Предложения Общественной организации Саха Конгресс к проекту Конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха»

Источник: телеграмм канал «Иван Шамаев».

Предложения Общественной организации Саха Конгресс к проекту Конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха»

В сайте Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха опубликован проект Конституционного закона Республики Саха «О внесении изменений и дополнений в Конституции (Основной закон) Республики Саха (Якутия)» (далее «проект Конституционного закона), состоящий из 6 частей. Мы, участники общественного движения Саха Конгресс обсудили проект Конституционного закона и вносим следующие предложения по данному проекту.

1. Предложения по части 1 проекта Конституционного Закона

В этой части поправок речь идет о 22 статье Конституции Республики Саха.

Второе предложение части 1 этой статьи гласила: «Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, внешкольного, среднего общего и начального профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях».

Здесь предлагается убрать «внешкольного», а слова «среднего общего» заменить на «основного общего». Часть 3 этой статьи, где прописано: «Среднее общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми среднего общего образования» предлагается заменить следующим образом: «Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования».

Внесение такой поправки вызовет массовое закрытие средних школ в наслегах, ускорит внутреннюю миграцию из наслегов в райцентры и города. Считаем необходимым сохранить части 1 и 3 статьи 22 в прежней редакции.

2. Предложения по части 2 проекта Конституционного закона

Часть 2 статьи 1 проекта Конституционного закона относится к статье 72 Конституции Республики Саха и состоит из трех пунктов: а), б), в).

Пункт а). Проектом предусматривается внесение изменений в статью 72 Конституции Республики Саха (Якутия) — исключение из организации Главой Республики Саха (Якутия) взаимодействия исполнительной власти Республики Саха (Якутия) с общественными объединениями.

Между тем в Российской Федерации в целях взаимодействия с органами публичной власти с общественными объединениями была создана Общественная палата Российской Федерации, являющаяся общественным объединением, одной из задач которой является осуществление в соответствии с законом общественного контроля за деятельностью Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации. Кроме того, Указом Президента РФ установлен Порядок образования общественных советов при федеральных Министерствах, Федеральных службах и Федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации.

В Республике Саха (Якутия) при Главе Республики Саха (Якутия) осуществляют деятельность совещательные и консультационные органы, основной целью которых является координация деятельности органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия), учреждений, организаций реального сектора экономики, общественных объединений и научного сообщества:

— Совет при Главе Республики Саха (Якутия) по сохранению и укреплению духовно-нравственных ценностей (Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 30.03.2023 г. № 2829), который является консультационным и совещательным органом в целях выработки предложений по актуальным вопросам государственной политики;

— Совет при Главе Республики Саха (Якутия) по благополучию и устойчивому развитию (Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 14.07.2021 г. № 1972), созданный в целях повышения качества жизни населения и обеспечения устойчивого развития Республики Саха (Якутия);

— Совет при Главе Республики Саха (Якутия) по вопросам развития российского казачества (Распоряжение Главы Республики Саха (Якутия) от 01.09.2021 г. № 434-РГ), созданный в целях координации взаимодействия казачьих обществ и общественных объединений казачества Республики Саха (Якутия) с органами государственной власти Республики Саха (Якутия), территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления Республики Саха (Якутия);

— Координационный совет при Главе Республики Саха (Якутия) по вопросам здорового образа жизни и активного долголетия (Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 16.03.2020 г. № 1049), созданный в целях формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, увеличения продолжительности жизни населения и усиления антиалкогольной политики;

— Координационный совете по развитию российского движения детей и молодежи при Главе Республики Саха (Якутия) (Распоряжение Главы Республики Саха (Якутия) от 13.09.2020 г. № 1134-РГ), созданный в целях эффективного взаимодействия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и общественных организаций по поддержке и развитию российского движения детей и молодежи в Республике Саха (Якутия); и т.д.

Таким образом, исключение организации Главой Республики Саха (Якутия) взаимодействия исполнительной власти Республики Саха (Якутия) с общественными объединениями приведет к фактической делегитимации созданных Советов при Главе Республики Саха (Якутия). При этом пунктом 15 статьи 25 определено, что Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации. Считая, что высшее должностное лицо Республики Саха (Якутия) имеет право организовывать взаимодействие исполнительной власти Республики Саха (Якутия) также с общественными объединениями, просим исключить данный пункт.

