе и носятся на золотой колеснице, приносят дары для арийцев. Отмечает особое любовное отношение саха к коню, о священности коновязи, сравнении сэргэ с мировым деревом, проросшим все три мира, от которого капала животворная вода и где пировали боги. В знак почитания солнца мужчины и женщины носили на шапках над лбом круглые серебряные бляхи, о культе огня, о богатырях, победивших нечистые силы, чёрном и белом шаманстве, атрибутика которого восходит к наиболее ранней индоиранской религиозно-мифологической системе, о найденном, сегодня забытом, древнем хеттском, лувийском, тохарском языке слове «ай» (творить, созидать) и т.д. Автор книги делает заключение, что эпические сюжеты якутов свидетельствуют о присутствии у них арийского этнического элемента, якуты ни от кого не заимствовали ни культ своего Бога-творца Айыы, ни культ коня или священного небесного жеребца. Всё это их генетически заложенное законное наследство, ибо они – потомки арийских племён.
Российский и советский историк, востоковед-синолог, переводчик, к.и.н. Анатолий Гаврилович Малявкин в своей книге о Танских хрониках пишет о создании в III веке до н. э. тюркоязычного государства на основе группы сакских племён присырдарьинских районов. Во многих открытых источниках интернета отмечают, что тенгрианство — религия, основанная на вере в Создателя, предположительно возникла в конце II — начале I тыс. до н.э. Его сближают с хуннуским ченли («небо»), существуют и более широкие параллели с китайским Тянь, шумерским Дингир, «небо». Этнограф, искусствовед, литератор Казахстана Сейдимбек Акселей Сланович в книге “Мир казахов” пишет, что начало тенгрианской культуры восходит к стране саков дəулет. Огромный интерес для раскрытия глубоких историко-культурных корней содержит слово «сақ». Сақ (саки в русской транскрипции) – этноним ранних кочевников. Под этим именем были объединены множество племен, которые вошли в состав многих тюрко-монгольских народов Азии. Из открытых источников интернета мы можем предположить эти племена: саха, турки, татары, монголы кипчаки, чуваши, балкаро-карачаевцы, кумыки, алтайцы, может быть ещё другие племена. Нам представляется возможным разъяснить, что слово «Таҥара» переводится с якутского как «Бог», а корень этого слова «таҥар» переводится на русский язык как «формирует», «комплектует». Это важно при объяснении срока рождения веры и чьим языком определено название веры.
О вере, которая объединяла и развивала народы пишет Директор Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан Хакимов Рафаэль Сибгатович в книге «Хроника тюрка татарских государств»: «… что за вера была это и когда появилось и где? Изучая материалы по истории народов мира, мы находим, что в IV-III тысячелетиях до нашей эры в Месопотамии зародилось первое в мире государство Шумер, имеющее свою письменность и высокую культуру. Из многочисленных клинописных табличек мы так же узнаем, что язык шумеров был схож с тюркским, и верили они в бога Неба, называемого «дингир» или «тенгир». Существующий мир у них состоял из трех частей – небесный (верхний), земной (средний) и подземный (нижний), где жили злые «абзы». Осью мироздания у них было Мировое Дерево, и называли себя шумеры «сак-гик». И пришли в Месопотамию с северо-востока из Арата в районе Каспийского моря. Интересно, что в олонхо сказано, что древняя родина саха (саков) находилась около моря Арат (Арал?). Не слишком ли много совпадений с этнокультурными реалиями народа саха? И не являются ли шумерские «абзы» злыми существами «абаасы» в эпосе олонхо народа саха?
Со временем шумеры были побеждены другими народами и, видимо, оттеснены на северные окраины своей империи – на север современного Ирана и Средней Азии, где в I-ом тысячелетии до н.э. появились государства тюркоязычных кочевых народов саков и гуннов. И здесь на обширных, бескрайних просторах Евразии у кочевников еще больше укрепилась вера в небесного бога – Тенгри, единого и все сущего. Всевышнего! Здесь под открытым небом, под солнцем и звездами, продуваемый всеми ветрами, человек чувствовал себя живой частицей, очень малой, всего мироздания – эйгэ. И теперь жизнь человека, его судьба, зависела от движения ветров, роста трав, лучей солнца и звезд, от воли Неба, Всевышнего… И все это – Тенгри, которому надо молиться и преподносить дары. Любить и уважать».
