Основы древнего ученья народа саха «Кут-Сүр» по вере «Айыы» (Творение)

Рис. 1. Схема круговорота веществ и энергии как основа функционирования биосферы

Мысленно представим, как наши древние предки 5,5 тысяч лет назад задумывались – какая сила даёт человеку жизнь, откуда берётся тепло человеческого тела? Что такое душа и дух, почему признавали их единство? Что такое рождение и что такое смерть? Эти мысли привели их к ученью о создателе жизни и придумали свою первую веру человечества. Первая древняя вера арийцев душу человека представляла, как «духовную сущность, предшествующую телу. Человеческая душа является чистым излучением света Бога. Душа — духовная индивидуальная личность человека и ответственна за все действия, совершённые в этой жизни. Душа испытывает наслаждение от хороших дел, и страдает от плохих дел. В Авестийской духовной традиции, душа названа Урван — «делающая выбор». Основная задача духовной дисциплины — быть в единстве с душой, не допуская превосходства ума над духовностью. У человека есть 6 врагов души: гнев, ревность, привязанность, страсть, гордость и жадность. Время смерти является освобождением души из рабства ума. Оно сформировалось под влиянием его глубокой внутренней уверенности в необходимости справедливости. После смерти тела душа остаётся в этом мире в течение трех дней и ночей, вспоминая и размышляя обо всей жизни. На рассвете четвертого дня после смерти, душа будет готова оставить все свои обязательства материального мира и тела».

В древние времена у иранцев и индоарийцев было грандиозное апокалипсическое видение, что все грешники переживут вторую смерть и исчезнут навсегда с лица земли, тогда наступит всеобщее воскресение. За ней последует Последний Суд, когда праведные будут отделены от грешных. Тогда люди станут такими же, как сами Бессмертные Святые – едиными в мыслях, словах и делах, нестареющими, не знающими болезней и тления, вечно радующимися в царстве бога на земле. Согласно Зороастру, именно здесь, в этом знакомом и любимом мире, восстановившем свое первоначальное совершенство, и будет вечное блаженство, а не в отдаленном и иллюзорном раю. В своём видении они говорили, что эра «Разделения» является возобновлением эры «Творения», за исключением того, что не предвидится первоначальная единичность одушевленных существ.

Приверженцы тенгрианства с 2,5 тысяч лет тому назад считали, что цель жизни — жить в гармонии со Вселенной, «пoэтoмy из вceх дрeвних вoззрeний нaибoльший cлeд в прeдcтaвлeнии нaрoдoв Цeнтрaльнoй Aзии ocтaвил имeннo этoт кyльт кaк yнивeрcaльнoe yчeниe o бoгe кaк дyшe прирoды». В Тeнгриaнcтвe y гoр, рeк, дeрeвьeв, зeмли, кaк и y чeлoвeкa, ecть дyхи хрaнитeли – Aрyaхи. Пoэтoмy чeлoвeк дoлжeн yвaжитeльнo c любoвью oтнocитьcя кo вceмy oкрyжaющeмy мирy. Кaзaхи вeрят, чтo пoмимo физичecкoгo тeлa y чeлoвeкa ecть дyшa, кoтoрaя в нe мeньшeй cтeпeни нyждaeтcя в пищe, и пищeй для нee являeтcя дyх прeдкoв Aрyaх. Cчитaeтcя, чтo вce дeяния чeлoвeкa, oтрaжaютcя нa eгo дyшe, и ecли чeлoвeк твoрит злo, прeдaтeльcтвo, oтcтyпaeт oт клятвы, тo тeм caмым oн ocкoрбляeт дyхoв Aрyaхoв, a тeм caмым и Тeнгри. Тeнгризм для кочевника был внyтрeнней cyтью его дyши, пoэтoмy дyхoвнocть нe нyждaлacь в caкрaльных цeнтрaх — храмах. «Любoe явлeниe или прeдмeт мoг нecти фyнкцию тaкoгo цeнтрa. Oбряды и кyльты трaдициoннoй дyхoвнocти были cocрeдoтoчeны прeимyщecтвeннo в cфeрe бытa, вoкрyг ceмeйных тoржecтв и мeрoприятий, приyрoчeнных к ocнoвным вeхaм чeлoвeчecкoй жизни (рoждeнии, инициaции, жeнитьбe, cмeрти и т.д.)». «В тeнгриaнcтвe, в oтличии oт дрyгих рeлигий, coхрaнялacь вeрa в бeccмeртиe нe тoлькo дyши, нo и физичecкoгo тeлa, тo ecть cчитaлocь, чтo cмeрть – этo coн, и нacтyпит дeнь, кoгдa чeлoвeк oчнeтcя oтo cнa, пoэтoмy рядoм c чeлoвeкoм в мoгилy пoмeщaли вeщи, кoтoрыe бyдyт нeoбхoдимы чeлoвeкy в eгo нoвoй жизни».

