Биофилософия справедливости и системности в вере Айыы (Творение) как базовая основа воспитания

Рис. 1. Жизнь – это энергия, облекающаяся в разные комбинационные формы материи. Разные соотношения атомов между собой порождают разные формы, свойства и качества. Таким образом жизнь познаёт саму себя, играя, переставляя, экспериментируя в своём творчестве. И именно поэтому мы имеем возможность наблюдать такое многообразие и изобилие жизни. Вся информация сохраняется в сети верхнего мира.

Новая статья Виктора Петровича Ноговицына.

Актуальность темы исследования.

В постиндустриальном обществе увеличение количества людей на Земле, истощение природных ресурсов, бурное развитие системы образования, развитие технологий и доступ к ранее закрытым информациям, повышение конкуренции создали глобальные вопросы человечества. Эти вопросы с одной стороны позитивны с точки зрения экономики и новых технологий, с другой – негативны, как расслоение людей, общества, государств из-за незнания законов Создателя жизни на Земле. Вероятно этот закон имеет единую программу воспитания подрастающего поколения, учитывающей все реалии жизни, которую мы не знаем. Стремление быть богаче и управлять миром создаёт противодействие большинства в виде недовольства и конфликтных ситуаций. В верованиях различных народов всегда был социальный феномен справедливости как борьба светлых и тёмных сил, добра и зла. Зло рождается из жадности, порождающей зависть и ненависть людей, общества. Законы, написанные людьми, не могут отразить весь жизненный аспект какого-либо общества. Законы Вселенной пока раскрыты научным сообществом человечества только на 5%, поэтому остаётся надеяться на тысячелетиями установленные традиции верующих в Бога народов. В нашем случае суть веры арийцев «Зороастризм», переросший в «Тенгризм», доведённый до веры народа саха «Айыы» (Творение) основаны в равном соразмерении материальных благ с духовностью (чистотой души) каждого человека. Такой уровень жизни общества можно достичь только целенаправленным воспитанием чувства справедливости у детей и молодежи. Мы верим, что в каждом из нас живёт праведность, иначе не было бы веры в Бога у людей. Вера в силу разума Вселенной, как Творца жизни, существует примерно шесть тысяч лет, что обнадёживает людей в благополучном сосуществовании человечества.

Методы и принципы исследования.

В работе использованы герменевтический, идеалистический и рационалистический методы исследования философии. Анализ архивных и опубликованных на языке саха материалов, квалитативный и квантитативный методы, метод аналогий, теоретический анализ и синтез, мониторинг, опрос, изучение и обобщение педагогического опыта, систематизация фактического материала народной педагогики, изучение результатов деятельности. Принцип объективности, принцип единства логического и исторического, принцип целостности.

Обсуждение результатов исследования.

В своей докторской диссертации «Справедливость как социокультурный феномен» Карчагин Евгений Владимирович, обосновывая онтологию справедливости, приводит мнение американского исследователя: «Справедливость не существует в абстракции. Она вызывается к бытию человеческой деятельностью». Эти слова мы приводим как доказательство ошибочной деятельности современного человека по отношению к окружающей среде, в том числе и к людям, проблемам экологии во всём мире. Истребление многих видов птиц, животных, слабая переработка отходов в жизни больших городов, загрязнение рек и озёр подтверждают, что человек от природы только брал для своей выгоды. Теперь разум понял разрушительную силу своего желания только брать и он собирается возродить былые знания своих предков. Это явление подтверждается исследованиями доктора философии Брюса Липтона, что разум человека состоит из двух понятий: сознания и подсознания. Сознание – то что мы осознаём в своей жизни, оно занимает в нашей жизни всего 5 %, а подсознание представляет генетически определенную программу жизни предков, занимая 95%. Из этих процентов какую-то часть мы приобретаем с внутриутробного развития до 7 лет, это то, что мы приобрели преобразовались в привычку. В последнее время на основе бурного праксиологического развития биотехнологий в оборот философии науки и техники прочно вошли термины «философия биологии» и «биофилософия». Проведена линия преемственности биофилософии с философией жизни и её многочисленными ответвлениями (витализм, евгеника, биоэтика, биоэстетика и др.). Об этом, анализируя развитие общества, рассуждают доктор философских наук Ирина Ивановна Колисник, доктор философских наук Игорь Константинович Лисеев, доктор философских наук Александр Павлович Огурцов, кандидат философских наук Александр Трофимович Шаталов, доктор философских наук Юрий Васильевич Олейников, которые пишут о новых направлениях: «био – и экофилософии».

Следовательно, человек в постиндустриальном обществе, суммируя раздельные понятия в своей деятельности, приходит к эффективности понимания сути окружающего мира и систематизации своих понятий. Эту синергию может разрешить современная философская наука, которая синтезирует и обобщает разнородные знания различных наук. Философия объединяет в одно целое те знания, которые важны для понимания мира. А целое не может быть без установления всеобщей связи между разрозненными в человеческом сознании понятиями. Связь между понятиями устанавливает порядок в сознании, а порядок, в свою очередь, необходим для человека в понимании смысла жизни. Окружающий нас космический мир и есть порядок, суть которого мы стремимся понять. Смысл нашей жизни, вероятно, тоже есть суть космического пространства, но в меньшем масштабе. Мы часть Вселенной. Жизнь Вселенной глобальна, а жизнь человека локальна, которую мы стараемся понять и найти закономерную связь между ними. Доктор физико-математических наук Борис Васильевич Яковлев, рассуждая о переходе человека в иную вселенную после жизни на земле, написал: «человеческая жизнь на Земле предназначена для того, чтобы человек приобрёл индивидуальность (Эго), интеллектуальные способности (как средство, навыки) и духовные качества (как богатство). Человек в земной жизни готовит свою душу к духовной жизни другого мира, подобно эмбриону, который в утробе матери биологически готовится к земной жизни». То есть в этом мире мы гости, есть и другие миры, где наши деяния будут оценены по справедливости, в этом суть веры народа «Айыы» (Творение), верящего в разум Вселенной.

Из этого следует, что смысл жизни заложен в учении о высшем благе – соразмерении материального и духовного начал, что определяет правильный образ жизни. Правильный образ жизни определяет разборчивость в ценностях жизни, которая достигается через систематизацию обобщения знаний о природе, о людях, об их отношении к дому, труду, воспитании детей, защите себя, досугу, проявлению различного рода чувств, что приводит человека к расширению его мировоззрения и достижению свободы и счастья. То есть, счастье – это чувство равного, справедливого соразмерения своей внутренней потребности в духовном и материальном благе с внешними обстоятельствами жизни, их гармония, рождающая удовлетворение потребности, выражающаяся радостью. Человек, который понимает смысл жизни, способен строить свою жизнь целесообразно, избегая негативное, выбирая стратегически важное для благосостояния и благополучия своего индивида.

В истории философии оформилось доказательство абсолютного бытия бога из бытия мыслительного. Если вспомнить мифологию народов индоиранского и индоарийского происхождения, то в их ученьи генератором жизни является душа. Вполне вероятно, что это представление имеет место в обосновании понятия жизни. Не известно, когда появилось это понятие, но понятие души у народа саха имеет три составные части: материнскую; земляную; воздушную. Материнская душа представляется как генетический код живого существа. Земляную душу как материальное тело человека. Воздушную душу как информационное поле человека, можно предположить, как мыслительную деятельность человека. В человеческом сознании эти понятия вполне понятны и имеют жизненную силу, могут быть реализованы через систему целенаправленного воспитания. А методологией воспитания и самовоспитания является установление сменяющих друг друга традиций в зависимости от возраста людей. Проявление воздушной (информационной) души в человеческих качествах более сложно, чем двух предыдущих. Причина, видимо, в том, что информационное поле более тесно связано с космическим пространством. Поэтому мы можем предположить, что это поле выступает как направляющая, координирующая и, может быть, как функция, контролирующая поведение человека. Эти функции, с точки зрения общественных взаимоотношений, могут быть положительными или отрицательными. Положительность в справедливости, а отрицательность характеризуется многими верами народов понятиями «грех», «кара», «возмездие» и «толук».

При смерти человека, что известно всем, душа уходит из тела. По представлениям народа саха материнский кут остаётся в потомках. Земляной кут превращается в землю. По мнению многих верований, если человек совершил грех, он попадает в ад, а по представлениям некоторых народов — в нижний мир, т. е., по сути, это одно и то же. Вообразить или понять, что это итог воспитания можно. Воздушный кут должен уйти в верхний мир, в космическое пространство. Легко сказать, представить сложно. Трудно представить, что эффективная плодотворная мыслительная деятельность человека или не справедливые его деяния, рода или общества, которую сложно описать, сохраняются в безмерном космическом пространстве, управляя поведением потомков, поэтому понятия веры народов тысячелетиями сохраняются в памяти народа и имеют такую громадную силу, как управление индивидом, обществом на основе заложенных понятий, традиций. Эти механизмы известны человечеству не из достижений науки, а от избранных Природой людей, способных видеть не видимое, слышать не слышимое. Слои атмосферы устроены как рыболовные сети, где и накапливается информация (рис. 1), которая используется избранными. Информация из связи, телевизора, Интернета также сохраняются в этих сетях. Вероятно, эти знания приведут будущих поколений к Ноосферному мышлению, которые раскроют свои способности до телепатического уровня, считывая информации из этой сферы, жизненный опыт прошлых поколений. Вполне возможно, что именно анализ этих знаний в будущем может доказать представления о справедливых законах Вселенной, ибо грядущее развитие основывается на прошлом и настоящем опыте, они взаимосвязаны.

