Опыт самосовершенствования способностей и возможностей для реализация личностного потенциала на примере жизни чл.-корр. РАН Никиты Гавриловича Соломонова

Введение

Как отмечали выдающиеся учителя России Константин Дмитриевич Ушинский, Лев Семенович Выготский, Антон Семенович Макаренко, Василий Александрович Сухомлинский и Симон Львович Соловейчик целю образования является формирование гуманной, творческой, культурной, саморазвивающейся личности, способной к самореализации своего индивидуального потенциала (Капранова, 2019). При этом главным условием является подражание, которое изучается со времен Аристотеля. Это основа развития общества, ибо нововведение есть процесс адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. А нововведение (инновация) – это результат творческой деятельности одаренных личностей. Эти инновации, например, изобретения начинают использовать люди, не способные к изобретению. А дети развиваются тоже, подражая своим родителям, учителям, друзьям, просмотренным фильмам, прочитанным книгам. Поэтому подражание имеет исключительно важное значение в развитии общества, это основной двигатель социальной эволюции. Одним из людей, который своим примером проложили дорогу современным требованиям наставничества является доктор биологических наук Никита Гаврилович Соломонов. О его становлении как личности и лидера общества, реализовавшего свои способности и возможности, достойно подражанию подрастающим поколением, мы и намерены вынести на обсуждение педагогической общественности.

Геополитические и экономические интересы страны на Севере заключены в имеющихся природных ресурсах: воде, чистому воздуху, солнечной активности, углеводородном сырье, алмазам, меди, никелю, вольфраму, драгоценным и редким металлам, агрохимическом и камне цветном сырье, другим ценностям недр, рыбе, морепродуктам и т. д., что выражается в 80% всех запасов полезных ископаемых России. Разбросанность богатства на огромной территории в 3 млн км² и диктует организацию переработки на самой территории региона. Северный морской путь с модернизирующейся инфраструктурой должен стать важнейшим каналом оживления жизнедеятельности территории Севера и ключевым звеном в становлении как для Российской Федерации, так и для коммерческих начал международной транспортной магистрали «Северные ворота». Задачи, поставленные Указом Президента Российской Федерации об утверждении Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 должны быть со всех сторон изучены. В связи с этим возникает вопрос о разработке и производстве инновационных технологий, экспорте товаров, о безопасности и экологической сохранности территории, о сохранении уникальных культур коренных народов. Эти вопросы непосредственно связаны с человеческим капиталом, от воспитания природосообразных, человекосообразных, социосообразных личностей, способных реализовать свой дар.

Цель данной работы заключена в разработке и обоснованию опыта самосовершенствования личностного потенциала Никиты Соломонова как пример для подражания в условиях неформального образования в Республике Саха (Якутия).

Личностный потенциал Никиты Гавриловича Соломонова как пример для подражания

Соломонов Н. Г. — член-корреспондент РАН, академик АН РС(Я), Международной Академии по экологии и безопасности жизнедеятельности, Академии Северного Форум, заслуженный деятель науки ЯАССР (1979) и РСФСР (1990), заслуженный ветеран СО РАН., почетный работник высшего профессионального образования., почетный гражданин РС(Я), г. Якутска и Хангаласского улуса., лауреат Государственной премии РС (Я) в области науки и техники (2003), награжден орденом Трудового Красного Знамени (1982), медалями «За трудовую доблесть» (1974), «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», почетным знаком «За отличные успехи в области высшего образования СССР».

Годы необыкновенно насыщенной событиями жизни Н.Г. Соломонова были связаны с наукой и педагогической деятельностью, в которых он достиг выдающихся результатов. Никита Гаврилович является всемирно известным экологом, признанным специалистом в области зоологии и сохранения природных ресурсов. Его научные труды внесли существенный вклад в развитие популяционной экологии животных.  Он является основоположником якутской научной школы экологов, воспитавшей целую плеяду высококлассных специалистов, ставших известными учеными и специалистами.