Далее Рафаэль Сибгатович пишет свои знания и предположения о тенгризме: «В эпоху правления приемников Чингисхана в Пекине был построен Храм Неба очень похожий по форме на круглый шатер степняков, в котором китайские императоры последующих династий молились, испрашивали у Неба благодати и процветания в государстве. Этот обряд соблюдался в Китае до начала ХХ века, что является еще одним доказательством того, что тенгрианская вера, призывающая всех преклоняться Небу (вселенной) и Природе, было распространено по многим странам Востока и Евразии. Вспомним культ Мирового Дерева (Иггдрасиль) и бога Одина у народов Европы, которые часто фигурируют в олонхо тюрков-саха. В Японии же религия синто (синтоизм) проповедует преклонение Природе и Небу-прародителю, сыном которого считается сам император. А слова «сёгун», «самурай», «сакура» очень схожи с якутскими (тюркскими) по смыслу и произношению. Одна из ветвей синтоизма называется «тенри-кё», в которой почитается верховное божество Тенри. Видимо синтоизм есть некая восточная ветвь тенгрианства, как и его северная разновидность в Якутии».
Вера, которую исповедовали саки, – тенгрианство – считала верховным божеством над людьми Синее Небо, а это значит, что основной закон жизни для носителей этого вероисповедания – жизнь в гармоничном единении с Природой, постижение языка Природы, подчинение законам Природы». Далее автор книги отмечает: «Тюркский каганат процветал в Центральной Азии около двух веков (552-774 гг.), за это время его могущество и слава шагнули далеко за пределы Евразии», «Возникшие позже государственные образования – Западно-Тюркский каганат (582-630 гг.), Восточно-Тюркский каганат (582-630 гг.), Ханство Туркеш (658-766 гг.), Государство Карлуков (766-840 гг.) ведут свою родословную от Тюркского каганата».
Шанырак – главный символ тенгрианства
Свидетельством развитой многотысячной культуры тюрков говорят ещё и Орхонские надписи, ибо, по нашим представлениям, древняя культура может подняться на такую высоту только на основе веры в Бога. Они датируются началом VIII века, надпись была написана в 732 году, а надпись HYPERLINK «https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%91%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B5-%D0%BA%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%83»БильгеHYPERLINK «https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%91%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B5-%D0%BA%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%83»-кагана — в 735 году. Потомок тюрков, советский и казахский учёный, доктор филологических наук, изучавший орхонские памятники Губайдолла Айдаров пишет в своих книгах о том, что тюркоязычные племена издавна имели письменность и освоили не один, а несколько алфавитов. Эти письмена применяли в административных, дипломатических и религиозных сферах. Государство тюрков, располагавшееся в степных зонах от границ Китая до Персии и Византии была страной высокой цивилизации. Эти данные могут быть истинным доказательством того, что вера «Тенгри» зародилась 3700 лет тому назад во времена цивилизации бронзового века из общих понятий кочевников.
Автор нового силлабария для чтения древней руны тюрков на основе структуры языка саха Андрей Иванович Кривошапкин считает, что ведущую роль имеет знание менталитета кочевников и их веры в Бога. В своей книге «Грядущий век — сата» он разъясняет перевод руны: «И если этот человек будет в силу обстоятельств занимать пост вождя, то это — не повод для того, чтобы из него делать бога. Самое большое, на что способен согласиться кочевник, это то, что этого человека больше любят боги, потому он более удачлив и умён. А он, кому боги не помогают в его делах, вынужден следовать за своим вождём, чтобы получить помощь свыше через любимца богов. Этим и объясняется выступление владык тюрков и шаньюев хуннов в роли белых жрецов. За любым вождём в степи должна была стоять вера других в него, что он более удачлив в своих делах и, взявшись руководить всеми по назначению небожителей, поможет всем. Текст памятника Кюль тегина показывает, что правитель тюрков должен был убедить своих воинов следовать за ним. Подчинение было добровольным, и одной из основных целей установления памятника на могиле Кюль тегина была необходимость привлечения свободных воинов в своё войско. Так, с первых же строк памятника брат умершего Кюль тегина пишет о том, что в следствие смерти его брата многие вышли из племенного союза, так как не верили, что найдётся другой полководец, который обеспечит мощь союза голубых тюрков. И весь последующий текст памятника – это попытка доказать, что и без Кюль тегина союз голубых тюрков сохраняет свою мощь и силу, и, может обеспечить хорошую жизнь всем присоединившимся к этому союзу. В нём изложены мысли повелителя тюрков, каким образом он собирается это обеспечить. Одним словом, эта надпись – как бы краткая программа правящей партии, которая написана и установлена в пропагандистских целях. То, что тюркский каган потратил деньги и время на сооружение этого памятника, показывает, что письменность у тюрков в то время была широко распространена, и многие могли прочитать этот текст, принять позицию голубых тюрков и примкнуть к ним».
