В конце зимы приятно вспомнить жаркие летние дни, события прошедшего лета… Вашему вниманию впечатления гостей от Ысыаха Туймаады — 2022 и мои фотографии и видео в моем Ютуб канале.
На сайте РИА:
Свыше 220 тысяч человек из России и других стран поучаствовали в празднике лета в Якутске
ЯКУТСК, 26 июн – РИА Новости. Впервые после начала пандемии коронавируса в Якутске в очном формате прошел национальный праздник встречи лета Ысыах Туймаады, в котором приняли участие свыше 220 тысяч человек из регионов РФ и разных стран мира.
В этом году в столице республики 25-26 июня праздник прошел в традиционном формате и побил рекорд предыдущих лет по числу участников.
По словам главы Якутии Айсена Николаева, регион в эти дни в рамках международных мероприятий посетили тысячи иностранных гостей и жителей России.
«Всех привлекает самобытная культура нашей республики, которую нам передали наши предки, а мы сумели её сохранить», — добавил он.
По информации организаторов, в рамках Дней Татарстана в Якутии впервые на Ысыахе Туймаады прошёл татарский народный праздник Сабантуй. Культурная программа включила 100 мероприятий и 25 конкурсов, все они были приурочены к 100-летнему юбилею республики и 25-летию Ысыаха Туймаады.
Среди почётных гостей праздника были губернаторы Камчатского края, Новосибирской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Республики Татарстан, руководство Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, представители комитета Госдумы РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики и руководители консульских учреждений Вьетнама, Индии, Китая, Кореи, Монголии.
В 2019 году национальный праздник встречи лета Ысыах Туймаады в городе Якутске собрал более 205 тысяч человек.
Ысыах Туймаады посетила большая делегация Республики Татарстан. На сайте Татар-информ впечатления татарской делегации:
50 оттенков язычества: как Татарстан отметил в Якутии Ысыах
Татарстанская делегация побывала на национальном празднике Ысыах в Якутии. С традициями якутян познакомился и корреспондент «Татар-информа», который открыл для себя новый феномен – возрождение народа с помощью древних верований.
Три березы
Когда нам сказали, что мы поедем на национальный якутский праздник Ысыах, то в сознании появились аналогии с Сабантуем. К слову, последний в Якутии впервые отметили в этом году. Татарстан после пышных дней Якутии в Казани решил не ударить лицом в грязь и подготовил внушительный культурный десант. Два борта почти с 400 представителями республики полетели на другой конец России – в страну Олонхе. В программе была и организация Сабантуя. Но на фоне происходящих торжеств Ысыаха выездной праздник плуга смотрелся скромно.
Надо отметить, что якуты проводят свой национальный праздник в особое время – самые длинные световые дни и в особых местах – урочищах, которые считаются районами, где изначально жили предки народа. Одна из таких долин – Туймаады – находится в урочище «Ус хатын». Это в получасе езды от Якутска и переводится как «Три березы» (сравните с татарским «Өч каен»).
Что касается языкового сходства, несмотря на то что в якутском много параллелей с татарским (это и числительные, и слово «огонь» (оут – ут), все же он ближе к монгольскому. «У нас 40 процентов лексики из монгольского. Я учился с монголом, и мы долго смеялись, находя похожие слова друг у друга», – рассказал корреспонденту «Татар-информа» главный редактор газеты «Саха Сирэ» в Якутии Чокуур Гаврильев.
Окропить землю
Праздник Ысыах имеет поистине народный масштаб. В этом году он проходит одновременно в трех местах, в трех священных урочищах. Он собирает только на трибунах 40-50 тысяч, а всего за два дня его посещают 200-300 тысяч человек. Зачастую люди приезжают с ночевкой и обустраиваются в палатках. Один из таких туристов рассказал «Татар-информу», что они живут тут два дня и завтра планируют встретить восход солнца. Себя якуты считают солнцепоклонниками и огнепоклонниками.