В данной работе проведен анализ российских и зарубежных источников по проблеме задатков, склонностей, формирующих мотивацию развития способностей и возможностей личности и алгоритм самореализации личностного потенциала школьников и студенческой молодежи. Главным исследуемым материалом послужил дневник Никиты Гавриловича Соломонова, также использованы методы: анализ и синтез, систематизация фактического материала, обобщение итогов работы ученых, изучавших триединство воспитания и обучения (рациональность географической среды, этнические особенности, индивидуализация в педагогике), в результате которых определены основы формирования личностного потенциала. Применены квалитативный и квантитативный методы исследования.

Дневник у Соломонова Никиты – своеобразный показатель проявления силы воли и духа молодым человеком, вступающим в жизнь. Никита, будучи учащимся педагогического училища в 18-летнем возрасте, 7 ноября 1947 г. пишет такие слова: «Самое дорогое у человека жизнь. Она даётся ему один раз и надо прожить её так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за мелочные и подленькое что было в жизни. Так говорил, помнится, Николай Островский. Да, что может быть для человека дороже жизни, особенно тогда, когда жизнь имеет смысл, когда в жизни человека стремление к какой-то определенной цели, которая позволила бы внести что-то своё, новое, в общую сокровищницу развития человечества.  … жизнь – это борьба между положительными и отрицательными качествами человека, нужно сделать так, чтоб её положительное взяло вверх над отрицательным. А для этого нужно большое усилие воли. Нужно воспитать в себе волю».

Никита с малых лет привык ходить пешком на большие расстояния. Когда жили родители в с. Тумул, ему часто приходилось «путешествовать» до 130 км до п. Покровск. Эти путешествия укрепили его опорно-двигательный аппарат, создали привычку активно двигаться, что послужило в будущем хорошую службу телу на долгие годы. Никита Гаврилович, вспоминая эти переходы рассказывал, что было очень обидно, когда во время зимних каникул люди, которые ехали на лошадях не сажали на сани идущих пешком детей. Когда учился в училище, по прибытию в город ему приходилось писать заявление директору училища об обеспечении общежитием, интернатом. Получить государственное обеспечение не всегда удавалось, поэтому, с товарищем по учебе Авксентием Эверстовым подрабатывали переводом статей в республиканской газете. Так он научился писать грамотно, что для будущего ученого и личности имело большое значение. В училище он был редактором стенной комсомольской газеты «Будущий учитель». В дневнике пишет о своей стенной газете училища, критикует, что учащиеся не пишут про себя, стесняются, поэтому статьи в основном получаются статистические: сколько человек учится в группе, сколько человек стали комсомольцами, кто успевает, кто не успевает в учебе и т.д. Пишет о том, что готовит доклад на тему «Большевистские черты характера и их воспитание» и, что он не доволен собой «Надо выработать у себя некоторые из них, как-то выдержку, коллективизм. Надо поработать над собой».

В дневнике много самокритики, часто пишет, что из-за болезни бездельничает, укоряет себя за то, что не успел сделать то-то, даже ругает себя, что не умеет танцевать: «… после постановки были танцы. Я опять просидел «дурачком». Сейчас я жалею, что не научился танцам… Но, как говорят, лучше поздно, чем никогда». Далее Никита рассуждает про учёт успеваемости, которую проводит учительница: «Какая польза от того, что у неё проводится учёт успеваемости и посещаемости, если не проводится никакой работы по данным этого учёта. Какая польза, далее, от того, что мы сто и в сто первый раз утверждаем, что не работаем. Хорошее дело – признание своих ошибок. Но признание ошибок очень плохо тогда, когда за ним не следуют никакие результаты». 