Пункт в). Проектом также, предусмотрено внесение пункта 15 в статье 72, дополнив текстом следующего содержания: «осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящей Конституцией и законами Республики Саха (Якутия)». Считаем необходимым изложить пункт в следующей редакции: «осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящей Конституцией, федеральными законами и законами Республики Саха (Якутия)».

В системе иерархии нормативно-правовых актов Российской Федерации выделяют Конституцию РФ, федеральные законы, федеральные конституционные законы и законы субъектов РФ. В соответствии с ч. 2 статьи 5 Конституции РФ определено, что республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство.

Таким образом, считаем, что в системе иерархии нормативно-правовых актов Российской Федерации Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия) стоит выше федеральных законов, в связи с чем просим данную поправку изложить в вышеуказанной редакции.

3. Предложения по части 3 проекта Конституционного закона

Проектом Конституционного закона Республики Саха (Якутия) предусматривается внесение изменений в статью 76, которым допускается возможность роспуска Правительства Республики Саха (Якутия) временно исполняющим обязанности Главы Республики Саха (Якутия), назначенным Президентом Российской Федерации, в целях приведения в соответствии части 7 статьи 27 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».

Считаем, что установленный пунктом 7 статьи 27 Федерального закона от 21.12.2021 г. № 414-ФЗ “Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации” перечень ограничений для временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не является предельным, Республика имеет право расширить перечень ограничений, установленных для временно исполняющего обязанности Главы Республики Саха (Якутия).

Конституцией Российской Федерации установлено, что система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно.

В соответствии с Конституционным законом Республики Саха (Якутия) от 15 февраля 1995 года З № 51-I «О Правительстве Республики Саха (Якутия) в состав Правительства Республики Саха (Якутия) входят: Председатель Правительства Республики Саха (Якутия), первые заместители и заместители Председателя Правительства, министры, председатели государственных комитетов. Председатель Правительства назначается на должность Главой Республики Саха (Якутия) с согласия Государственного Собрания (Ил Тумэн), Предложения о кандидатурах на должности заместителей Председателя Правительства и отдельных министров вносятся в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Главой Республики Саха (Якутия) по представлению Председателя Правительства.

Правительство республики на своем заседании принимает решение о сложении своих полномочий перед вступившим в должность Главой Республики Саха (Якутия), которое подписывается Председателем Правительства.

Глава Республики Саха (Якутия) является высшим должностным лицом, которое получает полномочия непосредственно от народа по результатам выборов. Возможность роспуска Правительства Республики Саха (Якутия) временно исполняющим обязанности Главы Республики Саха (Якутия) является вмешательством в федеративное устройство.

Поэтому предлагаем исключить внесение поправки, допускающей возможность роспуска Правительства Республики Саха (Якутия) временно исполняющим обязанности Главы Республики Саха (Якутия), назначенным Президентом Российской Федерации.

Кроме того предлагаем дополнить статью 76 Конституции Республики Саха (Якутия), исключив возможность принятия решения о реализации драгоценных металлов и драгоценных камней из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Саха (Якутия) на внутреннем и внешнем рынках временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, изложив абзац 2 статьи в следующей редакции: “Временно исполняющий обязанности Главы Республики Саха (Якутия) не имеет права распускать Государственное Собрание (Ил Тумэн) и Правительство Республики Саха (Якутия), вносить предложения о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Саха (Якутия), принимать решения о реализации драгоценных металлов и драгоценных камней из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Саха (Якутия) на внутреннем и внешнем рынках”.

Согласно Конституции Республики Саха (Якутия) земля, недра и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народа Республики Саха (Якутия). Решение о реализации драгоценных металлов и драгоценных камней из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Саха (Якутия) должен принимать только Глава Республики Саха (Якутия), получивший полномочия непосредственно от народа.