Тeнгриaнcтвo – этo пoнимaниe и принятиe ceбя, кaк чacти прирoды, eдинeния c прирoдoй и желание быть в мире со всеми народами. «Современные тенденции развития человечества сочетают в себе две философско-мировоззренческие, культурные составляющие. Стремление к единению на основе цивилизационных достижений и сохранение культурного и мировоззренческого многообразия. Пусть тяжело, драматически, но человечество упорно движется в этом направлении. Тюркские народы, как и все другие народы, вовлечены в это движение, участвуют в нем, вкладывая свою жизненную и культурную энергию. Тенгрианство как духовное основание тюркской культуры, как традиции и обычаи сохранялись и сохраняются в памяти народов. Открытость как основополагающий принцип тенгрианства предполагает включение, переработку, использование всех культурных и мировоззренческих достижений других культур. Универсальность оснований Тенгрианства дает возможность спокойно входить в общемировое культурное пространство. Открытость и универсальность его оснований в своей изначальной чистоте дают чувство общечеловеческого единства, чувство единых истоков культуры человечества, но они же в своей специфичности и особенности, полученной в культурной обработке тюркскими народами, дают возможность выбора».

Самоназвание народа саха происходит от слова «сах», что переводится с тюркского как свет, огонь, солнце. Более того, это слово можно перевести и как «начни», «начинай». Начало жизни саха по их вере созданы Вселенной, саха считают её Богом и называют «Аар Айыы Тойон Таҥара», так же, как и всё что существует на нашей планете. А солнце, по вере народа, является посредником между жизнью на Земле и Вселенной — «Үрүҥ Айыы Тойон» (Господин Белый Творец). Каждый представитель народа саха знает изречение «Көхсүттэн көнтөстөөх Күн өркөн уустара, арҕаһыттан тэһииннээх Айыы хаан аймахтара», в переводе означающее, что саха зависимы и управляемы солнцем и вселенной. Вселенная – создатель жизни на Земле. Солнце даёт всему сущему энергию жизни, поэтому саха всегда были солнцепоклонниками и боготворили огонь, дающий человеку свет, тепло и жизнь. Мудрецы народа саха, так же, как и все мыслящие люди других народов, задумывались об истоках жизни.

Для объяснения этих понятий придумали ученье «Кут-Сүр». Слово «кут» можно понять, как душа. А слово «сүр» как энергия духа (аура). Доктор исторических наук, профессор СВФУ имени М. К. Аммосова, выдающийся якутский этнолог и палеоэтнограф Гоголев Анатолий Игнатьевич в своём труде «Проблемы этногенеза и формирования культуры» пишет: «Древнеиранское слово «сур, сура означает «сильный», «сильная», по-якутски «сүр» – духовная сила человека». О сути Кут-Сүр много рассуждений, но более скрупулёзные труды сделаны соратниками автора возрождения веры народа Лазаря Андреевича Афанасьева – Тэрис.