Ус хатын – это широкая долина с вкраплением небольших озер. На вопрос, почему она священна, нам объяснили, что это место легендарного прародителя якутов – Эллэй Боотура (по одной из версий, его предком был татарский хан), который сюда переехал с семьей и впервые провел обряд поклонения. К слову, Ысыах переводится как «окропление земли». По сути, именно когда окропят землю кумысом, праздник считается открытым.
Дети богов
Говоря о предках, нельзя не сказать, что якуты считают себя детьми светлых богов – Айыы. Причем, по их преданиям, они ведут свое начало от покровителя лошадей. Якутские лошадки – это национальная гордость. «Они сами находят корм в снегу и очень выносливые», – рассказали нам.
Если уж мы вспомнили про предков, то сегодня существует две основные теории происхождения якутского народа. Первая – автохтонная, которая гласит, что якуты произошли от коренных народов. Вторая говорит, что прадеды якутов были тюрками, которые пришли в эти суровые края и смешались с монголами и эвенками. Есть и экзотические версии – они происходят от скифов.
Все флаги в гости к нам
Представление на празднике Ысыах началось с танца стерхов. По якутским поверьям, кто увидит танцующего стерха, тот будет счастлив. В этот момент по трибуне проходил генеральный директор телекомпании ТНВ Ильшат Аминов. Он шел, имитируя танец стерха. Таким образом, как минимум увидевшие это члены татарстанской делегации теперь будут счастливы до самой смерти.
Нашлось в Ысыахе и место Татарстану. Перед началом праздника на майдане появился татарстанский танцевальный коллектив в традиционных одеждах из Средневековья.
Удивил состав ВИП-гостей. Было несколько губернаторов (Камчатки, Новосибирской области), целый пул дипломатов (от Кореи и Китая до Индии) и гость из Москвы – замруковолителя аппарата путинской администрации Магомедсалам Магомедов. Президент Татарстана Рустам Минниханов был среди трех почетных гостей, кому предоставили на празднике слово. Он выступил после Магомедова и обратился к присутствующим сначала на татарском языке, а потом на русском. Глава Якутии Айсен Николаев, конечно, не мог не упомянуть про единение страны в текущих условиях.
Апогеем праздника стало моление якутских жрецов – алгысчитов. Они вспоминали каждого из девяти светлых божеств, бросая в огонь еду и конский волос, а затем кланяясь.
Испив кумыса, по якутским поверьям, человек очищается (к слову, очищению уделено много места: очищает огонь, береза и многое другое). Конский бунчук – дога водружать вышел мэр Якутска Евгений Григорьев. Этим было объявлено, что праздник Ысыах стартовал.
И тут все трибуны бросились к площади и, взявшись за руки, начали водить огромный хоровод – осуохай. Огромная масса людей в такт двигалась рядом с трибуной, произнося хвалу божествам.
Что интересно, в советские времена празднование Ысыаха имело более скромные масштабы, и не все обряды практиковались. «Мы отмечаем так масштабно с 1992 года. Сейчас есть каноны и правила. Их изучили наши ученые и составили правила, как правильно праздновать. Многие из исследователей стали алгысчитами (жрецами). Это все вместе помогает нам формировать народ в единое целое», – пояснил Чокуур Гаврильев.
За 30 лет у якутов появилась особо сильная любовь к этому празднику. Что удивительно, каждый третий или четвертый гость праздника был в национальной одежде. Те же ученые реконструировали ее, найдя образцы XVIII-XIX веков.
Таким образом, мы стали свидетелями необычного явления – конструирования национальной идентичности на основе языческих верований древности.
Подробнее: https://www.tatar-inform.ru/news/50-ottenkov-yazycestva-kak-tatarstan-otmetil-v-yakutii-ysyax-5870600
На сайте ТНВ.ру:
Минниханов посетил якутский праздник лета Ысыах — видео
Двойным праздником завершились Дни Татарстана в Республике Саха (Якутия). На одном майдане якуты отметили Ысыах — древний якутский праздник лета и татарский Сабантуй. Они слились в единых национальных красках.