4. Предложения по части 4 проекта Конституционного закона

Проектом Конституционного закона также предлагается внести поправки в статью 97 Конституции Республики Саха (Якутия), изложив первое предложение части 2 статьи 97 Конституции в новой редакции, предусмотрев, что местное самоуправление осуществляется гражданами непосредственно через формы прямого волеизъявления, а также через органы местного самоуправления. При этом исключено осуществление местного самоуправления через выборные должностные лица местного самоуправления.

Считаем, что данная поправка противоречит фундаментальным и базовым принципам местного самоуправления о прямых выборах закрепленных в Конституции Республики Саха (Якутия) и даёт право вмешиваться государственной власти в порядок формирования муниципальной власти.

Согласно Конституции Российской Федерации местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Конституцией дано право осуществлять гражданам местное самоуправление путем референдумов, выборов, а также через выборные органы местного самоуправления.

В связи с чем предлагаем оставить пункт 2 статьи 97 Конституции Республики в прежней редакции. Действующая редакция пункта 2 статьи 97 не противоречит Федеральному закону от 20 марта 2025 года № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», так как статье 13 указанного закона установлено, что под органами местного самоуправления понимаются избираемые непосредственно населением или образуемые представительным органом муниципального образования органы.

5. Предложения по части 6 проекта Конституционного закона

Пунктом 9 статьи 1 проекта Конституционного закона в соответствии с частью 1 статьи 54 Федерального закона от 20 марта 2025 года № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» предлагается предусмотреть, что нормативные правовые акты органов местного самоуправления, не соответствующие законодательству, подлежат отмене в порядке, установленном законодательством.

Согласно Конституции Российской Федерации (статья 133) местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту. Таким образом данная поправка противоречит Конституции Российской Федерации, в связи с чем предлагаем исключить и, тем самым, сохранить действующую редакция Конституции Республики Саха, устанавливающую отмену нормативно — правовых актов органов местного самоуправления в судебном порядке.

6. Предложение о дополнении 56 статьи Конституции Республики Саха

На основании принимаемых изменений считаем необходимым дополнить статью 56, определяющую полномочия Государственного Собрания (Ил Түмэн) Республики Саха (Якутия), дополнив пунктом 31 следующего содержания: «осуществляет контроль за состоянием Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Саха (Якутия)».

Председатель Саха Конгресса И.Шамаев

9 октября 2025 г

Мои посты о Конгрессе народа Саха:

Саха Кэнгириэһин Сийиэһин болдьоҕо быһаарылынна!

15.02.2019 г. Пленарное заседание III Конгресса Саха!

О конгрессах народа Саха. Дайджест интернета и прессы!

16.02.2019 г. Секции III Конгресса саха!

Саха Кэнгириэһин сийиэһин тэрээһинигэр харчы хомуура. Биллэрии

Саха Кэнгириэһин сийиэһин туһунан

Саха Кэнгириэһин Сүбэтин конференцията буолан ааста.

Обращение Конгресса народа саха о табунном коневодстве

Саха Кэнгириэһэ. Биллэрии! Биллэрии!

2025 с. Өрөспүүбүлүкэ Күнүгэр анаммыт общественность мунньаҕын видеота

Саха кэнгириэһин 3-с сийиэһэ.

«Тыа сирэ – омук дьылҕата» IV общественнай форум

Выступления алтайской делегации на съезде Конгресса народа саха

Мой сайт: https://nikbara.ru/ — блог о разных интересных событиях

Сайт об усадебном хозяйстве в Якутии https://usadbaykt.ru/

Мой канал в «Яндекс Дзен» — NikBara

Мой блог в “Блогах Якутии” https://blogi.nlrs.ru/author/88287 — архив моих постов в Дневниках Якт.ру и новые посты о культурных событиях.

Просьба подписаться на мой канал «Николай Барамыгин» на Ютуб!

https://www.youtube.com/c/НиколайБарамыгин

И на мои аккаунты в социальных сетях!

«Одноклассниках» https://ok.ru/profile/500676253992

«В контакте» https://vk.com/nbaramygin

Мой канал в «Телеграм» https://t.me/nikbaraykt

Предложения Общественной организации Саха Конгресс к проекту Конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха»: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.