Фото 1. Г.С. Попова — Санаайа, Л.А. Афанасьев — Тэрис, А.Н. Павлов – Дабыл.

Кандидат педагогических наук, почётный профессор РАЕН, доцент СВФУ имени М. К. Аммосова Попова Галина Семёновна – Санаайа в монографии «Триединство в духовной культуре этноса» предлагает сравнить слово «кут» с понятием «культура». Если слово «культура» произошло от латинского «cultura», означающее возделывание земли для получения высокого урожая, а в наше время это слово переросло до кода, оказывающего управленческое воздействие на человека, то вполне приемлемо и для языка предков саха, что Кут стержень жизни. «Всё, что касается человека, саха связывает с тремя Кут – соответственно, структура культуры также связана с тремя Кут человека. Слово культура на языке саха созвучно словосочетанию «Кут туурата», что буквально означает держатель Кут – рукоять, за которую можно держаться, удержать Кут человека. Структура культуры личности представляется следующим образом – структура эта трёхосная, имеет три главных, несущих, стержневых структурных элемента, основа которых заключена в трёх Кут человека – Ийэ Кут, Буор Кут, Салгын Кут».

Исходя из этих понятий можно написать постулат, что в большей степени интуитивное умение выживать бывалых людей передаётся молодежи подражанием. Подражание большого количества людей со временем становится правилом, потом традицией семьи, рода, народа, а культ традиций вживаясь в жизнь общества становится верой со многими ритуалами благодарения Всевышних создателей, преклонения перед Солнцем, духам предков и Природы, просьб о благословении, очищения души, быть природосообразным, человекосообразным, социосообразным, то есть быть культурным. Вероятно эти понятия и создали притчу народа: «Не слушай каждого старого, а слушай бывалого старого». Ритуалы веры народа «Айыы» (Творение) различаются временами года, месяца и дней в году, так как суровый климат северной географической зоны требует жить и трудиться по ритму солнечной системы. Кандидат филологических наук, педагог, историк, журналист Анатолий Николаевич Павлов – Дабыл за тридцать с лишним лет собирал и опубликовал 30 брошюр о сути этих правил на языке саха.

Интересно и вполне логично, что автор отвечая на наши вопросы, связывает свои понятия с трудами античных и средневековых философов, что слово «айыы» — «айон» (αἰών) выступает в значении «жизнь», «жизненная сила», исходящее из понятия души – ψυχή. Более того, расширяя эти понятия до полного бытия людей в средние века автор использовал постулаты первого справедливого закона кочевников «Великой Ясы» Чингисхана. «Яса» на языке саха звучит как «дьаһаах» (общепринятое решение). Историки предполагают, что «Яса» была принята на Великом курултае в 1206 году, одновременно с провозглашением Темучина Чингисханом всей Великой степи. По закону Чингисхана «карали смертью за убийство, блуд мужчины и неверность жены, кражу, грабеж, скупку краденого, сокрытие беглого… Наказывался и тот, кто отказал путнику в воде или пище. Неоказание помощи боевому товарищу приравнивалось к самым тяжелым преступлениям. В статье 9 говорилось: «Если кто-нибудь в битве, нападая или отступая, обронит свой вьюк, лук или что-нибудь из багажа, находящийся сзади его должен сойти с коня и возвратить владельцу упавшее; если он не сойдет с коня и не возвратит упавшее, то предается смерти. Более того, «Яса» запрещала есть в присутствии другого, не разделяя с ним пищу. В общей трапезе ни один не должен был есть более другого. За тяжелые преступления в качестве наказания применялась смертная казнь, за малые преступления полагались телесные наказания или ссылка в отдаленные места. Самым значительным нововведением, кроме вышесказанной строгости и неотвратимости закона, стало положение о взаимопомощи и взаимовыручке. Чингисхан понимал, что без взаимовыручки его воины обречены на гибель. Поэтому они должны быть уверены, что боевой товарищ их не бросит». Для сегодняшних людей, отдалившихся от своей веры политикой существовавшей в те времена власти примерно четыре века, возродить в памяти эти термины, словосочетания очень сложно. Об этом говорит сам Анатолий Николаевич, преподававший содержание ученья народа саха некоторое время в общеобразовательной школе г. Якутска.     