Эти понятия, при стремлении достичь справедливости в обществе, выявили различные уровни существования жизни: верхний – космическое пространство, срединный – Земля и нижний – подземный. В верхнем мире находится сила, создающая энергию – «таҥара». Слово «таҥар» с языка народа саха переводится как «формирует», «комплектует». Эту энергию формирует Вселенная (человечество называет её Бог и божества-покровители). В срединном мире обитают насекомые, птицы, животные, люди. В нижнем мире находится всё, что относится богатству, начиная от растений до наименования таблицы великого русского учёного-энциклопедиста, педагога, химика и общественного деятеля Дмитрия Ивановича Менделеева. Как мы уже писали, народ саха не строил храмы, ибо, Природа сама храм. Но, поскольку только вера предков может воспитать справедливость через духовность у подрастающего поколения, следовала бы нам сроить музеи в образовательных центрах городов и улусных центрах. Постепенно можно строить такие музеи при каждой школе, назвав их центрами духовности, на языке саха «Сырдык ыра санаа кииннэрэ». Они должны быть стеклянными, чтобы видеть солнце, небо и окружающий мир природы, трёхэтажными, с лифтом и лестницей, чтобы показать три мира: верхний, срединный и нижний (смотри эскизы).

Рис. 2. Внешний вид музея «Айыы» (Творение)

Рис. 3. Яйцо — символ жизни, фундамент и основа всего живого на Земле

Рис. 4. Трёхэтажный стеклянный эскиз музея с лифтом в виде древа жизни «Ала Ук Мас» и лестницами по бокам.

Верхний Мир.

Планета Земля существует 4,5 млрд лет. Жизнь в гидросфере земли зародилась 3,5 млрд лет тому назад. В 1875 году это сотворение Вселенной австрийским геологом Эдуардом Зюссом названа Биосферой. В программе 10 класса школьного просвещения написано: «Биосфера — это внешняя оболочка Земли, заселённая живыми организмами и преобразованная ими. Она структурно организована и рассматривается как глобальная экосистема». «Ноосфера —это высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизованного общества. Это период, когда разумная деятельность человека становится главным, определяющим фактором развития». Впервые термин «ноосфера» был предложен французскими философами и естествоиспытателями Тейяр де Шарденом и Ле-Руа. В буквальном смысле он означает «сфера разума» (ноос — разум). Учение о биосфере и ноосфере развил Владимир Иванович Вернадский, академик АН СССР, основоположник комплекса современных наук о Земле — геохимии, биогеохимии, радиогеологии, гидрогеологии и других, создавший многие научные школы. Вернадский рассматривал биосферу как результат геолого-биологической эволюции Земли, благодаря которой сформировались стабильно направленные энергетические потоки и биогенный круговорот веществ на основе жизнедеятельности живых объектов. На основе своего учения он написал: «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремлённая и организованная воля его как существа общественного». С точки зрения физической науки это мнение подтверждается высказыванием швейцарского, немецкого и американского физика-теоретика, одного из основателей современной теоретической физики, Лауреата Нобелевской премии по физике 1921 года Альберта Эйнштейна: «Всё в мире является энергией. Энергия лежит в основе всего. Если вы настроитесь на энергетическую частоту той реальности, которую хотите создать для себя, то вы получите именно то, на что настроена ваша частота. Это не философия, это — физика».

В 90-х годах XX века, будучи в г. Загорск Подмосковья, мы узнали интересную историю про мудрость русского народа из уст служителя монастыря. Эта мудрость основана на людей, имеющих особый дар от природы видеть не видимое, слышать не слышимое, их называют экстрасенсами. Мы все знаем, что экстрасенсорные способности – это особый, феноменальный дар, позволяющий человеку видеть то, что не дано другим. Он может заглянуть в будущее или узнать информацию о прошлом, предсказать грядущие события и то, как нужно поступить в конкретной ситуации. Такой человек имеет особую связь с нематериальным, тонким миром на энергетическом уровне. Это, по всей вероятности, и есть считывание информации из космического пространства. Древние служители храмов православной веры при строительстве территории церквей, храмов, монастырей, лавр, по сути крепостей, подходили очень рационально на основе природных явлений, убедительно доказывая священность данной территории. Люди с экстрасенсорными способностями указывали им места, где больше всего концентрированы благодатные космические лучи, поэтому, например, территория Загорского монастыря, Московского кремля, построенные 500 и более лет тому назад, имеют двор необычной формы (фото 5 и 6). А вокруг рыли канавы для водных преград.

Рисунок 5 и 6. Территория Московского Кремля и Свято-Троицкой Сергиева лавры

Территорию России называют «Святая Русь». Это название, оказывается, тоже имеет свою историю, связанную с космическими лучами. Служащий Загорского монастыря, рассказывая нам о значении имеющихся на территории саманных домов «гостевая», «трапезная» и церкви, открыл происхождение этих двух слов. Руководители стран Европы, если были проблемы в государственных делах, приезжали в Загорск и жили там, пока не получали озарение по разрешению своих проблем. Перед выездом на родину в церкви благодарили и называли земли России словами «Святая Русь». Интересно и то, что при паломничестве, эти благодатные космические лучи перестают работать. Остаётся догадываться, что Всевышний создатель даёт своё озарение только чистым душам.

Косвенное научное доказательство этого явления – жизненной энергии, заложено в биологии. Доктор медицинских наук из Казанского университета Рустем Игоревич Литвинов о механизме образования энергии в организме пишет: «Первичным источником энергии для всех живых организмов является энергия Солнца. Солнечная энергия накапливается зелеными растениями в органических веществах в процессе их фотосинтеза. Организм человека получает энергию из внешней среды с растительной и животной пищей. Зеленый пигмент растений хлорофилл способен аккумулировать кванты энергии солнечного света при синтезе органических веществ из углекислого газа и воды». Ещё раз напомним, что жизненная сила (энергия) у народов Востока, в том числе и по вере «Айыы» (Творение) народа саха, состоит из трёх энергий: духа, тела и разума. Взаимодействие трёх энергий формирует жизненную силу «сүр» (дух). Вместе они составляют стержень жизни Кут-Сүр на основе души: дух, тело и разум (рис. 7). Ийэ-кут (материнская или генетическая душа) отвечает за детородную функцию. При этом от силы этой энергии зависит будущее благополучие не только одной семьи, а бесконечное продолжение всего рода, всех потомков. Буор-кут (земляная или телесная душа) выполняет функцию формирования физического тела и его составляющих. Салгын-кут (воздушная душа) – информационное составляющее человеческого сознания. Различные человеческие мысли, желания рождаются под воздействием этой жизненной энергии. Они могут быть хорошими или плохими. Но предки кочевников и это предусмотрели, завещая будущим поколениям такие слова: «… Поддержи признающих наследие, с удовлетворением создавай мир силой Солнца. Распространяя солнечную энергию, расширяя силу Солнца, разгоняй тьму … обучая творчеству легко уничтожить тьму». 

Рис. 7. Формирование энергий Верхнего Мира в духе, теле и разуме человека

Срединный мир.

В мифических представлениях народа саха человек – часть Айыы (Творение) и подобен растению. Слово Айыы у саха означает корень всего сотворённого в природе: светлое, доброе, сильное, растущее, разумное, вечное, т.е. слово Айыы можно представить, как процесс и результат деятельности природы в лице Бога и божеств. Мудрецы народа саха развитие человека отождествляли с 9-ю ярусами неба или с позвоночным столбом человека или с деревом. На нижней ветке этого дерева мысленно размещали детородные органы. На второй – кишки, желудок, мышцы, мочевой пузырь. На третьей – печень; на четвёртой – диафрагму. На пятой – легкие. На шестой – сердце. На седьмой – глаза и уши. На восьмой – мозг. На девятой – мудрое тело. Мудрые предки, до развития биологической науки, поняли и связали системно уровни развития человека с ростом растения и космическим пространством. Человек в своем стремлении к развитию должен переходить с одного «неба» на другое и достичь совершенства на «девятом небе». Из сказанного следует, что каждая ступень (небо) ставит задачу перед человеком: 1. Люби. 2. Будь добрым. 3. Будь трудолюбивым и целеустремлённым. 4. Будь организованным. 5. Овладей профессией. 6. Познай истину. 7. Пойми будущее. 8. Придерживайся законов природы. 9. Иди по пути творца. Чем выше поднимается человек по этому пути Айыы, тем его жизненная сила увеличивается, человеческие качества возвышаются, появляется ясность в работе мозга (8 уровень) и перед ним раскрывается бесконечное будущее (9 уровень). Следовательно, вера народа целенаправленно развивала человека как существа разумного системно, по степени развития задатков, способностей и возможностей индивида.

Системность – основа всего сущего, и она изучена довольно скрупулезно. Основатель общей теории систем Людвиг фон Берталанфи ставил задачу, что социальные явления должны рассматриваться как системы. При этом прогнозировал, что общая теория иерархического порядка, очевидно, будет важнейшей составной частью общей теории систем. Основоположник тектологии и теории организации вещей, людей и идей, учёный экономист Александр Александрович Богданов писал, что все развивающиеся объекты природы и общества представляют собой целостные образования, или системы, состоящие из многих элементов. При этом равновесное состояние системы рассматривается не как раз и навсегда заданное, а как «динамическое» и «подвижное равновесие», что также обсуждалось известными иностранными учёными. Это мнение было высказано очень давно автором философии нестабильности, физиком и физикохимиком, одним из основателей нового научного направления — системы миропонимания, обозначаемого как синергетика, лауреатом Нобелевской премии по химии Ильей Романовичем Пригожиным: «… лишь в неравновесной системе могут иметь место уникальные события и флуктуации, способствующие этим событиям, а также происходит расширение масштабов системы, повышение её чувствительности к внешнему миру и, наконец, возникает историческая перспектива, т. е. возможность появления других, быть может, более совершенных форм организации».