Самовоспитание выдержки, воли, укрепление духа, умение писать статьи, стремление к коллективизму, критическое отношение к своей персоне помогло ему во взрослой жизни воспитать плеяду научных работников республики: 16 докторов и 33 кандидата наук. Он автор и соавтор более 500 публикаций, в т. ч. 17 монографий, книг и пособий. Публикации по зоологии, экологии, экологической физиологии, философии, биофизике, палеонтологии. Наиболее известными в мире работами являются: «Красная книга ЯАССР» (1987); «Животный мир Якутии: (Птицы и млекопитающие)» (1975); «Полиморфизм белков крови сельскохозяйственных животных Якутии» (1977); «Экология водяной полевки в Якутии» (1980); «Беседы об охране природы» (1987). Соломонов Н. Г. автор «Концепции охраны окружающей среды в Якутии» и др. Решающую роль имели исследования Н. Г. Соломонова в научном обосновании открытия национального природного парка «Ленские столбы» и ресурсного резервата «Дельта Лены». В настоящее время парк «Ленские столбы» включен в Список Мирового природного наследия ЮНЕСКО, стал Национальным парком федерального значения. В 1986–1990 гг. работая заместителем председателя Президиума Верховного Совета ЯАССР поднял вопрос об экологических проблемах бассейна р. Вилюй и р. Хрома в Яно-Индигирском междуречье. В 1989 г. Н. Г. Соломонов разрабатывает «Концепцию охраны окружающей среды в Якутии». Под его руководством введена в эксплуатацию летом 1995 г. международная биологическая станция «Лена-Норденшельд» в дельте р. Лены.

В современных педагогических технологиях есть понятие «развитие критического мышления», разработанная американскими учеными Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл (1998). Технология имеет три фазы: вызов – реализация смысла – рефлексия, что подразумевает осознание внутренней многозначности точек зрения на происходящее, преодоление своего эгоцентризма в мышлении и осознание имеющихся альтернативных решений, умение адекватно интерпретировать получаемую информацию. В дневнике Никиты четко обозначена его критическая самооценка собственного «Я» и адекватная оценка происходящего, альтернативные, вполне осознанные рассуждения о дружбе, о поступках, о решениях комсомольского собрания, о сознательности людей и о своей семье, которые доказывают, что он с юных лет искал истину вокруг себя. Это его стремление дал Никите возможность иметь своё мнение, обоснованно защищать его на любом уровне государственной службы и в мире российской науки.

В то время он болел, распространенным тогда в Якутии, туберкулезом. Вероятно, Никиту того времени, когда он страдал от болезни, мог понять только тот человек, который испытал себе эту болезнь. Он победил эту болезнь благодаря соразмерению своего характера к цели своей жизни, своей вере в неустанный труд над собой, ежечасно, ежедневно самосовершенствуясь, развивая свои творческие способности. А это проявление разума на основе стремления исполнить своё желание, развитие своих задатков до уровня способностей и возможностей, что не может быть достигнуто проявлением силы духа, укреплением тела, физической закалкой, преодолением жизненных трудностей. Так, в дневнике он рассуждает о сознательности. «Сознательность должны воспитать в людях прежде всего мы, будущие учителя. Но недаром говорят, что для того, чтобы воспитать, надо быть самим воспитанным. Отсюда следует, что мы должны быть в высшей степени сознательными людьми, сами должны стремиться к сознательности. Но как обстоит дело у нас? Не уйдя далеко, заглянем в классные журналы. Они так пестрят двойками и единицами. Их, пожалуй, даже больше, чем положительных оценок. О чем это говорит? О незавидной высоте нашей сознательности… Да. Главным образом от того, как мы относимся к учебным обязанностям. Многие всё же говорят, что они не успевают только потому, что не имеют способностей, что им господ бог не вдолбил в голову этих способностей. Но где же находятся эти способности, память? Когда же они придут к товарищам и скажут: «Мы к вашим услугам?». Нет этого, ждать, по-моему, нельзя. Отсутствие способности даже, по-моему, есть понятие отвлеченное. Способности создаются воспитанием, средой, обстановкой …, в обыденной жизни достигается трудоспособностью».