Мы знаем, что цивилизация предопределяет стабильность и способность саморазвиваться обществу, т. е. эта стадия может формироваться на основе просветленного разума. Все другие веры появились позже в период развития империй, когда началось расслоение общества на эксплуатирующих и эксплуатируемых. Во многих источниках о тенгрианстве написано, что Культ Тенгри – это культ Голубого неба – небесного Духа-хозяина, Вечного неба, местом постоянного обитания которого было видимое небо. Речь всегда шла об одном – о мужском не персонифицированном божественном начале, о Боге-Отце. Тенгри-хан мыслился как Бог поистине космических масштабов, как единый благодетельный, всезнающий, справедливый и правосудный. Он распоряжался судьбами человека, народа, государства. Он творец мира, и Он сам есть мир. Ему подчинялось все в Мироздании, в том числе все небожители, духи и, конечно, люди, т.е. наши предки считали Богом Вселенную и называли «Аар Айыы Тойон Таҥара» (Великий Творец, Владыка Бог). Исходя из этих понятий предки народа саха не строили храмы, ибо живя под солнцем, зачем строить ещё храм, природа – сама храм.
Доктор философских наук, кандидат искусстоведения Кокумбаева Баглан Джиенбаевна в учебном пособии о тенгрианском искусстве пишет: «Переходя к характеристике раннего историко-культурного этапа, следует отметить, что вершиной в развитии культуры ранних кочевников является железный век (IX век до н.э.). Этот век соответствует археологическому периоду, называемому сакским. Благодаря исключительному богатству недр полезными ископаемыми, сакский дəулет становится одним из важных центров древней металлургии, где производилась интенсивная разработка медных, оловянных и серебряных руд. Обнаружены также древнейшие выработки золота, золотые ювелирные изделия, датируемые XVI-XIV вв. до н.э. По всей Сибири – в Минусинской котловине, долинах Лены, Енисея и других районах – археологами найдены различные изделия, выполненные в «зверином стиле» … Уникальные находки сакского времени, относящиеся к различным хронологическим этапам, обнаружены на всей территории Казахстана. Самый богатый – Есiк обасы (курган Иссык) в Жетысу – один из ярких памятников сакской культуры. В боковой могиле (центральная была разграблена еще в древности) похоронен воин, облаченный в дорогой костюм. Так, впервые был обнаружен парадный церемониальный костюм скифо-сакского вождя, получивший образное название «золотой» человек. В нем насчитывается более четырех тысяч золотых ювелирных изделий. Голову «иссыкского царя» венчал высокий (65-70 см) конусообразный убор, который украшен более чем 200 золотыми предметами. Это «искусно выполненная корона – символическое изображение «мировой горы», на которой сделанные из золота крестообразно расположенные изящные фигурки мифического тигро-грифона, тигра, козла и коня указывали стороны света, будучи их охранителями. Украшают корону также рельефные изображения парных крылатых коней, связанные с культом солнца. Подобные образы солнечных коней встречаются и в древнеиндийской мифологии, где ассоциируются с деревом, короной солнца, а их движение – с движением солнца над миром».