В итоге развитие в целом предстает как особого рода противоречие-система, поскольку оно является единством двух противоположностей – подсистемы противоречия и подсистемы не противоречия. Доктор философских наук, кандидат биологических наук Урманцев Юнир Абдуллович утверждает, что в системах природы, общества и мышления число отношений противоречия в общем случае уступает числу отношений не противоречия. Этот тезис был высказан автором закона о необходимом разнообразии, английским психиатром, специалистом по кибернетике, пионером в исследовании сложных систем Уильям Росс Эшби. Эшби выявил: «управление может быть обеспечено только в том случае, если разнообразие средств управляющего (в данном случае всей системы управления), по крайней мере, не меньше, чем разнообразие управляемой им ситуации». Кандидат экономических наук Котов Сергей Александрович уточняет эту ситуацию областью действия этого закона распространением на «технические» системы в равной мере как на управление коллективами людей и процессами человеческой деятельности. Американский учёный, исследователь системного подхода и организационного управления, наш современник Аккофф Рассел Линкольн написал: «Тенденция исследовать системы как нечто целое, а не как конгломерат частей соответствует тенденции современной науки … Мы участвуем в том, что, вероятно, является наиболее широкой из предпринятых до сих пор попыток достигнуть синтеза научного знания». 

Синтеза научного знания достиг физиолог Петр Константинович Анохин, автор теории функциональных систем. Теория функциональных систем выявил структуру механизма целенаправленного поведенческого акта функциональных систем различной степени сложности: афферентный синтез; эфферентный синтез. Афферентный синтез включает в себя стадии: мотивационного возбуждения (избирательная активация различных нервных структур); обстановочной афферентации (последовательность афферентного возбуждения в зависимости от обстановки); пусковой афферентации (начало целенаправленного поведения); принятия решения (тип и направленность поведения). Эфферентный синтез имеет стадии: программирования действия (интеграция соматических и вегетативных возбуждений в целостный поведенческий акт); выполнение программы поведения,.

Эти знания и знания науки могут смягчить противоречия жизни. В постиндустриальном обществе слияние биотехнологий с информационными технологиями, в ближайшем будущем может лишить работы миллионов людей из-за высокой конкуренции. По исследованиям доктора психологических наук Давида Иосифовича Фельдштейна из-за интенсивного развития общества сократились устойчивые состояния психики детей от столетий до десятилетий, наше время требует от ребенка определения новых средств познания через каждые пять-шесть лет. При этом формальное образование, создавая общую базу просвещения, не успевает за интенсивным развитием общества, за новыми технологиями, так как процесс получения знаний установлен государственной учебной программой по государственным стандартам, что ограничивает детей, претендующих на одаренность. При таком положении дел понятия: «личностный потенциал», «реализация личностного потенциала» не в полной мере реализуются в общеобразовательных учреждениях. Об этом пишут многие исследователи.

Американский изобретатель и футуролог Рэймонд Курцвейл пишет о быстроменяющихся современных технологиях. Мы все знаем, что за очень короткое время появились средства связи, которые можно носить с собой, смотреть новости, фильмы, играть в телефоне, хранить деньги … Быстрыми темпами развиваются различные автомобили, крохотные дроны, познающие лица людей по фотографиям на основе искусственного интеллекта, сельскохозяйственные технологии, на месте обрабатывающие овощи, фрукты, доящие коров и т.п. Появился аддитивное производство или аддитивный технологический процесс — процесс изготовления деталей, которые основаны на создании физического объекта по электронной модели путем добавления материала, как правило, слой за слоем, в отличие от вычитающего (субтрактивного) производства (механической обработки) и традиционного формообразующего производства (литья, штамповки). Их синонимами становятся «трёхмерная печать» или «3D-печать». Об этом мы узнаём из трудов академика РАН Евгения Николаевича Каблова, которую автор называет шестым технологическим укладом. Американский физик-теоретик Митио Каку рассуждает о будущем просвещении человечества, что человечество учит своих детей методологией двухсот летней давности ,,. Об опыте реализации своего личностного потенциала пишет китайский предприниматель, основатель «Alibaba Group» Джек Ма. Он первый бизнесмен из материкового Китая. По состоянию на середину апреля 2021 года Bloomberg оценивал состояние предпринимателя в 51,5 млрд долларов.  Джек Ма рассуждает о непознанном ещё наукой будущее человечества, к чему мы должны стремиться и, раскрыв новые методологии, понять совершенство природы, соразмерить средства и методы воспитания, обучения с её законами, что и будет дальнейшим развитием современного человека.

Более того, мыслитель современности Шарма Робин, книги которого изданы более чем на 90 языках народов мира, пишет: «Лидерство не имеет никакого отношения к тому, что ты получаешь и где сидишь. Лидерство гораздо сильнее зависит от того, насколько блестяще ты работаешь и насколько правильно поступаешь». Другой популярнейший автор Митио Каку, анализируя труды учёных, приводит итоги их работ, где сказано, что человеческий геном включает в себя примерно 23000 генов и эти гены формируют и управляют мозгом, состоящим из 10 млрд нейронов. Оказывается, «чем больше мы практикуем определенные навыки, тем прочнее становятся определенные связи в мозгу и тем проще даётся работа … мозг представляет собой самообучающуюся систему, способную заново прокладывать нервные пути всякий раз, когда усваивается новая информация». При этом «… для достижения уровня мастерства, соответствующего специалисту мирового уровня в чём угодно, требуется 10 000 часов практики». Поп-социолог, канадский журналист Малкольм Гладуэлл подводит итог этим исследованиям, выводя практику (умение трудиться) на первое место, что и называется «правилом 10 000 часов».

Этот уровень достигли тренеры Республики Саха (Якутия), подготовившие более 150 победителей мировых, европейских и азиатских соревнований в 18-20 видах спорта высших достижений примерно за 50 лет с перерывами. В 90-х годах XX в Птицын Владимир Ильич был руководителем всемирной федерации шашек и довёл количество стран, участвующих на соревнованиях мирового масштаба с 32 до 40. Под руководством Акимова Александра Константиновича международная федерация по национальному виду спорта народа саха «мас-реслинг» довёл количество федераций в 50 странах мира. Следовательно, при правильной методологии работы педагогов, исполнении правила 10 000 часов практики, подрастающее поколение северян могут достичь международного уровня во многих направлениях социальной структуры общества. При этом необходимо иметь в виду, что политика просвещения коренного населения Якутии массово начала формироваться с начала XX века. За 100 лет из республики выросли выдающиеся руководители просвещения: Донской Семен Николаевич II, Шарин Николай Иванович, директора школ: Шадрин Алексей Спиридонович, Алексеев Михаил Андреевич, Алексеева Нина Афанасьевна, Улыбина Разия Сафаровна, тренера: Коркин Дмитрий Петрович, Кычкин Николай Николаевич, которые системно и справедливо стремились к результативности своего труда.      

Теперь мы можем понять, что системность и справедливость и есть один из основных законов Вселенной. Этот закон даёт нам возможность проследить последовательность или закономерность процесса достижения цивилизованного развития общества в историческом плане и в наше время через воспитание, о чём мы писали выше. Много тысяч лет жизнь человека и его потомков соединены генетическим кодом подсознания в 95%, которая тысячелетиями накопилось практикой жизни предков. А заложенные просвещением в образовательных организациях знания в сознании способного к знаниям человека составляют крохотную долю из 5%. Причина заложено в том, что современной науке человечества Планеты Земля доступно всего лишь 5% Вселенной, следовательно, этническая педагогика в большей степени целенаправленно должна заниматься воспитанием или, по традициям предков саха, заряжать сознание ребёнка в зависимости от пола.

Но, ошибки жизни есть и в этом. В народе была притча «Уол оҕо – кэскилбит, эр киһи — эрэлбит» (Сын судьба нации, мужчина – опора в жизни), «Кыыс оҕо – омук бэйэтин анала» (Дочь – предназначение своего народа). В те времена и в наше время сохранение народа является программой Создателя, ибо рождение обеих полов в каждом роде всегда соразмерены. Предки саха боялись рождение детей у близко родственных семей или у семей разных национальностей. Так называемая генетическая вспышка, когда рождаются через чур сильные люди, народ не поощрял такое рождение, ибо было поверье, что гены (кровь) одного рода передаются потомкам на 16 или 21 поколение. При генетической вспышке люди забирают в своё тело энергию своих потомков, из-за чего продолжение рода прерывается на каком-то этапе жизни рода. Исходя из этих традиций воспитание имело исключительно большое значение. На протяжении тысячелетий, при разных ситуациях жизни с другими племенами, родами, народ саха сохранил себя как народ. Косвенно, это поведение общества можно доказать темпом развития мозга зародыша. Мозг зародыша к 7 месяцам имеет 60% развития, поэтому семимесячный ребёнок рождается живым. К 9 месяцам развитие мозга доходит до 70%, а к трём годам – 80%. Исходя из этих закономерностей природы выводим, что детские сады, общеобразовательные школы имеют возможность пересмотреть программы воспитания и просвещения, ибо их деятельность имеет границу всего лишь на 20%. Если мы стремимся сохранить и приумножить свой народ, то девочек с возраста игры куклами необходимо готовить к воспитанию своих детей, а девушек быть матерью и иметь профессии по задаткам. Мужчины от природы обязаны обеспечить свою семью материальным достатком, быть примером для своих детей в духовной составляющей жизни. Эти постулаты диктуют обществу научить мальчиков к навыкам трудиться, а юношей к профессиям по их природным задаткам, как предопределено природой.