Мы сегодня в учебных пособиях о современных педагогических технологиях читаем, что «учащийся самостоятельно выдвигает цель, задачи деятельности, определяет способы и виды действий, самоконтроля, учета достижений и осуществляет коррекцию собственной деятельности на основе рефлексии». Все эти постулаты современной педагогики Никита испытал на себе и прошел достойно в свои юношеские годы. Формирование его убеждений о жизни базировались на суждениях о происходящем вокруг того времени, в котором он жил, что определяет мыслительные способности Никиты. «Мышление, по К. Д. Ушинскому, представляет с одной стороны, основу обучения, с другой же стороны оно является предметом воспитания. Поэтому решающее значение для рационального обучения великий педагог придавал развитию мыслительных процессов: определению свойств предметов, нахождению сходств и различия между предметами, приучению к анализу, синтезу, обобщению, классификации» (Ионкина, 2016). Одним словом, человек именно рассуждая приходит в какое-то понятие, при помощи которого создаёт и познаёт себя сам в процессе активной жизнедеятельности, что можно назвать разумом. В этом его стремлении помогали патриотические книги, фильмы, комсомольские собрания того времени, одержимые строительством неведомого никому справедливого общества.

Никита свой дневник писал, будучи тяжело больным и учащимся педагогического училища. Мы можем сегодня только представить душевные переживания, ощущения юного Никиты о будущем своей жизни. Молодому человеку болеть такой болезнью, чувствовать по сравнению со сверстниками свою ущербность во многом, подсознательно понимать и представить, что это может закончиться плохо, было, наверное, очень тягостно. Он страстно хотел жить полноценно так же, как его здоровые однокурсники, товарищи. В дневнике он написал такие слова: «Решено: объявляю самую беспощадную войну туберкулёзу. Для этого решил покончить с бездельничаньем, ибо не бездельничанье, а труд и связанный с ним занятость являются самыми решительными врагами туберкулёза». То есть ещё юный человек, не полагаясь только на лекарства или на какое-то чудо со стороны, решил победить недуг проявлением мотивации к учебе и достижением своей мечты. В основе мотивации А. Н. Леонтьев (2001) видит внутренние силы поведения, что актуализирует, приводит человека в движение, деятельность.

Слова, записанные в дневнике, он выполнил, хорошо закончил педагогическое училище, в 1954 г. окончил естественный факультет Якутского государственного педагогического института. С 1954 по 1974 годы работал в Якутском государственном университете, пройдя путь от ассистента до заведующего кафедрой зоологии и декана биолого-географического факультета. В 1961 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Экология водяной полевки в Центральной Якутии». В 1972 г. защитил докторскую диссертацию на тему: «Опыт изучения популяционной экологии грызунов и зайца-беляка в Якутии». В 1973 г. присвоено звание профессора. С 1973 г. работает в Сибирском отделении АН СССР (СО РАН): 1976–1980 – заведующий лабораторией экологической физиологии животных, (1973-1984), заместитель директора по науке Института биологии Якутского филиала (ЯФ) СО АН СССР (сейчас это – Институт биологических проблем криолитозоны СО РАН). В 1980–1986 годы – заместитель председателя Президиума ЯФ СО АН СССР». С 1986 по 1997 годы – директор Института биологии СО АН СССР, с 1997 года – советник РАН. В 1986–1990 гг. работал заместителем председателя Президиума Верховного Совета ЯАССР. В 1990 году избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1991 году – стал членом-корреспондентом РАН.

Мать Никиты умерла рано. Отец женился на другой и в семье кроме Никиты, появились ещё двое детей: Коля и Дуся. Жили они не богато, как и все сельские жители держали скот, и отец постоянно говорил, чтобы старший сын бросил учебу и помогал ему по хозяйству. А Никита мечтал учиться в институте хотел стать учителем. Ради цели своей жизни он ослушался родного отца, которую отразил в дневнике: «Каковы перспективы моей жизни? 1). Должен окончить Я.П.У. (Якутское педагогическое училище), после чего 2). Отдать всего себя, всю свою жизнь делу коммунистического воспитания подрастающего поколения, где бы ни работал (даже в том случае, если не допустят к непосредственной педагогической деятельности)».