На священной земле Ус Хатын собрались более 150 000 человек, были гости из 50 зарубежных стран. Президент Татарстана Рустам Минниханов отметил масштаб народных гуляний.
В свою очередь глава Якутии Айсен Николаев поблагодарил татарстанского лидера за организацию Дней Татарстана и Сабантуя. Он лично участвовал в народных забавах — с первого удара разбил глиняный горшок.
А Рустам Минниханов увидел, как готовят национальное блюдо якутов прямо на майдане. Чем похожи наши праздники, для кого устанавливают серге, и почему местные женщины любят серебряные украшения — расскажет корреспондент ТНВ Алия Хайрутдинова.
Впечатления президента Татарстана после посещения Ысыаха Туймаады на сайте Татар-информ:
Минниханов: После якутского праздника у меня появилось новое видение Сабантуя
Президент Татарстана Рустам Минниханов на VIII Всероссийском съезде учителей татарского языка и литературы в Казани поделился мнением о Днях Татарстана в Якутии, отметив, что у него появилось другое видение организации Сабантуя.
«Недавно мы провели Дни Татарстана в Якутии. Нам самим кажется, что мы достаточно делаем, мы можем, но по многим вещам нам еще работать и работать», — посчитал руководитель республики.
Президент также отметил необходимость наполнения Сабантуя содержанием.
«В Якутии есть национальный праздник Ысыах наподобие нашего Сабантуя. У них содержание богаче. Там у них заложены национальный язык, традиции, исходящие из древности обычаи, порядок. А Сабантуй превращается в праздник песни и спорта, теряются аутентичность, старинные традиции. После якутского праздника у меня появилось другое видение организации Сабантуя», — поделился Рустам Минниханов.
Подробнее: https://www.tatar-inform.ru/news/minnixanov-posle-yakutskogo-prazdnika-u-menya-poyavilos-novoe-videnie-sabantuya-5871057
Впечатления блогера varandej (varandej):
Ысыах. Якутия встречает Солнце
«В старину мы, якутЫ, жили аласами», — говорил паренёк, с которым мы под вечер отправились на поиски спортивной арены, ну а мне стоит пояснить, что алас — это специфически якутская форма рельефа, низина, у которой на дне озерцо, а на склонах — так глянувшиеся пришедшим сюда в Средние века коневодам степные луга. Земля народа Саха представляла собой архипелаг таких аласов среди таёжного моря. Ну а могучий раскосый черноволосый паренёк продолжал свой рассказ, — «…и вот на каждом аласе был свой Ысыах. Это знаешь, такие дни, когда зима позади, лето становится жарким, впереди пора сенокосов. И вот в эти дни мы позволяли себе отдохнуть. Народ съезжался ко двору тойона (князя), а тойон открывал амбары и угощал людей. Это было время пиров, состязаний боотуров и их лошадей, сватовства, и для каждого решалось, каким будет его следующий год. Ысыах — это и есть наш якутский Новый год!». Его неизменная дата — самая короткая ночь с 20 на 21 июня, и день после неё в Якутии считается государственным праздником. Но в последнее время народ саха гуляет не в само Солнцестояние, а в первые выходные после него, в 2022 году выпавшие на 25-26 июня. Официальные торжества проходят во всех районах, республиканский Ысыах Олонхо перемещается из года в год по разным уголкам гигантской (размером с Индию!) Якутии, но самым большим размахом отличается Ысыах Туймаада, названный по крупнейшей приленской долине, в которой стоит Якутск. Ну а мы, заручившись поддержкой Департамента информационной политики и массовых коммуникаций Администрации Главы и Правительства Якутии (ДИП АГИП) попали на совершенно особенный Ысыах: мало того, что праздновали его впервые после трёх лет эпидемии, и народ как следует изголодался по настоящему Ысыаху, так ещё и выпал он на знаменательные даты: 100-летие якутской государственности (то есть — образования Якутской АССР) и 390-летие вхождения якутской земли в состав России.