Таким образом, воспитание к жизни имеет большее значение в жизни каждого человека, ибо заложенная природой потребность в развитии переходит постепенно в коллективный разум, который достигается трудом многих педагогов. При этом чистота и широта души родителей, воспитателей, учителей и справедливое управление лидеров своим родом, народом имеет значение, равное избранности природой, приближённое к уровню пророка.

У предков народа саха слово «воспитание» имело несколько иной смысл, называется «иитии» (зарядить). Ибо, на формирование и проявление различных качеств растущему человеку природа даёт порой всего лишь от недели до нескольких месяцев и года. Упустить это время нельзя или применение ошибочных методов взаимоотношения родителей, взрослых воспитателей могут обернуться негативными последствиями в поведении будущего человека. При этом каждый должен стремиться к самосовершенствованию своих способностей и возможностей справедливо, чтобы достичь качества жизни своей семьи на века. Справедливость, которая, на основе совести, чести и достоинства вытеснит из общества обман, определит норму поведения человека в обществе. Кандидат педагогических наук Сундуй Галина Донгаковна, исследуя многообразие проявления отношений и взаимоотношений в жизни детей, анализируя духовно-нравственное формирование личности в условиях современной социокультурной ситуации, предлагает устранение противоречий между возросшими требованиями обновляющегося общества повышением профессиональной подготовки педагогов. Соглашаясь с мнением автора монографии добавим, что повышение квалификации этнического педагога можно на основе истоков традиций народов страны и научно доказанных истин в нейропсихофизиологии.

Доктор философских наук, профессор СВФУ имени М. К. Аммосова Михайлов Виктор Данилович в своей диссертации написал такие слова: «Мир согласия – это мир человеческих ценностей. Поэтому гражданское согласие выражает собой системное качество общественного бытия и имеет своей функцией обеспечение единства и целостности бытия общества». Согласие в обществе порождает гармонию в отношениях государства, общества и индивида, что приводит к цели жизни – прогрессирующей системе развития. Это мирное сосуществование разных людей, родов и народов определено алгоритмом, которую предложил зачинатель этнической педагогики в нашей стране, доктор педагогических наук, академик АПН Геннадий Никандрович Волков: «Без исторической памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, а без личности нет народа как исторической личности». Василий Александрович Сухомлинский, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, кандидат педагогических наук, Герой Социалистического Труда, создавший педагогическую систему, основанную на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания написал: «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Изнеженные и распущенные индивидуумы формируются тогда, когда в их жизни главенствует единственная радость — радость потребления».

Из истории жизни различных народов мы знаем, что весьма малое количество руководителей достигают «единства и целостность бытия общества» и остаются в памяти общества на многие годы или на века. Об этом свидетельствуют сохранившиеся имена вождей, предводителей, королей, царей, позже включённые во всемирную историю человечества. Из легенд народа саха мы знаем имена Эллэй, Дойдуһа Дархан (Тарҕан) Мунньаҥ Дархан (Тарҕан), Тыгын Дархан (Тарҕан), хотя никто и не знает, как они выглядели. Эллэй известен тем, что объединил народ национальным праздником “Ысыах” в период летнего солнцестояния как традиция преклонения Солнцу. Мы современные, образованные саха только начинаем понимать смысл этого праздника — праздника встречи нового года по циклу солнечной системы для очищения души и соразмерения своей личной энергии коллективным разумом общества и космическим пространством на следующий год. Дойдуһа Дархан (Тарҕан) – предводитель народа, который определил какому роду где жить в зависимости от рода занятий и принятых традиций. Мунньаҥ Дархан (Тарҕан) собрал различные роды народа в улусы в зависимости от установившихся традиций родов. Из истории различных народов можно понять, что, в современном мире исключительно важное значение имеют, во-первых, справедливо и разумно строившие социальную и экономическую политику руководимого им общества, задаткам и традициям народа на основе веры, чести и достоинстве разумных людей. Доказательством этого явления является слова Иосифа Виссарионовича Сталина, оставшегося в памяти цивилизованных народов мира, как символ руковдителя государства «Кадры решают всё».

За 100 лет прожитой жизни современной Якутии много было людей, руководивших народом. Но, народ помнит и чтит имена Максима Кировича Аммосова, Платона Алексеевича Ойунского, Исидора Никифоровича Барахова, Илью Егоровича Винокурова, Семёна Захаровича Борисова, Гаврила Иосифовича Чиряева. Народ с почтением относится к их потомкам, живущих вровень с народом. По всей вероятности останется в памяти народа и Михаил Ефимович Николаев, руководивший республикой и давший свободу развития каждому жителю в 90-х годах XX века, так как, когда он ушел в иной мир, народ провожал его большим потоком с 10 утра до позднего вечера. Понятия «Разум», «Руководитель» и «Вера» тесно взаимосвязаны духовной составляющей человека, общества. Если человек имеет задатки разборчивости в своих политических поступках от Природы, представляет результаты своего позитивного труда для руководимого им общества, то народ в него поверит и будет благодарен ему и его потомкам. Вера первична по отношению ко всему общественному, она вселилась в сердца людей, когда они только начали себя отделять от окружающего мира, поэтому и существует она, вера не только в Бога, но и в своего руководителя, указывающего путь развития.

Видимо, только в таком ключе можно найти то главное, от чего зависит справедливое сосуществование людей, общества и государств. Нам следует выявить система образующие факторы развития человеческого сознания на основе подсознания и социальной структуры своего общества, которые являются базовой основой развития справедливого общества. Они, естественно, меняются, но в меньшем масштабе, чем крайние показатели, следовательно, могут быть управляемы. Например, высший разум Вселенной верой «Айыы» (Творение) для благополучной жизни человека заложил ступени совершенства человека: 1. Создал человека с двенадцатью системами организма на основе любви мужчины и женщины. 2. Адаптирует эти системы человека в той географической среде, где он родился. 3. Развивает его дух, тело и разум системой движения; 4. Учит управлять системно собой, семьёй, обществом, государством. 5. Учит трудиться системно во благо материального обеспечения своей семьи, общества, государства. 6. Учит придерживаться системы законов справедливости во благо всеобщего духовного благополучия. 7. Для системного управления сознанием общества развивает способности людей познать тайны сотворённого им мира, по мере развития систем организма человека таких людей будет больше. 8. Пример – лучший способ системной организации человеческой жизни в обществе, поэтому избранные обществом люди обязаны создать справедливые для всех законы. 9. Уровень достижения человечеством системы природосообразности, человекосообразности, социосообразности, культуросообразности сознания сравнима с подобием солнечных лучей для жизни.

В Указе Президента Российской Федерации от 26.10.2020 № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» подчеркивается несоответствие системы среднего профессионального образования потребностям экономики и социальной сферы в квалифицированных и высококвалифицированных кадрах. Конкретизируется вопрос организации дополнительного образования детей, обеспечение популяризации традиционного культурного наследия коренных народов, развития их языка, развитие научно-образовательных центров. Этому указу необходимо добавить нормативный документ Главы Республики Саха (Якутия) о Государственной программе развития системы образования, который уточняет доведение охвата детей дополнительным образованием до 80%. Следовательно, на наш взгляд, необходимо научно обосновать способ внедрения в практику воспитания и обучения организационные, технологические, содержательные, реализационные основы неформального образования не только в средне профессиональном образовании, а всей системе российского образования. Сегодня по развитию неформального образования лидируют Новая Зеландия, Финляндия, Дания, Швеция, Нидерланды, Норвегия, США, Канада, Англия, Германия, Эстония, Австралия. В 2010 г. по данным ЮНЕСКО в наиболее успешных в экономическом отношении странах неформальным и информальным образованием охвачено 30–40 % населения в возрасте 25–64 лет, а в странах Европы – 17 %, в России всего около 8 %.

Неформальное образование осуществляется вне специализированного образовательного пространства, но имеет конкретные цели, методы и методики, основанные на желаниях обучающихся, их мотивациях, поэтому результативность обучения может быть выше. Определение такой системы дали в 70-х гг. прошлого столетия профессор педагогики Маnzoor Ahmed и американский педагог Philip H. Coombs: «Неформальное образование есть любая организованная и систематически осуществляемая за пределами формальной системы образования деятельность, направленная на решение образовательных задач в среде специальных подгрупп детей, молодежи и взрослых». Преимуществом неформального образования перед формальным образованием, как считают исследователи, становится сознательное саморазвитие личности, полагаясь только «на свои собственные возможности с помощью повышения уровня знаний, соотнесения собственных мнений и чувств с мнениями и чувствами других людей». Исходя из этих преимуществ, нам хотелось бы добавить к определению Кумбса и Ахмеда такие слова: «имеющих индивидуальные задатки, склонности и способности» для детей, претендующих на одаренность.

