
25 октября 2024 года в Якутске завершился XIV Международный арктический музыкальный фестиваль «Северное сияние». Генеральный директор Филармонии Якутии Туйаара Пестрякова о Фестивале на концерте-открытии:
В этом году особенность фестиваля в том, что в нем будет звучать много музыки композиторов Якутии. Это наш дар Союзу композиторов Республики Саха, который в этом году отмечает 45-летие. В сегодняшнем концерте Вы услышите произведения наших композиторов: Полины Ивановой — «Ледовое море» и Николая Михеева — премьера триптиха «Арктика». Интересно, что свое новое произведение — триптих «Арктика» Николай Михеев посвятил памяти выдающегося человека, полярника, легендарного Артура Чилингарова. Знаменательно, что эта премьера проходит в рамках такого большого международного события. Конечно же, в программе фестиваля будет много музыки российских, русских композиторов. В любом уголке мира, в любое время истинные почитатели музыки восторгаются и признают неоценимый вклад русских композиторов в мировую музыкальную культуру.
Перед началом концерта-закрытия Фестиваля, 25 октября 2024 года, в Центре культуры и современного искусства им. Ю. А. Гагарина состоялась творческая встреча с главным дирижером оркестра Symphonica ARTica Якутской Филармонии — Фабио Мастранджело.
Фа́био Мастра́нджело (итал. Fabio Mastrangelo; род. 27 ноября 1965, Бари) — итальянский, российский дирижёр и пианист.
Родился в музыкальной семье: его отец был пианистом, дед — скрипачом. Под руководством отца с пятилетнего возраста начал обучаться игре на фортепиано, затем продолжил образование в консерватории имени Никколо Пиччини в классе профессора Пьерлуиджи Камича. В годы учёбы в консерватории завоевал первые премии на национальных фортепианных конкурсах в Осимо (1980) и в Риме (1986).
Как пианист-солист окончил аспирантуру при Женевской консерватории под руководством профессора Марии Типо, затем получил диплом пианиста-исполнителя в Королевской музыкальной академии в Лондоне.
Помимо родного итальянского, также свободно владеет русским, английским, французским и испанским языками[1]
Дирижёрская деятельность началась в 1986 году с должности ассистента-дирижёра в театре «Петруццелли» в Бари. Профессиональное образование как дирижёр получил в Академии музыки Пескары у Джильберто Серембе, затем совершенствовал своё мастерство в венских и римских мастер-классах Леонарда Бернстайна и у Карла Эстеррайхера в Вене, а также под руководством Густава Майера. В 1990—1992 годах по учебному гранту занимался в Университете Торонто у Мишеля Табачника, Пьера Этю и Ричарда Брэдшоу.
Продолжая концертировать как пианист, в частности, провёл, начиная с 1994 года, в Торонто цикл фортепианных концертов Вольфганга Амадея Моцарта, дирижируя от фортепиано. В 1996 году создал камерный оркестр «Виртуозы Торонто» (итал. Virtuosi di Toronto) и руководил им до 2003 года. В эти годы много гастролировал, дирижировал оркестрами Канады, Венгрии, Украины, государственным симфоническим оркестром Санкт-Петербурга, оркестрами Карелии, Кисловодска, Нижнего Новгорода. В 2001 году он впервые выступил с Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии и теперь работает с ним в каждом сезоне. Регулярно выступает на сцене Нижегородской филармонии.
С 2001 года является художественным руководителем международного фестиваля в Шайи-сюр-Армансон, который проходит во Франции. С этого же года он выступает в дуэте с виолончелистом Сергеем Словачевским. Вместе они концертировали в Японии, России, Франции, Канаде, США. 14 апреля 2007 года Мастранджело и Словачевский выступили на сцене Нижегородского Кремлёвского концертного зала.
Выступает и как оперный дирижёр. На международном фестивале в Риме он руководил оркестром «Театра Аргентины» в постановке «Свадьбы Фигаро», в 2002 году под его управлением прозвучали «Травиата» и «Реквием» в театре оперы и балета им. Мусоргского. С 2005 году сотрудничает с театром Санкт-Петербургской консерватории, где дирижировал операми «Богема» и «Тоска». В марте 2006 года был назначен на должность музыкального руководителя театра «Петруцелли» в своём родном городе Бари.
В 2007—2009 годах — главный приглашенный дирижёр Екатеринбургского театра оперы и балета, в 2009—2010 годах занимал пост главного дирижёра театра.
С 2007 года является главным приглашенным дирижёром Новосибирского академического симфонического оркестра и художественным руководителем Ансамбля солистов Новосибирского академического симфонического оркестра «Новосибирская камерата», созданного в 1994 году по инициативе Арнольда Каца.
С 2012 года является главным дирижёром ГСО «Symphonica ARTica» Государственной филармонии Республики Саха (Якутия) им. Г. М. Кривошапко.
C 2013 года — приглашенный дирижёр театра «Новая Опера» им. Е. В. Колобова.
С августа 2013 года — художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного театра «Мюзик-Холл»[2].
С 2015 года — художественный руководитель и главный дирижёр основанного им Камерного оркестра «Северная симфониетта».
C 2016 года — художественный руководитель и главный дирижёр симфонического оркестра «Северная Симфония».
С сентября 2018 года является главным дирижёром Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония»[3][4].
В 1993 и 1995 годах удостаивался звания лауреата Международного конкурса дирижёров «Mario Gusella», а в 2000 году вошёл в число финалистов Конкурса Донателлы Флик.
В октябре 2011 года получил российское гражданство[5].
Встречу провел кандидат искусствоведения, музыковед, музыкальный критик и научный сотрудник сектора музыки Российского института истории искусств Георгий Ковалевский (г. Санкт-Петербург).