Эти слова тоже были выполнены. С 1995 г. в Хангаласском улусе начала свою работу под руководством Соломонова Н. Г. и Ноговицына П. Р. экспедиция школьников «Эллэйаада». Примерно с тех же годов работают школьные экспедиции в Олекминском районе. С 2006 г. была организована комплексная экспедиция школьников «Верхоянье – Полюс холода», с 2008 г. — «Юный натуралист Томпо» под руководством его ученика Исаева Арк. П. Позже подключились к этой работе школы Горного, Намского, Олекминского, Верхневилюйского улусов. Результаты работ участников всех этих экспедиций говорят сами за себя – сотни школьников участвовали и были признаны общероссийскими и международными конференциями. Школа Соломонова признана РАН, выиграл 1-е место по генерации научных кадров России по экологии в 2005 г.

Выдающийся результат получился, когда он совместно со своими учениками, в основном доктором биологических наук Н. И. Гермогеновым и с зарубежными партнерами, поддержал и продолжил начинание известного орнитолога института Ю.В. Лабутина по изучению экологии и миграций редчайшего вида Севера – белого журавля, или стерха. Восточная популяция вида определяет выживаемость вида, поскольку западная и центральная популяции с территориями гнездования в низовьях Оби, пришли в упадок. Центральная популяция, зимовавшая в Индии, признана вымершей. Единственно известная в настоящее время территория зимовки расположена на водно-болотных угодьях южного побережья Каспийского моря в Иране, в провинции Мазандран, где на протяжении 2010-2019 г. отмечается лишь одна птица. В 1970-е годы территории зимовки восточной популяции стерха, гнездящейся в тундрах Якутии, были неизвестны. В 1976 г. советский ведущий орнитолог В. Е. Флинт оценивал восточную популяцию в не более чем 300 особей. В 1979 г. сооснователь Международного фонда охраны журавлей Джордж Арчибальд инициировал с китайскими коллегами поиски территорий зимовки стерха в Китае, где, по историческим отчетам, они должны были присутствовать. В 1980-81 годах в провинции Цзянси было обнаружено соответственно 100 и 230 зимующих стерхов. В 1989 г. в Таллине на Международной конференции по журавлям Ю. В. Лабутин познакомился с Джорджем Арчибальдом, сооснователем Международного фонда охраны журавлей. Д. Арчибальд предложил провести работы по кольцеванию и установке спутниковых передатчиков на стерхах в Якутии. В первых работах по мечению стерха участвовали сотрудники Института С. М. Слепцов, затем А. Г. Дегтярев, и зарубежные коллеги. Пролетный путь стерха, места транзитных остановок и территории зимовки были обнаружены и подтверждены.

Государственные институты тоже были задействованы. Для сохранения восточной популяции стерха были созданы особо охраняемые территории в Якутии, Монголии, Китае. Так, в 1996 г. в районе центральной территории гнездования стерха был создан Республиканский ресурсный резерват (ныне — Государственный природный заказник) «Кыталык». В области традиционных транзитных остановок также были созданы охраняемые территории: Природные заповедники «Керкин» в провинции Внутренняя Монголия, «Ксянхай» и «Момоге» в провинции Джилин в Китае. На основной территории зимовки восточной популяции был организован Природный заповедник «Озеро Поянг».  Благодаря усилиям ученых и государственных структур, проведших идеологическую, нормативно-правовую работу среди населения, особенно на местах гнездования: Аллаиховский, Нижнеколымский улусы Республики Саха (Якутия), на местах зимовки в Монгольской Республике и Китайской Народной Республике популяция птиц быстро возросла. Дополнительные учеты в начале 1990-х годов на озере Поянг и прилежащих к нему участках определили численность восточной популяции стерха в 3000 особей. Учеты стерха на территории основной зимовки, в заповеднике «Озеро Поянг», определяли от 2500–3000 в 1996 г. до 2683 особей в 1999 — 2005 гг. В 2017 г. молодыми учеными ИБПК СО РАН во главе Владимирцевой М. В., ученицы Соломонова, на учете пролета осенней миграции птиц на среднем Алдане в районе села «Охотский Перевоз» Томпонского района Республики Саха (Якутия) учтено более 4 000 стерхов. Этот факт инициирования разумной человеческой деятельности по приумножению позитивного взаимодействия человека и природы на международном уровне определяет уровень ноосферного мышления (Вернадский, 1989) у профессора Н.Г. Соломонова.