Весь животный мир воспитывает своё потомство примером, а разумный мир людей в постиндустриальном обществе ищет приемлемую программу воспитания, которую мы стараемся понять для жизни в современном усложняющемся мире, надеясь на веру народов. Мы надеемся на веру своих предков «Айыы» (Творение). Нам представляется возможным строить эту систему из трёх последовательно развивающих сознание подрастающего поколения этапов. Первый этап в народе называют «уһуйуу» (можно грубо перевести это слово как испытание практикой жизни). Этот этап имеет два уровня: первый уровень подразумевает воспитание человека с внутриутробного развития пробуждением генетических кодов, переданных предками через родной язык и любовь. Если мать ласково разговаривает с ребёнком на своём родном языке, отец и мать, все домочадцы общаются между собой мирно на родном языке, то у ребёнка, как мы полагаем, пробуждается генетический код. Второй уровень этапа нацелен на чувственное осознание природных явлений как отношение к жизненно важным явлениям: голоду-сытости, холоду-теплу, свету-темноте, родным-чужим, радости-обиде, развивающим играм, предназначенным природой для девочек и мальчиков раздельно, взаимопониманию с другими себе подобными детьми в детских садах для подготовки сознания к коллективному разуму в различных просветительских учреждениях социализацией. Второй этап посвящён просвещению сознания человека научными понятиями, законов явлений природы в общеобразовательных школах, методология которых ещё не совершенна, ибо признанного всеми народами мира способа достижения эффективного образования пока нет. В Китае одно, в Финляндии другое, в Сингапуре – третье и т.д. Третий этап – обучение, направлено на профессиональную ориентацию детей к будущим профессиям в зависимости от природных задатков, педагогическая коррекция способностей в направлениях социальной структуры общества. Система направлений этой структуры по значимости для жизни общества и государства такова: предпринимательство – строительство – производство — воспитание – образование – экология — соразмерение труда и отдыха в зависимости от географической зоны проживания.

Для системы воспитания и просвещения должны будут созданы целенаправленные универсальные программы, компетентные управляющие центры, основанные на законы, отвечающие географической зоне с учётом подземных, водных и лесных ресурсов. Поскольку закон об образовании в стране не учитывает географические зоны проживания людей, напрягая организм в зимние холода, из-за чего увеличиваются простудные заболевания юных северян, мы предлагаем программу дополнительного образования планировать с августа до декабря, объявить продолжительные каникулы в декабре и январе, завершить учёбу в июне национальным праздником «ысыах». Примерно такой график работы общеобразовательных школ существуют в скандинавских странах. Организм человека приспособлен к ритму географической среды, что и определяет проявление жизненной энергии человека в полной мере. Север сама по себе воспитывает человека быть справедливым по отношению к окружающей среде, быть добрым и отзывчивым (духовным) к людям. А с точки зрения географии эти климатические условия Севера благотворно влияют на половину земного шара. В этом и заложена цель веры «Айыы» (Творение) для благополучного развития России в основе которого воспитание духовности и справедливости, системно и научно просвещая подрастающее поколение. Предлагаемая система воспитания, по нашему убеждению, должна иметь свой алгоритм и программу, инфографика которого представлена на рисунке 8.

Рис. 8. Модель реализации личностного потенциала школьников в неформальном образовании.

Нижний Мир

Современное определение жизни в философской энциклопедии гласит так: «Жизнь – специфическая форма организации материи, характеризующаяся единством трех моментов: 1) наследственной программой, записанной в совокупности генов (геном), т. е. в соответствующих последовательностях нуклеотидов дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК); 2) обменом веществ, специфика которого определяется наследственной программой; 3) самовоспроизведением в соответствии с этой программой». Все эти три момента определения имеют одно происхождение – генетический код, что доказывает системность и зависимость жизни каждого живого существа. Получается, что вся человеческая деятельность запрограммировано заранее генетическим кодом? Быть кому-то в жизни умным или глупым, богатым или бедным, хозяином или слугой предопределено до рождения? Может ли это быть истиной? Всё возможно, когда мы не знаем сути. В жизни каждого из нас много загадок, почему одним везет, другим не везет, одни наслаждаются счастьем, другие не могут оправиться от страданий и мук.

Но, судьба многих может измениться из-за каких-то внезапно появившихся желаний, целенаправленных поступков или от продолжительного кропотливого труда, творческой деятельности. В наше время мы можем с уверенностью сказать одно: очень многое зависит от самосовершенствования своих способностей и возможностей. Без труда мало что удаётся в жизни. Поэтому, жизнь человека, как нам кажется, можно запрограммировать через целенаправленное воздействие, например, через воспитание, но никак невозможно предопределить его благосостояние и благополучие без каких-либо воздействий на него. Вероятно, эти уровни жизни достигаются, как говорит этническая педагогическая наука, в зависимости от многих факторов, например, от генетических предрасположенностей, от окружающей среды, от людей, которые встретились в жизни, т. е. от множества случайностей. Об этом и писал Александр Сергеевич Пушкин два века тому назад:

О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг

И случай, бог изобретатель.

Таким образом, вопрос о появлении жизни и её истинное определение, останутся открытыми ещё долгое время. Но мы можем рассуждать о проявлении жизни, ибо эту реальность мы ощущаем ежесекундно. Стремясь познать смысл жизни, философия и вера народов выработали много разных гипотез и теорий за всё время своего существования. Их объяснение исходит из двойственности формы нашего бытия (материя и дух). Материя без духа не может дать жизнь форме, так же как дух без материи не может проявить жизнь. Соединение этих двух начал даёт форме жизнь. Дух при этом является возбудителем жизни в материи. Оживотворяя и одухотворяя материю, дух заставляет её менять свою форму. Материя из менее совершенной форы превращается в более совершенную форму. Это и есть совершенствование нашей жизни. Результатом взаимодействия духа и материи является сознание данной формы жизни в данную эпоху развития. Сознание, будучи величиной меняющейся, становится накопителем жизненного опыта, т.е. алгоритма. Эти постулаты жизни описаны в народных эпосах.

Кандидат филологических наук Дмитриева Айталина Ахметовна, анализируя сюжеты 40 олонхо (эпос народа саха) обобщает их в несколько групп: «Олонхо начинается с эпического зачина, который традиционно состоит из формулы эпического времени (времени претворения), сотворения мира, описания мира, природы, священного дерева» и т. д. Затем идёт «происхождение героя у пожилых родителей, чудесное перерождение, вплоть до спуска из верхнего мира …». Мотивировка выезда богатыря из дома может быть представлена как для сватовства, защиты племени айыы от агрессивных действий абаасы (подобие чёрта), похищение девушки, поиск чудесной страны и т. п. Далее идёт подготовка богатыря в поход. Кульминацией олонхо становится сюжет борьбы богатыря с абаасы, что абаасы оказался сильнее, применив против богатыря различные неизвестные способы заговоров, ядов и т. д. Богатырь лишается сил, ранен, умирает …, чудесное исцеление живой водой, восстановление сил и продолжение битвы. Победа над врагом или примирение с врагом на основе доброты богатыря завершает эпос (рис. 9). Чаще всего в этой битве богатырю помогает ойуун (шаман), то есть, существующий несколько тысяч лет эпос народа повторяет то же, что и происходит с человечеством в наше время. Этот алгоритм основан на желании достичь справедливости ради своих сородичей.

Рис. 9. Картина «Олонхо» (воспевание жизни) народного художника Степанова Тимофея Андреевича

Наши бабушки и дедушки в 50-60-х годах прошлого века нам часто говорили при наших различных балованных поступках «Аньыы» (грех). Сегодня эти понятия почти полностью утратили своё представления о грехе, которые, как считают в Нижегородской духовной семинарии, распространились из западного общества. Современные исследователи видят причину подобного замалчивания проблемы греха в декларируемых демократических идеалах и так описывают происходящее: «слово „грех“ — нынче не в моде, потому что подразумевает существование Бога и нравственного закона, вписанного Им в сознание и совесть человека: это слово „могло бы оскорбить свободу мнений собеседника“… Люди затрудняются произнести слово „зло“ из опасения прослыть жестокими и отставшими от времени». Такое бедственное состояние западного общества подвигло папу Иоанна Павла II 14 августа 1983 года в Лурде молитвенно просить «смилостивится над теми, кто больше не знает, что такое грех, или же не отваживается знать» и напрямую утверждать, что «чувство греха отчасти исчезло, потому что утратилось чувство Бога».

Каждая вера понятие греха понимает по разному, поэтому дать точное определение греха крайне сложно. Один из высших чинов церковной иерархии Феофан Затворник, исходя из восточных религиозных текстов, пишет, что грех может означать: 1) преступное действие; 2) страсть; 3) состояние души, внутреннее расположение. Фома Шпиндлик, выдающийся современный ученый, признанный авторитет в области сравнительного богословия и духовной традиции христианского востока, профессор Папского Восточного института, пишет о том, что в западной традиции под грехом понимался поступок. Православная вера утверждает существование семи смертных грехов: гордыня; сладострастие; гнев; леность; скупость; зависть; чревоугодие. У православных верующих 10 заповедей: 1. Поклоняйся Господу, Богу своему. 2. Не сотвори себе кумира. 3. Не произноси имени Бога напрасно. 4. Работай шесть дней, а в седьмой отдыхай. 5. Почитай отца и мать свою. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не лжесвидетельствуй. 10. Не завидуй. Первые четыре заповеди касаются отношения Бога и человека, следующие шесть — человека с человеком. В вере народа саха «Айыы» (Творение) слово «аньыы» (грех) в любом случае связана с нижним миром, где обитают «абааһы» (от слова «абааһы көрөбүн» — ненавижу при виде чёрта, похожего на человека с рогами, копытами и хвостом).