С древних времён в вере «Айыы» (Творение) развитие человека имело 9 ступеней. Эту градацию связывали с позвоночным столбом человека, а для разъяснения отождествляли с растущим деревом. Первый уровень развития был связан с богиней семьи, любви и рождения. Она покровительствует тому, чтобы у людей продолжался род. Её зовут Айыыhыт (Создательница). Саха верили, что богиня Айыыһыт выпрашивает у Владык трех миров (Нижнего, Верхнего и Срединного) три кут (душа). Соединяя эти три составляющие, богиня получает зародыш человека, который вкладывает в темя мужчины. Буор кут (земляная), полученная в Нижнем мире, определяет физическое тело человека. Ийэ кут (материнское), полученная в Срединном мире, соответствует понятию генома человека. Салгын кут (воздушная), полученная в Верхнем мире, проявляется в информационной составляющей живого организма. По сути, эти три составляющие представляют собой три стихии: земля, вода, воздух. После смерти человека «буор кут» возвращается в землю, «ийэ кут» остается в потомстве. «Салгын кут» должен уходить в Верхний мир. Цель жизни человека – обеспечить переход с одного уровня физического и духовного развития на другой.

По представлениям народа саха эти три стихии, взаимодействуя между собой, образуют четвертую стихию – огонь, которая становится источником жизни живого существа. Эта стихия в сочетании с тремя другими и называлась Кут (душой). Саха верили, что Солнце управляет по справедливости всей жизнью на Земле. Свой народ, живущий по законам согласия с окружающей природной средой, они называли людьми из солнечного племени, с солнечными поводьями за спиной, и считали себя кровными родственниками Айыы – творцов. Кут, по их представлениям имеет вид шаровой молнии и считается как солнечная энергия, которая переходит с одного тела на другое (рис. 2). «Божество есть сокровенный, живой (или движущийся) Огонь, и вечные свидетели этому невидимому Присутствию – Свет, Тепло и Влага», эта троица вмещает в себе всё и является причиной всех феноменов в Природе», пишет русский религиозный философ теософского (пантеистического) направления, оккультизма, литератор, публицист и путешественница Елена Петровна Блаватская в книге «Тайная Доктрина».

Рис. 2. Схема циркулирования в теле трёх энергий

Американский психолог, дипломированный гипнотерапевт высшей категории, доктор философии Майкл Ньютон, изучавший эти понятия через гипноз, в книге «Предназначение души» пишет впечатления своих подопечных. Например, один рассказывает: «Моя душа была сотворена из огромной, несимметричной формы облачной массы. Я был исторгнут как крошечная частичка энергии из этого мощного, пульсирующего голубоватого, желтоватого и белого света. Пульсирующая масса испускает град таких частичек. Некоторые падают назад, и вновь поглощаются массой, но я продолжаю двигаться вперед, и меня уносит в потоке с другими душами, подобными мне. Следующее, что я помню, это то, что я нахожусь в замкнутой сфере, где очень любящие существа заботятся обо мне». Этот рассказ весьма похож на процесс оплодотворения мужским сперматозоидом женской яйцеклетки.

Другой подопечный рассказал другое своё видение: «Я помню себя, своего рода, в яслях, где мы размещены в отдельных ячейках (как в ульях), словно инкубаторные яйца. После того, как я стал лучше осознавать происходящее, я узнал, что нахожусь в инкубаторном мире Урас. Не знаю, как

я попал туда. Я подобен яйцеклетке в эмбриональной жидкости, ожидающей своего оплодотворения, и я ощущаю, что здесь много других клеток молодой энергии, которые пробуждались вместе со мной. Здесь также имеется группа матерей, прекрасных и любящих, которые прорывают наши мембранные оболочки, и высвобождают нас. Вокруг нас – вращающиеся потоки интенсивных, подпитывающих огней, и я слышу музыку. Первое, что зарождается в моем сознании, – это любопытство. Вскоре меня забирают из Ураса, и присоединяют к другим детям уже в другом месте». Этот рассказ похоже на начальное развитие оплодотворенной яйцеклетки.