Беседа получилась живой, искренней и эмоциональной. Фабио не только поделился тонкостями профессии дирижера и вспомнил свой первый опыт работы с оркестром, но и рассказал о забавных случаях из музыкальной жизни. Маэстро также высказал свое мнение о «политике отмены» русской музыки, подчеркнув, как она может способствовать объединению и какую роль играет в выстраивании международных отношений. В завершение творческой встречи Фабио Мастранджело ответил на вопросы и дал комментарий об оркестре Symphonica ARTica, перспективах его дальнейшего развития.



На концерте — закрытии XIV Международного арктического музыкального фестиваля «Северное сияние» зал был почти полон.

Государственный симфонический оркестр Symphonica ARTica Филармонии Якутии под управлением Фабио Мастранджело представил классическую программу, в которой звучали сочинения Карла Мария Вебера, Эриха Корнгольда и Дмитрия Шостаковича. Ведущий концерта Георгий Ковалевский увлекательно рассказывал о программе, погружая слушателей в глубину музыкального материала.

Открыла программу Увертюра к опере «Оберон» — одно из знаковых произведений немецкого композитора Карла Марии фон Вебера, в котором сочетаются элементы фэнтези, любви и волшебства.
Продолжил программу Концерт для скрипки с оркестром, ре мажор, соч.35 австрийского композитора Эриха Вольфганга Корнгольда.

В качестве солистки выступила Анна Савкина — солистка Санкт-Петербургского Дома Музыки, лауреат многочисленных международных конкурсов, одна из наиболее ярких и востребованных молодых музыкантов России. Анна родом из Братска, но она уже в четвертый раз музыкальное искусство её связывает с Якутией — Анна принимала участие в конкурсе «Скрипка Севера», выступала с камерной программой в Высшей школе музыки имени В.А. Босикова, в апреле 2024 года в качестве солистки выступила с Государственным симфоническим оркестром Symphonica ARTica под управлением Фабио Мастранджело в Большом зале Парка науки и искусства «Сириус» в Сочи.


Во втором отделении концерта были представлены произведения Дмитрия Шостаковича. Георгий Ковалевский рассказал об истории создания сочинений, о борьбе композитора за свободу самовыражения в условиях политических репрессий. Он объяснил, как через свою музыку Шостакович выражал глубокие эмоции, охватывающие спектр от трагедии и отчаяния до надежды и оптимизма.
Открыла второе отделение Симфония № 9 ми-бемоль мажор, соч.70. Это многослойное произведение, в котором отражены не только праздничные чувства, связанные с окончанием войны, но и глубокие размышления о человеческой природе и времени. Некоторые критики видели в её лёгком и ироничном звучании намёк на личные переживания Шостаковича в условиях политической репрессии и жестоких реалий жизни в Советском Союзе.
После выступления оркестра зрители выразили искреннюю благодарность всем участникам концерта. Взаимодействие музыки и слова оставило в сердцах присутствующих теплые воспоминания и желание вновь окунуться в мир великих произведений классической музыки.
Источник: сайт Якутской филармонии
Мои посты о Якутской филармонии:
Open air концерт «Фанфары земли Олонхо»!
«Песни военных лет»: Видеорепортаж с концерта!
Приглашаем на премьеру проекта «Сыграй мне эту историю»!
Концерт-открытие IV межрегионального фестиваля духовых оркестров «Фанфары Земли Олонхо»!
Концерт-закрытие IV Межрегионального музыкального фестиваля «Фанфары Земли Олонхо»
Концерт струнного ансамбля Arco ARTico
«Пресс-чай» в Филармонии Якутии
Мой сайт: https://nikbara.ru/ — блог о разных интересных событиях
Сайт об усадебном хозяйстве в Якутии https://usadbaykt.ru/
Мой канал в «Яндекс Дзен» — NikBara
Мой блог в “Блогах Якутии” https://blogi.nlrs.ru/author/88287 — архив моих постов в Дневниках Якт.ру и новые посты о культурных событиях.
Просьба подписаться на мой канал «Николай Барамыгин» на Ютуб!
И на мои аккаунты в социальных сетях!
«Одноклассниках» https://ok.ru/profile/500676253992
«В контакте» https://vk.com/nbaramygin
Мой канал в «Телеграм» https://t.me/nikbaraykt