6 июля 2024 года потомки государевых ямщиков станции Ат-Дабан отметили юбилей. Вашему вниманию статья Владимира Филиппова.
«Хотя мы покидаем родные места, все-таки мы снова и снова возвращаемся к ним, как бы ни грешили знакомством с другими краями.
Потому что жить без этой малой родины невозможно.Ведь человек счастлив, пока у него есть родина…»
Василий Белов
Якутско-иркутский тракт с XVIII века по первую половину XX века – это основная транспортная артерия, соединявшая Якутию с большой Россией. С 1743 года на тракте было основано 114 станций, из них 77 – на территории Иркутской губернии и 37 – в Якутской области. На территории Якутии почтовая дорога была разделена на два участка: от Витима до Олекминска и от Олекминска до Якутска.
С каждым десятилетием движение на тракте становилось оживленнее: больше перевозилось грузов, ездило больше людей. Но расстояния между почтовыми станциями в суровых условиях Якутии оставались достаточно большими, примерно 45-50 верст. При таких условиях, замерзнуть в пургу или попасть в сложную ситуацию в пути, для пассажиров и почтовых работников, было случаем нередким. Да и маленькие якутские лошадки, хоть и выносливые, не выдерживали такой нагрузки. Поэтому между заложенными ранее станциями, на тракте создавались новые — промежуточные.
Над отметить, что для станций, основанных в XVIII веке в рамках первого и второго этапа развития Иркутско–якутского тракта, места подбирались тщательно, с учетом особенностей ямской гоньбы и почтовой деятельности. Во-первых, станки почти все расположились на пологих местах недалеко от берега Лены с еланями и долинами. Во время паводков и наводнений они не затапливались. Во-вторых, учитыва-лось также удобство подъезда лошадей с груженными повозками. Также, было желательно, чтобы рядом была речка, на которой ямщики могли бы ставить мельницу.
Ат-Дабанский ямской станок был основан в 1869 году. Это уже вторая половина XIX века. При выборе места для поздних промежуточных станций особо не церемонились. Исходили, в основном, из единственного требования — чтобы между станциями было не больше 15-20 верст. Поэтому Ат-Дабанская станция, впрочем, как и станции, возникшие в тот период (например Еланская, Покровская), оказалась на дабаанах (горах). Это было достаточно далеко и высоко от берега реки, а для ямщицкой гоньбы очень проблемно. Расположилась станция на вершине вертикально возвышающейся скалы, на которой была вырыта тропа, ведущая наверх. Лошади с повозкой на ней не помещались. Ямщики, держа лошадей под уздцы, спускались с ними по тропе и уже на берегу Лены запрягали в сани-повозки.
Необходимо заметить, что новые промежуточные станции уже не заселялись рекрутируемыми крестьянскими семьями из централь-ной России. Туда стали направлять людей из приленских станков, разросшихся в села и деревни. В Ат-Дабан были направлены ямщики Дмитрий и Николай Макаровы из Батамайской станции, Пётр, Егор, Артём и Еремей Филипповы из Ой-Муранской станциии, Семён, Егор и Пётр Сухаревы из Тит-Аринской станции. Оторвавшись от своих больших семейных родов, они создали свое, скажем так, сообщество – ат-дабанских ямщиков, со своим, присущим им укладом жизни на высоком дабаане. Позже, в Ат-Дабанский станок был поселен ссыльный из Санкт-Петербурга Сыроватский (Арбатский) Иван Прокопьевич. В те времена существовала практика – в каждую деревню, село или станцию определяли по одному или несколько ссыльных, чтобы местное сообщество повлияло на них, заставляло работать и ставило на путь морального и духовного исправления. Например, таким ссыльным в соседнем Ой-Муране был некий Потехин. Почему то в воспоминаниях потомки ямщиков Ат-Дабана называют Сыроватского политссыльным. Между тем, как следует из известного рассказа В.Г.Короленко, он был сослан не за политические взгляды, а за покушение на своего начальника. Там, как известно, была трагическая любовная история. Он выстрелом из пистолета чуть не убил человека, сосватавшего его невесту.