Прежде Ысыах Туймаада проходил на городском ипподроме, но уже к концу лихих 1990-х празднику там сделалось тесно. В 1998 году тогдашний мэр Якутск Илья Михальчук выбрал новое место для торжеств — урочище Ус Хатын («Три берёзы») в 25 километрах на север от города. То не случайно: в благословенном 2019-м на празднике побывало 206 тысяч гостей, а в недавние выходные — говорят, что существенно больше. И хотя гости эти съехались из многих регионов России (только среди официальных лиц — из 10) и 50 стран мира, подавляющее большинство участников праздника — всё же сами якутяне. Тут стоит сказать, что население Республики Саха — менее миллиона человек, то есть на Ысыах приезжает каждый пятый житель! Что-то сравнимое по масштабу я видел разве что на Певческом празднике в Эстонии, что в общем не случайно — что на Певческих полях, что на священных тусулгэ народ имеет возможность собраться и ощутить себя единым. Впрочем, за национальные рамки Ысыах также давно вышел, а его организаторы не устают подчёркивать, что это день единения и дружбы многонационального народа Республики Саха. Ысыах — едва ли не крупнейший ежегодный праздник во всей России, и уж по крайней мере очевидный лидер в её восточной половине. Утром праздничной субботы дорога на Ус-Хатын встаёт в тяжёлых пробках, которые мы объезжали окраинами. С автовокзала ходят то ли бесплатные, то ли почти бесплатные автобусы прямо до Ус-Хатына. Езда утомляет, и многие едут на два дня с ночёвкой. Но вот наконец то ли в часе (если повезёт), то ли в 2-3 часах (если не очень) пути от Якутска из-за леса вдруг показываются огромные белые урасЫ — якутские куполообразные чумы:
От количества машин на отделённой узким старичным озером парковке глаза быстро лезут на лоб. Ус-Хатын — не поляна, а огромное поле с перелесками и озёрами, раскинувшееся на 2-3 километра. И всё это огромное пространство полно людей. Каждая ураса окружена небольшой площадкой, и свои площадки здесь имеют улусы (районы), большинство государственных органов, многие предприятия. Ещё два десятка площадок со сценами и алтарями предназначены для событий. Большинство сооружений Ус-Хатына — вполне себе постоянные, используемые из года в год. Но куда бы гость или участник Ысыаха ни пошёл, первое, что он должен сделать — это пройти Сакральный путь. Перед воротами Тойон-Аан проводится обряд очищения: нарядные женщины встречают гостей взмахами дэйбииров (опахала из конского волоса), улыбками и поздравлениями, а непосредственно в воротах поток людей распадается на мужской и женский, и каждый трижды обходит чашу со священным дымящимся огнём.
Впереди уже видны три урасы главной трибуны на площадке №3, но сперва подойдём к Аал-луук-мас — Священному древу. Вернее, его символическому олицетворению аар-багах — оно, в отличие от прочих сооружений Ысыаха, каждый год новое, и между районами идёт негласное соревнование на самый красивый аар-багах. Мировое древо связует корнями, стволом и ветвями Нижний, Средний и Верхний миры, и гость сперва обходит очаг в основании Древа, а затем делает круг вдоль внешних стен:
За Аал-Луук-Масом — аллея из 99 сэргэ, ритуальных коновязей, алтарей многих народов, вышедших с Алтая — будь то алтайцы, буряты или якуты. В 2019-м к каждому из сэргэ был привязан жеребец с длинной гривой, и хотя было то безумно красиво, на этот раз организаторы решили отказаться от такой идеи.
Ну а в конце Пути, на самом высоком бугре Ус-Хатына, высится Алтан-Сэргэ — Медная Коновязь для исполинского коня, на котором не человеку ездить. Для якутского тенгрианства этот столб — что-то вроде кафедрального собора. К нему в дни Ысыаха всегда стоит длинная очередь из людей, желающих о чём-то попросить небожителей Айыы и земных духов Иччи.