То, что кут – это огонь, можно соразмерить и с научными открытиями российского и советского учёного, естествоиспытателя, мыслителя и общественного деятеля конца XIX века и первой половины XX века, академика Владимира Ивановича Вернадского о Земле. Земля по существу является холодным телом, и повышение её температурного состояния вызвано двумя процессами: лучеиспусканием Солнца и внутри земной радиоактивной энергией. Он так же определил всю совокупность земных организмов в прошлом и в настоящем как монолит живого вещества. К ним относятся переработка космической энергии, усвоение одними организмами, передача её другим видам в процессе питания, размножения, расселения и т. д. И такая совокупная деятельность живых организмов приводит к грандиозным перемещениям веществ на поверхности планеты.

А как происходит этот процесс в человеческом организме? Откуда может образоваться тепло человеческого тела в 36,6ºС? Если наш организм как монолит живого вещества, то нами должны управлять те же стихии, которые присущи земным организмам. Стихий на нашей планете не так много, чтобы запутаться. Только стихия огня может дать тепло, также как тепло от костра, печи, электричества и т.д. Академик ряда Международных академий, доктор философии, кандидат биологических наук Владимир Фёдорович Фролов, изучая исследования ученых в этих вопросах, пришел к мнению, что «процесс свободно-радикального окисления в тканях живых организмов осуществляется непрерывно во всех молекулярных структурах за счет действия естественного фона ионизирующей радиации, ультрафиолетовой компоненты солнечного излучения, некоторых химических компонентов пищевого рациона, озона воздуха». Врач-хирург высшей квалификации, действительный член Русского Физического Общества Георгий Николаевич Петракович в своих трудах, раскрыл, что в капиллярах альвеол за счет энергии реакции углеводородов тканей с кислородом поступающего в организм воздуха происходит электронное возбуждение эритроцитов. Эта реакция происходит по механизму горения. Электронное возбуждение эритроцитов побуждает клетки к активной работе. Происходит реакция свободно-радикального окисления ненасыщенных жирных кислот мембран, за счет чего клетка обеспечивает свои потребности в энергии и кислороде. Из этого следует, что кислород не доставляется клетке кровью, а вырабатывается в самой клетке. Процессы, обеспечивающие аденозин трифосфат (АТФ), отодвигаются на второй план.

Лауреат Нобелевской премии Далай Лама XIV в своей книге «Путь к жизни, полной смысла» (раздел «Осмысление источников страдания и возможности его прекращения) в переводе с тибетского доктора философии Джеффери Хопкинс пишет: «Процесс умирания представляет собой последовательный распад, или растворение, четырех внутренних элементов: земли (плотного вещества тела), воды (его жидких составляющих), огня (тепла) и воздуха (энергии, движения)». Следовательно, одна из Великих религий мира не только признаёт, что в человеческом теле огонь присутствует, а описывает растворение элемента воды в элементе огня в виде дыма. Древнее ученье «Кут-Сүр» также предполагает, что Кут, в зависимости от изменяющейся среды, может превратиться в твердые, жидкие и воздушные состояния. Не обжигающий человеческое тело благодатный огонь Иерусалима одно из многих проявлений огня на нашей планете. Например, при смерти живых существ, мы наблюдаем улетучивание из трупа голубоватого дымообразного вещества. Принято думать, что Кут распространяется по телу организма как электрический ток, его частички находятся везде и всюду. Понятие «сүр» – это внешнее отражение огненной энергии кут.