Нравственные нормы во всех религиях более или менее подобны, хотя акцент может отличаться. В зороастризме превыше всего ставится этика и мораль, правила которые позволяют жить человеку справедливой жизнью. Этичные люди более здоровы и имеют более длинную жизнь, что было доказано с научной точки зрения доктором Майклом Маккулог в Национальном Институте Исследования Здравоохранения в Америке. Зороастрийское понятие 7 принципов помогает человеку достигать гармонии от самого нижнего до самого высокого состояния души. Каждое из 7 созданий — человек, животное, огонь, металл, земля, вода и растения — символизирует одно из качеств, которые каждый должен взрастить в себе. Это достоинство. Потомки арийцев придерживаются основ этих принципов и в современное время.

1. Мудрость. Мудростью каждый должен бороться против зла: жадности; нужды; гнева; зависти и ревности; позора; мести; лени; лжи.

2. Высшее сознание, элемент животных сознаний, что достигается умеренностью жизни. Зло, паразитирующий принцип проявляется в человеке через избыток или дефицит, а умеренность контролирует и не позволяет чувствам доминировать и порабощать нас, т.е. является золотой серединой.

3. Истина/Справедливость, элемент Огонь. В жизни человека действует Закон причины и следствия, эффекта бумеранга мыслей, слов и действий. На космическом уровне Истина отражена в порядке, лежащем в основе всех вещей. Быть правдивым означает быть справедливым, честным и искренним и в мыслях и словах и действиях.

4. Лидерство/работа с самоотдачей, элемент Металл: Это воплощает силу воли, что каждый должен проявить в себе. На космическом уровне этот принцип — сила превращения причины в энергию и наоборот.

5. Благородство, элемент Земля. Любовь, преданность, отказ от насилия и терпимость — достоинства, которые рождаются из благонамеренности и благородства. На экологическом уровне земля как мать, которая имеет огромные уровни терпимости. Человек будучи эгоистом, останавливая любовь к другим, вредит не только своей духовности, но и своему здоровью. Каждый не должен искать собственную пользу за счет вреда другим. Человек, который дает Благо справедливому, не только получает добро в жизни, но и место на самых высоких Небесах.

6. Совершенствование, элемент Вода. Воплощает потребность в достижении совершенства для личности и души, ибо адаптируемость воды выражает потребность быть пластичным, изменяемым, если стремиться к совершенству. На космическом уровне, это принцип поддерживает теологическую истину окончательного совершенства Вселенной, когда зло будет уничтожено.

7. Бессмертие, элемент Растение. Этот принцип воплощает неизбежный факт бессмертия души. На уровне созданий, этот принцип представляет растения, которые также являются бессмертными — из семени продолжают расти и умножаться, таким образом гарантируется «бессмертие» роста. На космическом уровне, это представляет Универсальную Истину бессмертия души и Владычества Духа. Согласно Зороастризму, тело и дух едины, поэтому Заратуштра желает сделать своё тело местожительством для божественных существ. Человек должен запретить вход зла в него, когда люди не позволяют злу жить в пределах них, зло будет уничтожено во всем мире

Исходя из мнений верующих со светлыми мыслями, мы находим источник греха, что чувство утраты Бога, потеря древних принципов человеческого достоинства становятся главной причиной рождения грязного мышления, не свойственных разумному человеку поступков, расслоения общества вплоть до ненависти к друг другу. Видимо, нарушение Природного закона справедливости на каком-то этапе духовной составляющей жизни индивида из рода, именуемое грехом, нарушает наследственную программу системного развития, приводит потомка или потомков к исполнению понятия «толук» (кара). Следовательно, воспитывая своих детей, мы обязаны постоянно напоминать им не только позитивное хорошее, радостное, но и негативное, про поступки, доводящие человека до «аньыы». В образовательных организациях пора детям просвещать про деятельность надзорных органов, Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы исполнения наказания, Федеральной таможенной службы, Федеральной миграционной службы, Прокуратуры РФ, Федеральных судов и тюрем. Эти государственные органы созданы для предотвращения преступлений, доводящих общество до разрушения из-за жадности, зависти и ненависти. В былые времена, когда наши предки кочевали по степи, народ жил справедливо благодаря своим предводителям, которые руководили людьми своими светлыми идеями и людям, имеющим от природы святой дар: знахарям, ойуунам, шаманам, пророкам. Вероятно в те времена не так много было зла.   

Когда слушаем информации про защитные военные действия нашей Родины от политики США и Украины, обеспечение НАТО вооружением Украинские войска, принятие экономических санкций западных и некоторых восточных стран по отношению к России, потери на войне своих сородичей, трагедии семей из-за войны невольно вспоминаем слова признанного народом ойууна Владимира Алексеевича Кондакова, который в 2011 году написал в своей книге предупреждение: «В настоящие времена гнетут темные силы. Неуемная жадность, в том числе к недрам Земли, агрессия, безверие, продажность, желание властвовать над людьми — вот далеко не полный перечень злых спутников человечества. Но есть выход из создавшегося положения. Алгыс (благословение) стал необходим как воздух. Алгыс — духовное наследие народа саха и он поможет обрести покой в душе, стать сильным и окрепнуть духом, чтобы бороться с темными силами». Ойуун (шаман) предвидел причины ещё не начавшейся в 2014 г. войны на Донбассе. На территории Украины сосредоточены не только плодородные земли, есть «месторождения 21-го редкоземельного элемента из перечня 30 веществ, которые определены Европейским союзом как «критическое сырьё» в производстве устройств для развития «зеленой» энергетики. Это 5% всех мировых запасов «критического сырья». Среди них – литий, кобальт, скандий, графит, тантал, ниобий и другие. В течение следующих двух десятилетий спрос на медь и редкоземельные элементы возрастёт более чем на 40%, на никель и кобальт – на 60-70%, а на литий на 90%». При бурном развитии технологий, например, искусственного интеллекта, способным на многозадачность, не только разработчикам, но и всей экономике стран придется столкнуться с растущим энергопотреблением. Те страны, где «критическое сырьё» исчерпано, их развитие остановится. Теперь отметим, что в 2011 г. никто в мире, кроме желающих приобрести эти богатства к себе, не знал о готовящейся войне олигархов Европы и Америки на Украине.

Предки народа саха всегда верили в своих ойуунов. Варвара Корякина, библиотекарь отдела краеведческой литературы Нерюнгринской городской библиотеки, подготовила и опубликовала материал о Великом Тунгусском Шамане Васильеве Семёне Степановиче (Савее), Она пишет всеобщее мнение не только якутян, но и знавших его людей разных национальностей России и других стран: Савей «представитель древнего эвенкийского рода ингилас, потомственный шаман из династии тунгусских шаманов, генетический носитель космических знаний, один из немногих сильнейших шаманов мира. Великий Шаман ездил по разным странам, помогал всему миру. Сородичи говорят, что Савей был очень спокойным, рассудительным и светлым человеком, жил по издревле установленным эвенкийским заповедям. Ингриенцы говорят о Савее просто, без тени мистики и ореола загадочности. Так и должно быть: всё гениальное просто и понятно. Избранные, такие как Великий Шаман Савей, близки и понятны людям, с детьми они как дети, с молодыми как молодые, со стариками как старики, они понимают всё и всех. Человек, знающий тайну мироздания, видит и слышит все помыслы человека, чувствует и осязает все движения человеческой души, и никогда не использует эти знания в угоду зла. Потому что зло, сотворённое человеком, влечёт за собой зло. А добро встретит ответное добро. Может, это и есть извечный простой закон мироздания. Какие действия человек совершает в пространстве, такой ответ и отклик получает от Вселенной».

Cуществует легенда, что Савей в 2007 году помог выиграть заявку России на проведение зимних Олимпийских Игр в 2014 году в Сочи. За несколько лет предсказал миграционный кризис в Европе, который случился в 2015 году. В открытой информации относительно будущего России есть предсказание Савея, что таяния ледников не будет. Лёд будет покрывать Гренландию ещё 500 лет. Кроме того, по мнению дедушки Савея, мы далеко не одни в этой Вселенной и за нами следят более высокие расы. Они давно изучают жизнь на земле, но России не стоит их опасаться, они не собираются применять ей вреда. Так, ойууны (шаманы) не только знали о том, что человечество ещё не может в полной мере справиться с программой благополучия из-за отсутствия справедливости, но и предсказали будущее благополучие России. Нам сложно об этом судить, но есть статистические данные о жизни людей в других странах и континентах.

Статистика уровня жизни человечества в наше время показывает большое расхождение. Самобытный современный писатель Борис Литвинов опубликовал такие данные в интернете: «Население Земли составляет около 7,8 миллиарда человек. Из этого количества только 8% могут дожить до 65 лет, 26% живут менее 14 лет, 66% умерли в возрасте от 15 до 64 лет, 17% человек неграмотны, 93% человека не учились в колледже или ВУЗе, 15% человек недоедают, 23% человечеству негде жить, 13% людей не имеют чистой питьевой воды, 70% не имеют условий для выхода в интернет». Читая эти строки начинаем понимать значимость для каждого жителя нашей страны политику социальной справедливости Карла Маркса, Фридриха Энгельса, Владимира Ильича Ульянова (Ленина), Иосифа Виссарионовича Джугашвили (Сталина) и многих руководителей страны Советов в регионах, районах, в городах и сёлах, деревнях, которые стремились создать своему народу благополучную жизнь. Да, каждый человек стремится жить в достатке, обеспечить свою семью всем необходимым, быть равным со всеми.