Почему станок получил название «Ат-Дабан»? Существует версия, что это место до основания на нем ямщицкой станции не имело названия. Когда станок стал действующим, ямщики, якобы, назвали это место «адский дабаан», так как подниматься с лошадьми на скалистую гору и спускаться с нее было сущим адом. Якуты, в свою очередь, посчитали (им слышалось вместо «ад» слово «аат»»), что речь идет о лошадях, которым надо подниматься на гору и называли место Аат –Дабаан. Версия, скажем так, маловероятная. Думается, что никакого «ада» в изначальном названии не было. К тому времени русские ямщики уже почти полтора столетия возили почту в Якутии и на среднем Приленье практически все они говорили на якутском языке. На наш взгляд было все проще – аат(як.) – лошадь, дабаан(як.) – гора. Аат-Дабаан. Русским было непривычно растягивать гласные и со временем естественным «фонетическим» путем Аат–Дабаан прев-ратился в Ат-Дабан. Так, в официальную топонимику станция вошла под названием «Ат-Дабан».
Ат-Дабан остался бы незаметным маленьким ямским перевалочным пунктом между станциями Ой-Муран и Синск, которые за более чем примерно сто лет со дня основания, разрослись и превратились в немаленькие по тем временам деревни, если бы в один прекрасный зимний день 1884 года, в ней проездом не застрял ссыльный писатель Владимир Галактионович Короленко. Его ссылка в Амге была завершена и он ехал из Якутска в Иркутск и далее в столицу империи – Санкт-Петербург. Путешествуя из Якутска в Иркутск писатель вел путевой дневник. А в 1892 году на основе своих заметок Короленко написал рассказ «Ат-Дабан». Рассказ небольшой, но четко выстроенная структура, гениальное описание природы, точное и детальное отображение нелегкой жизни маленького почтового станка и быта ямщиков, и главное – мастерское раскрытие образов героев, тонкое описание их психологии и характеров, сделали его одним из лучших произведений писателя. В советское время произведения В.Г.Короленко активно издавались и даже входили в школьную программу. Рассказ «Ат-Дабан» стал визитной карточкой почтовой станции. Потомки ямщиков по рассказам своих предков прекрасно разбирались и разбираются сейчас в прототипах героев рассказа.
Так, например, упомянутый выше, Сыроватский (Арбатский) Иван Прокопьевич стал прототипом станционного смотрителя Василия Спиридоновича Кругликова. В рассказе автор почему то называет его писарем. Видимо Короленко не очень разбирался в почтово-станционных должностях. А может быть тот, одновременно был и смотрителем, и писарем. Так вот, кто читал рассказ помнит, что Кругликов повествует писателю и его попутчику свою историю о том как он оказался в Ат-Дабане. Как выясняется, попал в ссылку он из-за покушения на жизнь своего начальника, которому вздумалось сосватать любимую девушку Кругликова (Сыроватского). Рассказ о несчастной судьбе ссыльного Кругликова служит ядром произведения и является «рассказом» в рассказе. Отметим, что в те времена, почти на каждой ямщицкой станции можно было обнаружить похожие рассказы, ставшие со временем своего рода мифами и легендами, передающимся из поко-ления в поколение. Например, в соседней Ой-Муранской станции рассказывали ямщик Прокопий Филиппов попал в Якутию за избиение помещика, который покушался на честь его молодой жены и что в итоге его ждала тюрьма, рекрутство в солдаты или ссыльная служба ямщиком в далекой и холодной окраине империи. Как видим, история показала какой из трёх дорожек выбрал Прокопий…
Короленко в своём рассказе очень подробно и детально описал жизнь ямщиков, с особым сочувствием рассказал о тяжёлой доле тех из них, кто возил почту в жутких погодных условиях.