Как видите, большинство людей на Ысыахе одеты вполне по-городскому. Но такие одежды — лишь фон: многие якуты являются на свой главный праздник в национальных костюмах. В конце концов и в старые времена на Ысыахи шли пешком сквозь тайгу, чтобы себя показать соплеменникам, а в наши дни якуты умеют чтить традиции предков.
Вот идеальный мужской наряд: чёрный камзол, узорчатые кожаные сапоги, летняя шляпа из конского волоса (массируя кожу головы, она помогает в жару), дэйбиир в руке и металлическое зеркальце на груди — здесь, в отличие от Бурятии, это не атрибут шамана, а всеобщий оберег.
У якутских женщин же нарядов не видно за украшениями — в стране несметных природных богатств, среди которых алмазы и золото, такая феерия не удивляет.
Тем более вплотную к Алтан-Сэргэ располагается главная трибуна на 15 тысяч зрителей, куда и направились мы во главе с представителем ДИП АГИПа Дианой Юльевной.
Напротив, под урасой-сценой, расположились хозяева праздника и высокие гости:
Поле между ними и трибуной отмечает тусулгэ — сложная конструкция из столбов и перемычек, центр сакрального действия. Вокруг воткнуты в землю чэчиры — ветки молодых берёз, на которые приходят из иных миров духи предков. Народ рассаживается по трибунам, и вдруг в гул тысяч голосов и льющуюся музыку вклинивается курлыканье журавлей! На поляну летят стерхи, птицы-посланники Айыы. По древнему поверью увидеть их танец было знамением счастья, и вот танец стерхов открывает Ысыах:
Затем на поле выходит удивительная процессия скотоводов и косцов — это оживлённая картина художника Михаила Носова «Якуты 17 века»:
За якутами идут все остальные народы России начиная с бурят (остались за кадром):
И в том числе — татары, которых здесь называли не иначе как «братский народ»: на Ысыах Туймаады в 2022 году приехала делегация из Татарстана и даже провела на одной из площадок настоящий Сабантуй.
А потом на поляну входят алгысчиты, которых я сперва принял за шаманов. Шаманы (вернее, это слово эвенкийское, а у якутов — ойуны и удаганки) делились на белых и чёрных, и первые с годами эволюционировали в жрецов, а вторые — в знахарей. Ныне слово «шаман» в Якутии по умолчанию подразумевает именно последних. И те, и другие живут среди якутов по сей день, но чёрным шаманам (таким, как героиня фильма «Пугало») посещение Ысыаха запрещено, а обряды проводят наследники белых шаманов — жрецы-алгысчиты. Начинают с поклонения духам Ус-Хатын и всей Туймаады, и параллельно аналогичный обряд проходит в соседних долинах Энсиэли и Эркээни.
Белые одежды буквально заполняют поле. Алгысчиты кланяются по сторонам света и воздевают руки, а над полем носятся от жрецов и зрителям и обратно торжественные крики-хвалы: «урууй!», «айхал!», «тускол!». Но вот среди алгысчитов проходит под уздцы белая Божественная Лошадь (Джесегей Айыы), в каком-то смысле главная героиня Ысыаха. Ведь якуты пришли в свою суровую землю прямиком из Великой Степи, на коне они охотились и воевали, любимым мясом на их столе остаётся жеребятина, а любимым напитком — кумыс. Добавьте сюда то, что земледелия якуты чурались, на оленеводов глядели свысока, охота была для них лишь подсобным хозяйством, а слово «балыксыт» (рыбак) по умолчанию означало бедняка. Годичный цикл на аласах вертелся вокруг лошади, и через Джесегей Айыы народ саха воздавал дань почёта всем коням мира. Божественная лошадь не знала седла и уздечки, и даже дурное слово о ней было святотатством, а когда священная кобыла уходила в Верхний мир, её шкура и кости расходились по селениям как талисманы.