Будучи участником неправительственной организации «Северный Форум» и разъезжая по Скандинавским странам и видя телевизионные передачи про жителей острова «Окинава» в Японии убедился в значимости слова «равноправие» в обществе, воспитанное северной суровой природой. В этих регионах нет неимоверно роскошных домов, размеры заработной платы министров или руководителей добывающих компаний и технических работников жилищно-коммунальных хозяйств различаются всего лишь до трёх раз, люди одеты просто и удобно, общаются свободно со всеми. Этим равноправием управляют законы, написанные депутатами, избранные народом. О своём удивлении от правил жизни северян говорил и наш первый президент Михаил Ефимович Николаев. Будучи заместителем руководителя Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации поехал в командировку в Исландию. В аэропорту было очень мало народу и его встретила маленькая, очень просто одетая женщина. Представилась как руководитель государственного собрания Исландии. Повезла Михаила Ефимовича до гостиницы, водя свою маленькую машину сама. Так и проводила его до аэропорта после выполнения программы пребывания заместителя руководителя федерального собрания России.    

Сегодняшняя политика России стала защищать не только свою страну от зависти, жадности и ненависти, но и многие страны от злых духов западных стран, чтобы создать блаполучные условия жизни на Земле. Эту политику необходимо довести и до будущих поколений, раскрывая истинную суть зла, поэтому вернёмся к слову «жадность». Мы нашли мудрое определение этого слова: «Жадность – это когда у тебя много чего есть, что тебе совсем не нужно, и никогда нет того, что необходимо». На языке саха слово «жадность» переводится «иҥсэ» и даёт двойное понятие. Например, «иҥсэлээх үлэһит киһи», можно перевести на русский язык как человека жадно рвущегося к труду или любящего трудиться (трудоголик). Исходя из этого двойственного свойства характера человека, позитивного и негативного, мы предлагаем подумать над инфографикой рисунка 10. Вполне возможно, что веру людей в человека или его отчуждения от себя Всевышние создатели рассматривали как увековечивание его имени в народе или как кару.

Рис. 10. Две пути проявления жадности: ради общества и ради себя

Россия действительно «Святая», об этом свидетельствует доброта народа, благодатность земли, природные богатства, географически находясь приемущественно на северных территориях земного шара. Северный Ледовитый океан с прилегающими территориями суши — это громадный нефтегазоносный супер бассейн, содержащий богатейшие запасы нефти и газа. По данным, которые приводит Геологическое общество США в 2008 году, неразведанные запасы Арктического шельфа оцениваются в 90 миллиардов баррелей нефти и 47 триллионов м³ природного газа, что составляет 13 % неразведанных мировых запасов нефти и 30 % неразведанных запасов газа. Более 50 % неразведанных запасов нефти находится у побережья Аляски (30 млрд баррелей), в Амеразийском бассейне (9,7 млрд баррелей) и в районе Гренландии. 70 % запасов голубого топлива сосредоточены в Восточносибирском районе, на востоке Баренцева моря и у берегов Аляски.     

По состоянию на 2008 год в Арктике было разведано более 400 месторождений углеводородов, суммарные запасы которых составляют 40 миллиардов баррелей нефти, 31,1 триллиона м³ газа и 8,5 миллиардов баррелей газового конденсата. При этом Россия, по данным ООН, занимает: 1-е место в мире по добыче и экспорту природного газа (35% мировой добычи). 1-е место в мире по величине природных ресурсов. 1-е место в мире по запасам и физическому объёму экспорта алмазов и 2-е место по их добыче. 2-е место в мире по разведанным запасам платины и 1-е место по её экспорту. 1-е место в мире по разведанным запасам серебра. 2-е место в мире по разведанным запасам золота. 1-е место в мире по разведанным запасам каменного угля (23% мировых запасов углей). 1-е место в мире по запасам лесных ресурсов (23% мировых запасов леса). 1-е место в мире по запасам питьевой воды. 1-е место в мире по запасам осетровых, крабов, минтая в 200 мильной экономической зоне. 1-е место в мире по разведанным запасам олова, цинка, титана, ниобия. 1-е место в мире по экспорту азотных удобрений. 1-е место в мире по запасам торфа. Следовательно, Россия имеет колоссальные возможности развития в современном мире. Необходимо только перестроить законы на основе справедливости для сбережения населения от зла.

Львиная доля этих ресурсов находится на северных территориях страны, а в мире эти ресурсы почти исчерпаны, следовательно, поднимается вопрос безопасности нашей страны, обеднения населения, даже выживания народов по всему миру. Эти проблемы вынуждают людей мигрировать в страны мира, где есть ресурсы. Иммиграция людей охватит и северо-восточные территории страны. Северные территории страны не готовы принимать много людей, ибо ёмкость северной земли из практики жизни животных и людей, мизерное, очень ранимое, долго восстанавливается из-за вечной мерзлоты.

Пока нет научно обоснованных данных о том, какое количество животных, людей, техники, строительных объектов может разместить Север. Население этих регионов не готовы конкурировать с пришлыми из-за чистоты своей души, воспитанной суровой северной природой, добродушного человекосообразного и природосообразного мышления и привычки надеяться на лидеров своего общества и государства. В современное время глобализации производительных сил и производственных отношений актуальными становятся вопросы этнологии и политики, соотношения мультикультурализма и политики, справедливо отмечает Советский и российский историк, этнолог, социальный антрополог, доктор исторических наук Тишков Валерий Александрович.

Заключение. Передовое постиндустриальное общество некоторых стран, на основе развития науки и просвещения, технологий и производства, торговли и рыночных отношений, рождает противоречия между людьми, обществами и государствами, доводя человечество до конфликтных ситуаций в мире. Выход из создавшегося положения заложено в возрождении истоков традиций этнической педагогики многих народов на основе веры в Разум Вселенной. Истинно то, что энергия Вселенной сотворила жизнь на Земле, которую народ величает Богом и божествами, а суть философии развития заложено в воспитании чистоты души у подрастающего поколения. Но, развитие происходит через противоречия добра и зла, что требует поиска совершенной методологии воспитания. Если мы знаем, что этническая педагогика генетически заложена у многих народов, организовавших цивилизованный уровень жизни много тысяч лет назад, то, есть надежда пробуждения традиций предков с внутриутробного развития человека. На примере веры народа саха «Айыы» (Творение) мы предлагаем раскрыть философию трёхуровневого мира, так как в человеческом сознании существование трёх миров создаёт понятие системности природы и живых существ для воспитания справедливости. Системность разумной жизни продиктовано соразмерением духовного и материального в жизни каждого человека, которую необходимо каждый раз совершенствовать по мере развития понимания законов Вселенной. Такой системный алгоритм совершенства воспитанности и достижение справедливого смысла жизни можно достичь: «пробуждением генетического кода предков родным языком, искренним желанием ласкового отношения родных – испытанием природных явлений – просвещением научных достижений — развитием способностей – самовоспитанием духа – тренировкой тела – просветлением разума – профессиональной ориентацией — увеличением возможностей — осознанием задатков – самоутверждением желания – обоснованием мотивации – поиском механизма решения задач – разработкой плана действий – верой в свой успех – умением отстаивать своё мнение –– проявлением воли – высокой работоспособностью – результативностью в труде». Возрожденную Лазарем Андреевичем Афанасьевым (Тэрис) в 90-х годах прошлого столетия веру «Айыы» (Творение) коллектив министерства по делам молодежи, туризма, физической культуры и спорта начал научно обосновывать для разработки концепции молодежной политики при первом Президенте Республики Саха (Якутия) Николаеве Михаиле Ефимовиче, который сказал: «Дорогие мои земляки, изучайте и гордитесь своей историей. Убеждён, мы поднимемся, возродимся».

Виктор Ноговицын, действительный государственный советник РС(Я) первого класса, член Высшего Совета веры народа саха «Айыы» (Творение).

Литература:

 1. Артём. Режим доступа: https:/shedevrum.ai/post/03c1d89a4bf911ef9572ce75db594aaf/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fe.mail.ru%2F

 2. Kaplan M. A. Justice, human nature and political obligation. N. Y., 1976. P. 245.

 3. Режим доступа: Связь разума, тела и духа – Брюс Х. Липтон, доктор философии (brucelipton.com)

 4. Колисник И.И. Биогеофилософская концепция простирания жизни. Автореферат дисс. на соискание уч. степени докт. филос. наук. – Саратов, 2007 г. – 46 с.

5. Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы – коэволюционная стратегия. –М., 1995. Шаталов А.Т., Олейников Ю.В. К проблеме становления биофилософии//Биофилософия. –М., 1997

 6. Яковлев Б.В. Путь Вселенной. Трактат. – М.: Права человека, 2007. С.71-72

7. Российская электронная школа. Урок 8. Биосферный уровень организации жизни. Биосфера как глобальная экосистема. Режим доступа: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5944/conspect/32116/. 24.09.2024.

 8. Там же.

 9. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Режим доступа: https://spravochnick.ru/ekologiya/biosfera/uchenie_v_i_vernadskogo_o_biosfere/. 24.09.2024.

 10. Всемирная энциклопедия: Философия/Гл. научн. ред. и сост. А. А. Гришанов. – М.: АСТ, мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. – 1312 с.

 11. Цитаты из книги «Три кита, создающие твою реальность». Sandr Film – лучшие афоризмы, высказывания и крылатые фразы – MyBook.

12. Литвинов Р. И. Введение в биоэнергетику, апрель 2014 г. Режим доступа: htt ps://kpfu. ru/. 14.09.2022 г.