Рис. 3. Сүр — Аура человека

Это отражение, по мнению ясновидящей Николаевой Юлии Юрьевны, достигает 7–8 метров по горизонтали. Иногда до 12 метров. А по вертикали до 20 сантиметров над головой. Циркулирование трёх энергий, составляющих кут (душу) формирует силу духа. Вероятно энергию духа, которая является защитным слоем человеческого тела и назвали аура (рис. 3). «Аура человека — это понятие, которое в ряде эзотерических верований и восточных религий интерпретируется как проявление души и духа человека. Согласно этим представлениям, аура — это энергетическое поле, которое окружает физическое тело во всех направлениях. У здорового человека она имеет форму эллипса или яйца. Форма, размер, цвет и яркость ауры указывают на индивидуальные особенности физического, эмоционального, ментального и духовного здоровья».

Представитель философской инженерии радиоинженер-конструктор-технолог, кандидат философских наук Василий Иванович Оконешников, внутреннее содержание понятий «Кут-Сүр» объясняет с точки зрения научных открытий о структуре клетки (Рис. 4). Из школьной программы мы знаем, что тела состоят из атомов (Рис. 5). А атомы в свою очередь состоят из трёх электронов, которые крутятся вокруг ядра и несут всю программу этих тел. Так вот, он предполагает, что программа генетического кода человека заложена в лямбда-частице. Программа земляного кода человека – в нейтроне, программа воздушного кода – в протоне. Частиц, как мы знаем, множество.

Доктор Брюс Липтон основные принципы информационного обмена в клетках объясняет в своей книге «Биология веры». Он утверждает, что мы не рабы генетических кодов, которые переданы во время зачатия. Истинная тайна жизни заключена не в пресловутой двойной спирали ДНК, а заложена в биологических механизмах мембраны клетки. То есть, нашей физиологией, следовательно, развитием физического и духовного составляющих человека управляют интегральные мембранные белки, которые преобразуют сигналы окружающей среды в поведение клеток. Главной действующей средой при этом может служить ритм природы. А он разный в разных континентах и регионах, потому и отличаемся, наверное, разным видом и менталитетом друг от друга. Иными словами, внешнее воздействие среды имеет если не огромное, то немаловажное значение в жизни живых организмов, в формировании человеческой судьбы, например.

Рис. 4. Структура клетки

Рис. 5. Структура атома

Может поэтому, испокон веков все народы мира занимались воспитанием своих детей, т.е., если говорить современным языком, программировали их будущую жизнь.    

Заключение. Народный эпос народа саха «Олонхо» (Воспевание жизни) красноречиво рассказывает о добре и зле нашей жизни. И цель жизни в том, чтобы побороть в себе потребность в злых деяниях. Для того чтобы как можно больше людей были добрыми, люди придумали бесчисленное множество традиций, ибо традиции воспитывают целое поколение людей и передаются от одного поколения на последующее за ним поколение. Это философское понятие цели жизни получило у саха название от деятельности богов «Айыы» (Творение). Люди с добрыми человеческими качествами получали от общества моральную поддержку в виде «Киһи киһитэ» (человечный), «Айыы киһитэ» (человек Айыы). Это понятие можно перевести как «светлый человек» или «человек как результат деятельности богов». Мы сегодня про таких людей говорим – «духовно богатый человек». А в обществе принято говорить о духовности, т.е. о чистоте души. Таким образом, в период политического, экономического и социального становления многонациональной России в постперестроечное время изучение и научное обоснование древних учений различных этносов может быть залогом ускорения духовного возрождения. Ибо развитие человеческого самосознания, т. е. его грядущее не может быть без опыта прошлого и настоящего. А в целом богатое духовное составляющее страны, в свою очередь, позволит проявить толерантное отношение друг другу, ибо признание каждой культуры – основа становления истинной демократии в мировом сообществе народов.

Виктор Ноговицын, действительный государственный советник РС(Я) первого класса, член Высшего Совета веры народа саха «Айыы» (Творение).