Ну а лошадиная благодать снисходит в виде кумыса. Я прежде пробовал его во многих землях вроде Башкирии или Казахстана, но для якутов кумыс — священный напиток. Кумысопитие и кропление белыми брызгами — важный якутский ритуал, которым и принимают благодать айыы, и встречают гостей, как у нас хлебом-солью. Для ритуального кумысопития используется чорон — огромный деревянный кубок с резными орнаментами, в которых зашифровано некое благое послание. В кадре, помимо алгысчитов в длинных одеяниях — танцоры, исполняющие заводной ритуальный танец битии:
Наконец, алгысчит передаёт символ праздника, серебряный бунчук Ытык-Дуога, главе Якутска Евгению Григорьеву:
Ысыах открыт!
Но прежде, чем идти любоваться и веселиться, мы решили задержаться на официальную часть. Первым к микрофону вышел Глава республики Айсен Сергеевич Николаев. Сначала на якутском, а затем на русском языке он произнес короткую речь: «В этом году священная земля Ус Хатын встречает 25-й Ысыах Туймаады, мы также отмечаем столетие нашей республики. Ысыах — это торжество дружелюбия, мира и справедливости, присущие нашим северным народам. Сегодня мы хотим всем показать, что жители республики едины вместе со всей Россией, с Президентом страны. Сегодня вместе с нами гости из более чем 50 стран мира, десятков субъектов Российской Федерации. Я искренне благодарю сегодня братский Татарстан во главе с президентом Рустамом Миннихановым, которые приехали к нам разделить наш праздник. Желаю, чтобы светлый алгыс, произнесенный сегодня, помог вам. Помог нашей республике, помог нашей России. Чтобы светлая счастливая основа нашего Ысыаха была вместе с нами еще год.«
Следом выступил представитель Администрации Президента России Магомедсалам Магомедов, заметивший, что «…Это достояние не только одного народа, но и вклад в сокровищницу, достижения народной культуры всей нашей уникальной страны. Сохранение каждого народа и укрепление общероссийского гражданского единства – наши главные задачи, которые поставил Президент страны Владимир Путин, объявив Год культурного наследия народов России» .
Затем к братскому народу обратился сперва по-татарски, а после по-русски президент Татарстана Рустам Минниханов: «Для нас большая честь находиться в этой прекрасной братской республике, и видеть, как вы бережно сохранили свою культуру, традиции и обычаи. Сегодня мы имеем возможность лично поздравить всех вас с праздником и порадоваться вашим успехам. Благополучия и процветания!«
Среди почётных гостей праздника – губернаторы Камчатского края, Новосибирской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Республики Татарстан, руководство министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, представители Комитета Госдумы РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики и руководители консульских учреждений Вьетнама, Индии, Китая, Кореи и Монголии. Зарубежье представлял Генеральный консул Китайской Народной Республики в Хабаровске Цуй Гоцзе. По-русски он говорил почти без акцента, но речь его имела отчётливый китайский колорит. Например, он процитировал вольный перевод древнего китайского стихотворения, первая строчка которого звучала как «Небо высокое, воздух прозрачный, люди счастливые….» — и эти образы так и остались для нас рефреном Ысыаха.
Завершающую речь произнёс уже знакомый нам глава Якутска Евгений Григорьев, как и Глава Республики облачённый в национальный камзол.
После всех речей трибуны пустеют — но народ идёт не за пределы Третьей площадки, а к её центру. Начинается осуохай — солнечный хоровод под особую песню, кульминация всех крупных обрядов Ысыаха.
В день Ысыаха зацвела сирень и мы сфотографировались рядом с ней в национальной одежде.
Мы также прошли через главный вход Ысыаха.
И традиционны пошли на Алгыс (благословение).
После алгыса встретили старых друзей и познакомились с байкерами из клуба «Серые волки».
Походили по Ус-Хатын.
Посмотрели на выставку «Лоскутное поле «Якутия-XXI».
Встречи с друзьями
Вечером встретился с монгольскими друзьями.
И посмотрел на скачки!