Костюмы Августины Филипповой
Народ саха традиционно одевает овальный конусообразный головной убор до сих пор. В наше время такую древнюю традиционную культуру национальной одежды во время национального праздника ысыах обновила признанная во многих фестивалях России Августина Николаевна Филиппова (Фото № 1). У народа саха не только головной убор имеет овальный конус, берестяная юрта саха также имеет овальный конус, где испокон веков проводили благословение перед началом национального праздника встречи нового года – ысыах (летнего солнцестояния). Архитектура этого жилья этим и отличается от тунгусской яранги. (Фото № 2). Племён и народов в степи, объединенных Тенгризмом, было много, об их деятельностности и созидательности, единстве и многообразии, универсальности и уникальности пишет Директор Международного фонда исследования Тенгри Федорова Лена Валерьевна в своей книге. Это мнение автора подтверждается многими исследованиями учёных о ими построенных круговых объектах-храмах, кузнечно-металлургических городах, отгонных скотоводческих хозяйствах. Со знанием дела описаны механизмы идентификации культуры многих народов, включая и русский народ, что объединяет нас и сегодня.
Берестяная ураса в Таттинском улусе
В наше время многие вопросы может разрешить палеогенетика, которая становится одной из более научно обоснованных и достоверно определяющих наук в выяснении происхождения различных народов, поэтому обратимся к труду «Миграция ариев по данным ДНК-генеалогии» доктора химических наук, профессора, Президента Академии ДНК-генеалогии Анатолия Алексеевича Клёсова. В авторском резюме он отмечает, что он рассматривает «миграции носителей гаплогруппы R1a со времени образования гаплогруппы в Южной Сибири примерно 20 тысяч лет назад, последующего пути через Тибет, Иран и Малую Азию на Балканы, перехода ее носителей на Русскую равнину и последующего перехода в Индию в середине II тыс. до н.э. Путь их из Европы на восток, который с середины IV тыс. до н.э. отмечен расхождением индоевропейского языка на ветви, положил начало выходу носителей гаплогруппы R1a на историческую арену под именем ариев. Их протяженные миграции завершились на Иранском плато (авестийские арии), в Северной Индии (индоарии) и в Месопотамии (хетты и митаннийские арии). В качестве арийских можно рассматривать и миграции на Южный Урал (синташтинская и родственные археологические культуры), от Северного Казахстана в далекое Зауралье (андроновская культура, тагарская, таштыкская и родственные культуры), и далее до Алтая с переходом в культуры скифского круга в I тыс. до н.э. Названия культур, их территории и времена можно уточнять и менять, но сути дела это не изменит – это миграции носителей гаплогруппы R1a с последовательно (и параллельно-последовательно) образующимися субкладами».
Об этом и пишет Авксентий Ильич Эверстов о продвижении предков «юечжи-сакалар» (үөдүйэр сахалар) или «саков-саха» со многими предками народов Азии и Европы. Саха кочевали по степям Евразии во II-I тысячелетии до нашей эры: центральная Азия; западная Азия; восточная зона Азии. Строили города, государства, но многие племена разрозненно кочевали за лучшими сенокосными угодьями для своих лошадей и скотины. Вероятно, не часто, но от времени ко времени происходили похолодания или потепления климата на различных географических зонах земли. Эти мнения оправданы исследованиями палеогеографов последних лет, которые показывают, что обширные низменности Западной, Средней и Восточной Сибири в палеолите (18-20 тыс. лет назад) не были покрыты оледенением; свободны от ледниковых щитов были и значительные территории Арктического бассейна. В горах юга и юго-востока Евразии, таких как Памир, Тянь-Шань, Алтай, Саяны, Тибет, Гималаи, оледенение носило частичный характер и было связано в основном с высокогорьем.
Таким образом, климатическая обстановка в какие-то периоды в Евразии вполне способствовала дифференциации и длительной миграции древних человеческих популяций. Саха много мигрировали по Азии и Сибири, мы можем подтвердить из слов саха многое в названиях Сибири. Слово «Сибирь» очень похоже на слово с языка саха «син биир». Саха не любит ветер, сквозняки, а в Сибири дуют около ста различных ветров, поэтому мы подразумеваем, что сильные ветра стали одной из причин миграции саха из Сибири на долины реки Лены на Севере, где почти нет ветров. Название озера «Байкал» можно перевести как «байҕал» (большое, необъятное). На берегу реки Лены местность «Усть Кут» (үс кут) можно перевести как «Три души», «Иркутск» (ириэнэх кут) как «оттаявшая душа», речку «Катунь» (хотун) на Алтае «Госпожа», возвышенность «Ат дабан» (ат-лошадь, дабаан-подъем), которую с грузом можно преодолеть только на лошади. Река «Ангара» (аҥхай) – глубокая яма с крутым берегом и т.д.