 1.О ДУХЕ И ДУШЕ В МИРОВЫХ РЕЛИГИЯХ. ЗОРОАСТРИЗМ
Режим доступа: https://vk.com/wall-149640880_2211

 2.Бойс Мэри. Зороастрийцы. Верования и обычаи. Режим доступа: https://history.wikireading.ru/202646. 04.11.2024.

 3.Йорк, М. (2018). Языческий мистицизм: язычество как мировая религия. Соединенное Королевство: издательство Cambridge Scholars Publishing. стр. 250.

 4.Aкaтaй, C. Мирoвoззрeнчecкий cинкрeтизм кaзaхoв : aвтoрeфeрaт диcc.дoкт. филoc. нayк. Aлмaты,1995.

5. Бaйдaрoв, E. У. Рeлигиoзнo-филocoфcкий кoнтeкcт трaдициoннoгo мирoвoззрeния кaзaхoв [Электронный ресурс] //НИТ №2, 2012. Номады азиатского материка URL: https://www.tuva.asia/journal/issue_14/4837- baydarov.html

 6.Ермаганбетова К. Верования казахского народа: языческие традиции и тенгрианство// материалы IV-й Международной научно-практической конференции «Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность», 09-10 октября 2013г., Улан-Батор, Монголия.

 7.Кoдaр, A. (2009) Тeнгриaнcтвo в cвeтe нoмaдoлoгии Дeлeзa-Гвaттaри [Элeктрoнный рecyрc] // ТAМЫР. Иcкyccтвo. Кyльтyрa. Филocoфия.. №№1 2. Aлмaты. URL: http://www.tamyr.org/wp-content/uploads/2011/09/23.doc

 8.Кондаков В. А. Аар Айыы итэҕэлэ /Хомуйан оҥордулар А.И. Яковлева,Т.Т. Тимофеева. – Дьокуускай, 2011, — 532 с.

 9.Афанасьев Л.А. Айыы үөрэҕэ. – Дьокуускай, 1993. – 83 с.

 10. Гоголев А. И. Якуты. Проблемы этногенеза и формирования культуры. – Якутск, 1993. – С. 23.

11. Попова Г.С. Триединство в духовной культуре этноса (на примере саха): монография / Г.С. Попова. Под науч. Ред. Е.П. Борзовой. – МПб. : Астерион, 2010. – С. 278.

 12.Мухаметов Ф.Ф. «Яса» Чингисхана и её роль в монгольской правовой системе. Режим доступа: file:///C:/Users/123/Downloads/yasa-chingishana-i-ee-rol-v-mongolskoy-pravovoy-sisteme.pdf 17.11.2024.

 13.Афанасьев Л. А. Тэрис. Айыы үөрэҕэ. – Якутск, 1993. – 183 с.

 14.Кривошапкин А. И. Наследие предков / А.И. Кривошапкин-Айына. – Якутск : Офсет, 2008. – 304 с.

 15. Блаватская Е. П. Тайная Доктрина, 1888 г. Режим доступа: http: // www.klex.ru.

 16. Ньютон Майкл. Предназначение души. Жизнь между жизнями / Пер. с англ. К. Р. Айра петян. – Санкт-Петербург : Будущее Земли, 2002. – 384 с. Режим доступа: sir35.narod.ru/MN/O. htm 08 июня 2013 г.

 17. Там же.

18.Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и её окружения. – Москва : Наука, 2001. – 376 с.

 19. Фролов В. Ф. Эндогенное дыхание – медицина третьего тысячелетия. Режим доступа: http://www.telenir.net/alternativnaja_medicina/yendogennoe_dyhanie_medicina_tretego_ tysjacheletija/index.php.

 20.Петракович Г. Н. Биополе без тайн. – Москва : «Русская мысль, 2», 1992.

 21.Петракович Г. Н. Свободные радикалы против аксиом. Новая гипотеза о дыхании. – Москва : «Русская мысль, 2», 1992.