Продолжение поста блогера varandej (varandej):
Ысыах. Якутия встречает Солнце
Невыносимо жаркий день сменялся тёплым уютным вечером.
В который мы забрели на «Игры Дыгына». В русском варианте известный как Тыгын, этот могущественный князь, уже не тойон, а дархан из долины Туймаады пытался в 17 веке объединить якутские племена в подобие государства, а в итоге был застигнут русской экспансией. Но для якутов он — пожалуй, самый чтимый исторический герой. А на Ысыаха в Туймааду он созывал со всех лояльных улусов самых сильных, ловких, сметливых боотуров на состязания, таким образом находя новых воинов, а то и женихов для дочерей своих приближённых. Теперь «Игры Дыгына» — это фестиваль-в-фестивале, важная часть Ысыаха. Мы пропустили состязания по прыжкам, но зато пришли на мас-реслинг — под иноземным названием скрывается любимое северными народами притягивание палки, которое якуты мечтают ввести в олимпийский спорт.
Но в пол-второго ночи мы продрали глаза и вышли на улицу. Дневная жара сменилась совершенно осенним холодом, поднявшим из скрытой под степными травами вечной мерзлоты. Вереницы людей тянулись к краю Ус-Хатына, на Тусулгэ-Айыы: кульминация Ысыаха — встреча Солнца.
За забором, в который встроены домики для 9 богов, перед чэчирами, сэргэ с якутскими лошадьми, замысловатыми тусульгэ сияли в ночи белые одеяния алгысчитов. На их посохах тихо звенели колокольцы, а из динамиков лилась таинственная музыка. Вот маленькие Солнца загораются в траве:
Процессия алгысчитов несёт пылающие и курящиеся чаши:
Маленькие огоньки, как ручьи в великую Лену, сливаются в пламя. Ожидание становится томительным, секунды кажутся всё протяжнее…
…пока над горизонтом не загорается летнее Солнце:
Его диск входит в тусулгэ, и над полем вновь разносится «Айхааал!», «Уруууууй», «Тускооол!»:
Прежде в пределах тусулгэ находились лишь алгысчиты и журналисты, но в этот момент открываются ворота, и народ устремляется на поляну мощными реками, сливающимися в водоворот осуохая. В этот раз в нём поучаствовали и мы:
Крупнейший национальный праздник России прошел с небывалым энтузиазмом после 3 лет пандемии! Это напомнило мне Ысыахи Победы в 1944-1945 годах, когда они были разрешены после длительного перерыва…
После окончания суровейших холодов этой зимы мы с нетерпением ждем наше короткое лето и конечно наш Ысыах Туймаады — 2023!
Мои посты об Ысыахе:
Фрунзе нэһилиэгэр юбилейнай ыһыах ааста!
2 сыллаах пандемия кэнниттэн Орто Дойду Ыһыаҕа ньиргиэрдээхтик ааста!
Первому научному описанию якутского Ысыаха — 285 лет!
Варвара Степанова, Нарияна Ренанто и Эркин Алексеев — виртуозы хомусисты мира!
Ысыах баягантайцев прошел в Мегино-Алдане!
Моменты якутского Ысыаха в Москве! 100 лет ЯАССР!
Мои посты о связях якутского и татарского народов:
Стела в память национального героя Боссоойко
Самая крупная мечеть на Дальнем Востоке — в Якутске!
Мой сайт: https://nikbara.ru/ — блог о разных интересных событиях
Сайт об усадебном хозяйстве в Якутии https://usadbaykt.ru/
Мой канал в «Яндекс Дзен» — NikBara
Мой блог в “Блогах Якутии” https://blogi.nlrs.ru/author/88287 — архив моих постов в Дневниках Якт.ру и новые посты о культурных событиях.
Просьба подписаться на мой канал «Николай Барамыгин» на Ютуб!
И на мои аккаунты в социальных сетях!
«Одноклассниках» https://ok.ru/profile/500676253992
«В контакте» https://vk.com/nbaramygin
Мой канал в «Телеграм» https://t.me/nikbaraykt