На основе этих исторических данных на сегодняшний день и предположений историков, лингвистов, журналистов, интересующихся историей различных этносов, мы намерены искать время происхождения веры народа «Айыы» (Творение) под самоназванием «hаха» или осовременным названием «саха» или обрусевшим названием «якут». Эти названия народа произошли из-за неправильного произношения представителями других народов, которые не могли выговорить отдельные буквы или слово на языке саха, также как и в древности. Например, когда русскоговорящие люди узнали от эвенков, живущих у берегов Енисея, про народ hаха, живущих в бассейне реки Лены, то чистокровные эвенки того времени, не выговаривающие буквы «h» и «х», сказали слово «ека». Такое произношение мы слышим и в наше время от эвенов и эвенков. От этого слова и пошло по всему миру название народа «якут». Это было в конце XVI нашей эры. Наша многонациональная республика в перестроечные времена не решилась изменить это слово, поэтому мы назвали её «Республика Саха (Якутия)». Вероятно, такое не точное определение слов происходило и в древней истории народов из-за различий языков, менталитета и мировоззрения, поэтому в наше время по мере развития науки, становятся понятными такие слова как «саки», «скифы», «юечжи», «хунны», «гунны» и т д. Люди в древнем мире жили не как набор отдельных самодостаточных политических или культурных единиц, а как собрание общностей в сфере экономики, идеологии и во многих других отношениях, так же как сейчас в России живут 190 этносов. Вероятней всего названия племенам давали представители других племён, выделяя их способности, менталитет, антропологические особенности, отношения к другим племенам. В одно время лидерами становились одни племена или народы, в другое – другие.
В большой Советской энциклопедии написано, что представители человека разумного появились на территории Республики Коми («Мамонтовая курья» в долине реки Усы), Саха (Якутия) («Бёрёлёх» в устье реки Яна) около 37,5 тысяч лет назад. Доктор биологических наук, генетик Зоя Ивановна Иванова в 2019 г. в своей книге, на основе трудов Pitulko V.V. c соавторами, пишет о заселении современными людьми Якутии и Арктики приблизительно 30000 лет назад или значительно раньше, на основе труда Waters M.R..
Сардана Аркадьевна Федорова, кандидат биологических наук, заведующий лабораторией молекулярной генетики Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук в своей статье о генетической реконструкции в сравнении с историческими данными пишет: «Общепризнано, что для исследования происхождения и генетической истории этносов наиболее удобными молекулярно-генетическими системами являются митохондриальная ДНК и Y хромосома. Исключительная информативность этих систем обусловлена, главным образом, характером наследования: митохондриальная ДНК передается от матери ко всем ее потомкам и далее только дочерьми, а Y хромосома наследуется по мужской линии. Изучая разнообразие типов митохондриальной ДНК и Y хромосомы в популяциях, можно получить генетические портреты отдельных этносов и реконструировать их эволюционное прошлое».
Далее автор пишет: «Спектр линий Y хромосомы представлен азиатскими типами N3, N2, C3, С3с и более характерными для европейских этносов гаплогруппами R1 и I. Что известно в настоящее время о N3-хромосомах, имеющих такую высокую частоту в мужском генофонде якутов? Этот тип линий обнаружен на всей территории Северной Евразии, в том числе: во всех этносах Якутии (якуты, эвенки, эвены, юкагиры, долганы); в Южной Сибири (буряты, тофалары, тувинцы); Монголии; на Чукотке (чукчи, эскимосы); Камчатке (коряки, ительмены); в бассейне р. Амур (негидальцы, орочоны, ульчи); в Западной Сибири (ханты, ненцы, энцы); у народов финно-угорской языковой группы (финны, эстонцы, саами, мари, мордва); славян (русские, украинцы, словаки). Экспансия N3-носителей на запад, вплоть до Скандинавии и на восток до Чукотского полуострова, по-видимому, произошла из Северного Китая. Более детальное изучение N3-хромосом якутов на основе анализа дополнительных 17 микросателлитных участков показало значительные отличия от N3-хромосом других народов – алтайцев, тувинцев, чукчей, эскимосов, словаков, башкир, эстонцев, вепсов, украинцев, русских, карелов, чувашей, коми, удмуртов и мари. На странице 10 автора статьи читаем: «N3-хромосомы якутов образуют отдельную, обособленную ветвь, экспансия носителей которой началась достаточно давно (по нашим оценкам, 1540±580 лет назад». На 12 странице статьи: «Редкая линия гаплогруппы Т, обнаруженная у якутов, выявлена у одного иранца и одного турка (база данных Эстонского Биоцентра). Специфичные линии гаплогруппы HVI якутов пока не обнаружены ни в одной популяции мира. Гаплогруппа HVI имеет ближневосточное происхождение и распространена преимущественно в популяциях Ближнего Востока и Кавказа. Присутствие этих линий в генофонде якутов подтверждает теорию происхождения якутского этноса, принятую большинством историков. Согласно этой теории южными предками якутов были древние кочевники Южной Сибири и Центральной Азии».