 22. Далай Лама XIV. «Путь к жизни, полной смысла». Режим доступа: http: // www.theosophy. ru/lib/dl-prakt.htm. 14 марта 2013 г.

 23.Тэд Эндрюс. Аура человека. Способы защиты и воздействия. Режим доступа: https://www.litres.ru/book/ted-endrus/aura-cheloveka-sposoby-zaschity-i-vozdeystviya-18342546/ 14.11.2024.

 24.Оконешников В. И., Разинкин В. П. Механика атомно-эфирной записи и воспроизведения информации. Материалы 11-й международной конференции АПЭП в 7 т. – Т. 2.– Новоси бирск, 2012. – С.42.

 25.Окружающие нас предметы состоят из веществ, вещества образованы из молекул, молекулы из атомов. Атомы образованы из элементарных частиц. Элементарные частицы это не делимые частицы. Элементарных частиц много. Одним из них является бозон. Лямбда-частица является разновидностью бозона.

 26.Липтон Брюс. Биология веры: Недостающее звено между Жизнью и Сознанием. Режим доступа: http://www.litmir,net/br/?b=133949 3 октября 2014 г.

 27. Ноговицын В. П. Прошлое, настоящее, грядущее саха. – Новосибирск : Наука, 2004. – 268 с

Статьи Виктора Ноговицына в моем блоге:

Ааты үйэтитэр уос номохторо. Кыһа

Үлэбит түмүктэрин сорох төрүөттэрэ

Триумфатор о Сергее Васильевиче Меркулине

Гениальность интеллекта Колесова

Опыт самосовершенствования способностей и возможностей для реализация личностного потенциала на примере жизни чл.-корр. РАН Никиты Гавриловича Соломонова

Кафедрам дьонугар махталым

ИСТОКИ ТРАДИЦИЙ НАРОДА САХА (Естественно-научный взгляд на верование народа саха)

История рождения веры Айыы и путь в страну, где солнце не садится

«Тенгризм» — обновлённая версия зороастризма

Развитие веры ариев до «Айыы» (Творение).

Биофилософия справедливости и системности в вере Айыы (Творение) как базовая основа воспитания

Мой сайт: https://nikbara.ru/ — блог о разных интересных событиях

Сайт об усадебном хозяйстве в Якутии https://usadbaykt.ru/

Мой канал в «Яндекс Дзен» — NikBara

Мой блог в “Блогах Якутии” https://blogi.nlrs.ru/author/88287 — архив моих постов в Дневниках Якт.ру и новые посты о культурных событиях.

Просьба подписаться на мой канал «Николай Барамыгин» на Ютуб!

https://youtube.com/@nikbara

И на мои аккаунты в социальных сетях!

«Одноклассниках» https://ok.ru/profile/500676253992

«В контакте» https://vk.com/nbaramygin

Мой канал в «Телеграм» https://t.me/nikbaraykt

Основы древнего ученья народа саха «Кут-Сүр» по вере «Айыы» (Творение): 1 комментарий

  1. Ремонт ультразвуковых аппаратов: особенности и важные аспекты
    ремонт аппарата узи
    Ультразвуковые аппараты (УЗИ) играют ключевую роль в современной диагностической медицине. Они позволяют проводить точную и быструю диагностику различных заболеваний, что делает их незаменимыми для клиник и больниц. Однако, как и любая сложная техника, ультразвуковые аппараты могут выходить из строя. В таких случаях необходим профессиональный ремонт УЗИ-оборудования, который обеспечивает дальнейшую надежную и точную работу устройства.
    Ультразвуковые аппараты — это сложная техника, требующая внимательного отношения и профессионального подхода при ремонте и обслуживании. Чтобы обеспечить долгий срок службы устройства и высокую точность диагностики, важно своевременно проводить профилактическое обслуживание и обращаться к квалифицированным специалистам при возникновении проблем. Надежный сервисный центр не только оперативно решит все технические проблемы, но и обеспечит уверенность в дальнейшем использовании оборудования без сбоев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.