Ат-Дабан постепенно разрастался: появились ямщицкий двор и дома, распахивались пашни под зерновые (овес, ячмень и даже пшеница), появилась небольшая мельница на конной тяге. В 1909 году была открыта церковно-приходская школа.
После революции в Ат-Дабане был избран ревком, председателем которого стал Сыроватский Василий Иванович, внук, того самого ссыльного Ивана Прокопьевича Сыроватского. По воспоминаниям старожилов станции его судьба сложилась трагически. Перед войной в 1941 году он был оклеветан и, не дождавшись реабилитации, повесился.
В 1930-х годах в Ат-Дабане были организованы колхозы «Путь социализма», «Ленинский путь», «Горняк». Достаточно бурной жизнь в деревне оказалась в довоенное время, когда недалеко от неё был организован леспромхоз. По тем временам достаточно серьезное предприятие. Лес сплавлялся плотами в Покровск, Якутск. Работа в леспромхозе оплачивалась заметно лучше чем в колхозах и туда стекался рабочий люд со всего среднего приленья. Жили работники в отдельных леспромхозовских домах-бараках или по договоренности в в домах ат-дабанцев.
Удивительно, что несмотря на то, что жизнь в Ат-Дабане была достаточно бедной и очень трудной, многие его жители оказались долгожителями. По воспоминаниям потомков старики жили до 90, а то и до 100 лет. Ат-Дабанская станция славилась своими мастеровыми людьми – печниками, кузнецами, мебельщиками, плотниками, слеса-рями, строителями. Были даже бондари. К ним обращались с заказами люди из соседних и дальних сел и деревень. Неудиви-тельно, что позднее, в советское время, среди потомков ат-дабанских ямщиков оказалось много специалистов технического профиля.
Великая отечественная война внесла свои коррективы в размеренную жизнь ямщицкой станции. Почти все мужчины ушли на фронт. Все тяготы и лишения тыловой жизни, в том числе и ямская гоньба, легли на плечи их матерей, жен и детей-подростков. 45 человек было призвано на фронт из этой небольшой ямщицкой станции, и 24 из них полегли на полях сражений с фашистскими захватчиками. Вернувшиеся с войны, ямщики продолжили налаживать жизнь в своей деревне.
Ат-дабанцы — ветераны войны Сухарев Николай Васильевич и Филиппов Сергей Аввакумович
Но никто из ат-дабанцев представить не мог, что через каких-то 14 лет им придется покинуть свою малую родину. Увы, в 1959 году Ат-Дабан, в рамках политики укрупнения сёл и деревень, как населенный пункт был упразднен. Сельсовет, школа были закрыты. Семьи с детьми были вынуждены уехать в Едяй, Синск, Покровск, Якутск.
Ат-Дабанцы на Ысыахе в Едяе 1950-е
Потомки ат-дабанских ямщиков Макаровых,Филипповых и Сухаревых
Потомки Сыроватского (Арбатского) Ивана Прокопьевича
Семья Н.Д.Макарова, бывшего председателя колхоза «Горняк»
Семья ямщиков Сухаревых (крайний справа – их зять китаец Иван Сун Духай)
Сегодня, потомки ямщиков Ат-Дабанской почтовой станции — Макаровых, Филипповых, Сухаревых и Сыроватских – продолжают хранить память о своих предках, о своей малой родине.
В память о них на высокой горе, как маяк, стоит часовня Она построена средства потомка ат-дабанских ямщиков Владимирова Леонида Вячеславовича.
Там же поставили символ почтового тракта — верстовой столб.
Часовня в Ат-Дабане
Потомки ат-дабанских ямщиков
Потомки ямщиков Ат-Дабана оказались большими энтузиастами в сохранении ямщицкой культуры в Якутии. Так, Кисилева (Макарова) Галина Николаевна стала основателем фольклорного ансамбля «Реченька» в с.Синск. Ансамбль получил статус народного коллектива. Почетный геолог Якутии Филиппов Афанасий Степанович стал одним из основателей и постоянным участником фольклорного ансамбля потомков государевых ямщиков «Ямские бубенцы». Филиппова Тамара Константиновна, Герасимова (Филиппова) Альбина Иустиновна, Филиппова Татьяна Дмитриевна, Герасимова (Филиппова) Надежда Дмитриевна, Филиппова Ася Дмитриевна и другие — постоянные участники народного ансамбля ямщиков «Вечорка».