 13. Кривошапкин – Айыҥа Андрей Иванович. Сердце Евразии и руническая письменность. – Якутск : СМИК МАСТЕР. Полиграфия, 2020. – 152 с. (С. 32).

14. Там же. – С. 51

15. Афанасьев Л. А. Тэрис. Айыы үөрэҕэ. – Якутск, 1993. – 183 с

16. Режим доступа: Общая теория систем — Википедия (wikipedia.org). 20.06.2010.

 17. Кришталь В.В. А.А. Богданов – основоположник тектологии и теории организации. Режим доступа: А. А. Богданов — основоположник тектологии и теории организации (cyberleninka.ru). 22.09.2021.

 18. Общая теория систем – критический обзор. Л.фон Берталанфи (L.von Bertalanffy, General System Theory – A Critical. Review, «General Systems», vol.VII, 1962.). Режим доступа:Теория открытых систем — важное обобщение физической (studylib.ru). 23.04.2013.

 19. И.Пригожин. Философия нестабильности. Режим доступа: http://ec-dejavu.ru/i/Instadility.html 31 марта 2013 г.

 20. Ю.А.Урманцев. Эволюционика или общая теория развития систем природы, общества и мышления. Режим доступа: Practical Science: http://www.sci.aha.ru 26 марта 2013 г.

 21. Эшби У.Р. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki 24 марта 2013 г.

 22. Сергей Котов. Первый закон управления. Режим доступа: http://www.men-с,com/notes.files/firslaw.htm 24 марта 2013 г.

 23. Режим доступа: Russell L. Ackoff — Wikiquote. 22.07.2024.

 24. П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — М. : Медицина, 1968. — 546, [1] с. : ил. 

 25.Судаков К.В. Системная организация целостного поведенческого акта// Физиология поведения. Л., 1987. 

 26. Фельдштейн Д. И. Задачи Российской академии образования на новом историческом уровне движения общества // Педагогика. – 2013. – № 10.

 27. Kurzweil R. 2005 The Singularity Is Near: When Humans Transcend Biology. – New York: Viking Penguin.

 28. Каблов Е. Н. Шестой технологический уклад // Наука и жизнь. – 2010. – № 4. – С. 2–7.

 29. Митио Каку. Учеба уже не будет базироваться на запоминании. Режим доступа: https://22 сentury.ru/popular-science-publications/michio-kaku. Интервью от 17 сентября 2014 г.

 30. Митио Каку. Будущее разума / Пер. с англ. – Москва : Альпино Нон-Фикшн, 2021. – 645 с.

 31. Джек Ма: Из-за того, как мы учим детей, они могут потерять работу. Режим доступа: https://forbes.kz/process/education/djek_ma_izza_togo_kak_myi_uchim_detey_oni_mogut_poteryat_rabotu/ 10.06.2018.

 32. Шарма Робин. Лидер без титула. Современная притча о настоящем успехе в жизни и в бизнесе. – Москва : Издательство АСТ, 2020. – 288 с. (с. 38).

 33. Митио Каку. Будущее разума / Пер. с англ. – Москва : Альпино Нон-Фикшн, 2021. – 645 с.

 34. Там же. С. 246.

 35. Там же. С. 246.

 36. Гладуэлл М. Гении и аутсайдеры. Почему одним всё, а другим ничего? – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2011. – 246 с.

 37. Режим доступа: Yamashiro Yuichiro. Значение длинноцепочечных полиненасыщенных жирных кислот в питании недоношенных детей // Журнал общества неонатологов, 15 выпуск, № 2, 2003. С. 37-45. Juntendo University, Japan. 2003. Pdf. 11.05.2023 г

 38. Педагогика совести [Текст] : монография / Сундуй Г. Д. ; М-во образования и науки Респ. Тыва, ГБНУ «Ин-т развития нац. шк.», Лаб. этнопед. исслед. — Кызыл : [б. и.], 2013. — 110, [1] с.

39. Михайлов В.Д. Социально-философские основания гражданского согласия (общетеоретические подходы и региональная практика). Автореф. дис. на соискание уч. ст. докт. филос. наук. – Якутск, 1996 г.

 40. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1974. – 355 с.

 41. Викицитатник. Режим доступа: https://ru.wikiquote.org/wiki/Василий_Александрович_Сухомлинский. 25.09.2024.

 42. Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2020 № 645 “О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года”.

 43. Указ от 16.12.2019 г. № 900 О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие образования РС (Я) на 2020–2024 гг. и на плановый период до 2026 г.». Источник: https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/81_11453083.

 44. Мухлаева Т. В. Международный опыт неформального образования взрослых / Т. В. Мухлаева // Человек и образование: Академический вестник Института образования взрослых РАО. – № 4 (25) – 2010 – С. 158–162.

 45. Coombs P. and Ahmed M. Att acking Rural Poverty. How non-formal educati on can help, Balti — more: John Hopkins Press., 1974.

 46. Jeffs, T. Using Informal Education. An alternative to casework, teaching and control / T. Jeffs, M.K. Smith (eds). – Milton Keynes : Open University Press. – 1999. – 68 pp. (р. 23)

 47. Rapoport A., Mathematical Aspects of General Systems Analysis, General Systems, 11, 7 (1966)

48. Дмитриева, А.А. Указатель мотивов олонхо Вилюйского региона / А. А. Дмитриева // Наука и образование. — Якутск, 2007. — № 2. — С. 197–200.

 49. Слово «ойуун» переводится с якутского на русский как «рисует».

 50. Мартинетти Дж. Человек, Бог, Вселенная. (Основания для веры сегодня). М., 2001. С. 201.

 51. Там же.

 52. Феофан, Затворник Вышенский (Говоров), свт. Начертание христианского нравоучения. М., 1895. С. 163.  

 53. Шпидлик Ф. Духовная традиция восточного христианства. М., 2000. С. 217.

 54. Грех – православная энциклопедия «Азбука веры». Режим доступа: https://azbyka.ru/grex. 12.10.2024. 

 55. 7 принципов в Зороастризме. Режим доступа: https://natalia-grads.livejournal.com/51251.html. 13.10.2024

 56. В. А. Аар Айыы итэҕэлэ / В.А. Кондаков. –Якутск: Агентство CIP НБР Саха, 2011. – 532 с.

 57. Режим доступа: https://news.un.org/ru/story/2022/10/1433562. 03.10.2024.

 58. Дмитрий Мигунов. Сколько энергии нужно тратить искусственному интеллекту. Режим доступа: https://yandexwebcache.net/yandbtm?fmode=inject&tm=1728757984&tld=ru&lang=ru&la=1728003584&text=сколько+необходимо+тратить+электроэнергии+для+развития+искусственного+интеллекта&url=https%3A//iz.ru/1530069/dmitrii-migunov/zdorovoe-pitanie-skolko-energii-nuzhno-iskusstvennomu-intellektu&l10n=ru&mime=html&sign=7e1db8a1bbe1f7374d1554830d0e24c5&keyno=0. 13.10.2024.

 59. Варвара Корякина. Странник между мирами. Режим доступа: https://nergb.ru/2014/10/16/strannik-mezhdu- https://news.un.org/ru/story/2022/10/1433562

https://nergb.ru/2014/10/16/strannik-mezhdu- https://news.un.org/ru/story/2022/10/1433562 mirami/ 23.09.2024.

60. Борис Литвинов. Очень интересно. Режим доступа: https://l-boris.livejournal.com/ 03.09.2024 г.

61. Что такое жадность? — Мудрое определение дал Сарант Фамилия. Режим доступа: https://dzen.ru/a/YrLZFDkLDzaATdkt. 12.10.2024.

 62. Северный Ледовитый океан. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Северный_Ледовитый_океан.13.08.2019.

 63. Некрасов А. Интересное про Россию, статистика ООН. Режим доступа: https://smart-lab.ru/mobile/topic/105129/. 15.12.2019.

 64. Тишков В. А. Этнология и политика. Научная публицистика. — М.: Наука. 2001. — 240 с

Статьи Виктора Ноговицына в моем блоге:

Ааты үйэтитэр уос номохторо. Кыһа

Үлэбит түмүктэрин сорох төрүөттэрэ

Триумфатор о Сергее Васильевиче Меркулине

Гениальность интеллекта Колесова

Опыт самосовершенствования способностей и возможностей для реализация личностного потенциала на примере жизни чл.-корр. РАН Никиты Гавриловича Соломонова

Кафедрам дьонугар махталым

ИСТОКИ ТРАДИЦИЙ НАРОДА САХА (Естественно-научный взгляд на верование народа саха)

История рождения веры Айыы и путь в страну, где солнце не садится

«Тенгризм» — обновлённая версия зороастризма

Развитие веры ариев до «Айыы» (Творение).

Мой сайт: https://nikbara.ru/ — блог о разных интересных событиях

Сайт об усадебном хозяйстве в Якутии https://usadbaykt.ru/

Мой канал в «Яндекс Дзен» — NikBara

Мой блог в “Блогах Якутии” https://blogi.nlrs.ru/author/88287 — архив моих постов в Дневниках Якт.ру и новые посты о культурных событиях.

Просьба подписаться на мой канал «Николай Барамыгин» на Ютуб!

https://youtube.com/@nikbara

И на мои аккаунты в социальных сетях!

«Одноклассниках» https://ok.ru/profile/500676253992

«В контакте» https://vk.com/nbaramygin

Мой канал в «Телеграм» https://t.me/nikbaraykt

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.