Исходя из запутанности дат найденных артефактов в той или иной территории мира, миграций племён и народов по континентам, мы старались не придерживаться дат и сроков авторов трудов и статей о миграции племён и народов, ибо нам известны научно обоснованные и всеми принятые рамки миграций людей из Африки от 2 миллионов лет до 30 тысяч лет до нашей эры. В открытых источниках информации люди мигрировали из Африки до Северного ледовитого океана и Америки, от восточных стран до Европы и обратно по различным направлениям Азии и до Африки, обоснованиями таких рассуждений служат смена ледниковых периодов, периоды потепления, самовоспитание трудом, добывание и поддержание огня из-за холода, вулканические взрывы, миграции животного мира — развили разум человека. Об этом свидетельствует множество археологических артефактов, найденных пока в небольших точках мира. Эти полемики и рассуждения учёных мира в полной мере раскрыты в статье докторов наук Мочанова Ю.А. и Федосеевой С.А. в разделе журнала ПАЛЕОЭКОЛОГИЯ. КАМЕННЫЙ ВЕК.
Таким образом, труды учёных-исследователей, историков, языковедов приводят нас к логическому заключению о не описанном пробеле миграции народа с одними и теми же генетическими данными от 50000, 30000, 20000 тысяч лет до 1500 лет. За это время можно мигрировать на лошадях не только по Азии, дойти до Месопотамии и Иран, но и в Европу (Кавказ). При таких масштабных миграциях, как мы знаем из исследований учёных, встретили неимоверные трудности, жизненные неурядицы, конфликты и войны из-за стремления быть самостоятельным народом, имеющим свою веру в своих предводителей, в разум Вселенной, которого считали Богом, сотворившим Мир. Особое восхищение вызывает то, что наши предки сумели сохранить свои исконные убеждения, не стали подражать другим культурам, не предали истоки традиций своих предков, заложенные шесть тысяч лет назад.
Виктор Ноговицын, действительный государственный советник РС(Я) первого класса, член Высшего Совета веры народа саха «Айыы» (Творение).
Статьи Виктора Ноговицына в моем блоге:
Ааты үйэтитэр уос номохторо. Кыһа
Үлэбит түмүктэрин сорох төрүөттэрэ
Триумфатор о Сергее Васильевиче Меркулине
Гениальность интеллекта Колесова
ИСТОКИ ТРАДИЦИЙ НАРОДА САХА (Естественно-научный взгляд на верование народа саха)
История рождения веры Айыы и путь в страну, где солнце не садится
Мой сайт: https://nikbara.ru/ — блог о разных интересных событиях
Сайт об усадебном хозяйстве в Якутии https://usadbaykt.ru/
Мой канал в «Яндекс Дзен» — NikBara
Мой блог в “Блогах Якутии” https://blogi.nlrs.ru/author/88287 — архив моих постов в Дневниках Якт.ру и новые посты о культурных событиях.
Просьба подписаться на мой канал «Николай Барамыгин» на Ютуб!
И на мои аккаунты в социальных сетях!
«Одноклассниках» https://ok.ru/profile/500676253992
«В контакте» https://vk.com/nbaramygin
Мой канал в «Телеграм» https://t.me/nikbaraykt