Легендарный гармонист из потомков ямщиков Макаров Степан Ильич
Потомок ямщиков Филипповых-Макаровых Климент Николаевич Филиппов один из лучших гармонистов в Якутии.
Потомки ат-дабанских ямщиков поют и играют почти во всех народных коллективах ямщицкого фольклора Якутии — Якутске, Покровске, В-Бестяхе, Синске, Едяе, Тит-Ары и др.
Среди потомков ямщиков много гармонистов
В селе Едяй, в библиотеке-музее «Истоки», где директором работает потомок ямщиков Макарова Галина Степановна, собрана уникальная коллекция о жизни и быте ямщиков. В музее представлены многие архивные материалы и фотографии практически о каждом жителе бывшей Ат-Дабанской и Ой-Муранской почтовых станций.Все правильно. Никто не забыт, ничто не забыто…
Народный ансамбль «Вечорка» с.Едяй
Как и их предки, потомки ат-дабанских ямщиков легки на подъем. Вот и 6 июля 2024 года они отметили 155-летний юбилей своей малой родины — почтовой станции «Ат-Дабан». Он у них получился теплым, душевным и веселым одновременно.
На юбилее почтовой станции «Ат-Дабан»
Организаторами выступили библиотека-музей «Истоки», КЦ Вечорка» и администрация с.Едяй. Вспоминали, водили хороводы, пели ямщицкие песни, веселые частушки на русском, на якутском языках. Наши предки – это наши ангелы-хранители. И думается, смотря на своих потомков с небес, в этот день они радовались: о них помнят и чтят землю, с которой была связана их судьба и жизнь.
В.П.Филиппов
кандидат социологических наук
Мои посты о ямщицкой культуре:
Моменты 2000 года! Снято на цифровой фотоаппарат «Олимпус».
Спортивный 2000 год! Снято на цифровой фотоаппарат «Олимпус».
Знаковые события 2000 года! Снято на цифровой фотоаппарат «Олимпус».
Друзья и коллеги, события 2000 года! Снято на цифровой фотоаппарат «Олимпус»
Анатолий Добрянцев — лауреат Всероссийской общественной премии «Гордость нации»!
Февраль 2001 года на цифровом фотоаппарате «Олимпус»
О первых поселенцах на ямщицкой станции Жура
Традиции, фольклор, игры, обычаи ямщиков Кытыл — Дюры
20-й юбилейный Фестиваль «Играй гармонь, живи частушка»!
Видео докладов об истории Хангаласского улуса!
Памяти друга и коллеги Анатолия Добрянцева…
Экспедиция «Потомки государевых ямщиков»!
Памяти приленских государевых ямщиков!
День Еланки — праздник ямщицкой культуры! Памяти Анатолия Добрянцева.
Памяти Анатолия Анатольевича Добрянцева…
«Оонньоо, хормуоска! Ыллаа, частушка!» фестиваль быйыл Анатолий Добрянцев аатынан ыытылынна
Мой сайт: https://nikbara.ru/ — блог о разных интересных событиях
Сайт об усадебном хозяйстве в Якутии https://usadbaykt.ru/
Мой канал в «Яндекс Дзен» — NikBara
Мой блог в “Блогах Якутии” https://blogi.nlrs.ru/author/88287 — архив моих постов в Дневниках Якт.ру и новые посты о культурных событиях.
Просьба подписаться на мой канал «Николай Барамыгин» на Ютуб!
И на мои аккаунты в социальных сетях!
«Одноклассниках» https://ok.ru/profile/500676253992
«В контакте» https://vk.com/nbaramygin
Мой канал в «Телеграм» https://t.me/nikbaraykt