Диалектика, как процесс роста и перехода физического и умственного состояния человека на более качественное, совершенное состояние, определяет степень развития. Одним из главных механизмов в развитии самосовершенствования своих способностей и возможностей Никита Соломонов интуитивно избрал дидактические задачи освоения учебной программы, сознательную ответственность за успеваемость, самостоятельно добывать знания из различных источников, развивать свои навыки и умения на основе самостоятельной творческой и исследовательской деятельности, что позволило ему развить системное мышление. Дидактика подражания героям книг и фильмов позволила ему воспитать в себе мотивированное желание учиться, найти цель своих устремлений – стать учителем, так как наука подтверждает подражание как вид научения, осознанное или неосознанное следование примеру, образцу действия, манере поведения, общения и т. д. (Коджаспирова , 2003).

Самостоятельная жизнь юного Никиты, характеризуемая преодолением трудностей, физической закалкой опорно-двигательного аппарата позволили ему воспитать в себе силу воли и духа. А постоянные рассуждения о быте, о своих родственниках, товарищах по учебе, о кинофильмах, прочитанных книгах, неурядицах жизни позволили ему развить свой интеллект, основанный на вере в торжество справедливости. Вера и осознание цели жизни довели его до понимания сути светлого разума – быть полезным своему обществу. В этом стремлении, благодаря своему интеллекту и настойчивости характера, он прошел от постановки проблемы до его разрешения, контролируя и корректируя свои творческие способности, совесть и честность.

Заключение

Инновационное технологическое развитие развитых стран заставляет предприятия и организации России приспособиться к текущим экономическим и социальным изменениям мира, что, с одной стороны, открывает для образовательных организаций огромные возможности для развития, с другой вынуждает искать новые методологии воспитания и обучения школьников и студенческой молодежи. Человек по своей сути не рождается личностью, а ею становится, выживая в процессе онтогенеза, поэтому система образования имеет исключительно важное значение для развития любого общества. При этом, если мы подразумеваем средой мировоззрение народа, формируемые традициями, исходящими из климатогеографических условий выживания, то результативность технологического развития общества также будет зависеть от знания этих факторов. Следовательно, развитие – это достижение уровня личности в обществе и реализация личностного потенциала в труде, алгоритм которого можно сформулировать так: самоутверждение желания – обоснование мотивации – осознание задатков – разработка плана действий – проявление воли – высокая работоспособность – поиск механизма решения задач – умение отстаивать своё мнение – развитие способностей – самовоспитание духа – тренировка тела – осветление разума – увеличение возможностей – результативность в труде.

Жизнь и научная деятельность Н.Г. Соломонова ещё раз подтвердила основу современной теоретической и практической педагогики, что человек создаёт себя сам на основе саморазвития способностей и возможностей, последующей реализацией своего потенциала, ибо жизнь и труд человека – есть основа диалектического мышления. В него положены принципы всеобщей связи, она органична со всеми явлениями в природе, она не разделима с окружающей средой.

Литература

Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М., Наука, 1989, с. 139–150.

Ионкина Н. А. Идеи К. Д. Ушинского о мыслительном процессе и их связь с современностью / Н. А. Ионкина. – Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. Науч. Конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. – С. 17-19.

Капранова В.А. История педагогики в лицах: учеб. Пособие. – Минск: Новое знание; Москва: ИНФА-М, 2019. – 1766 с.

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2003. – 176 с.

Красная книга Якутской АССР. – Новосибирск: Наука, 1987. – 100 с.

Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2001. 511 с.

Соломонов Н.Г. Животный мир Якутии: (Птицы и млекопитающие). – Якутск: Кн. изд-во, 1975. – 184 с.

Соломонов Н.Г. Экология водяной полевки в Якутии. – Новосибирск: Изд-во «Наука», Сибирское отд-ние, 1980 – 135 с.

Соломонов Н.Г. Полиморфизм белков крови сельскохозяйственных животных Якутии. – Новосибирск, 1977. – 142 с.

Соломонов Н.Г. Беседы об охране природы. – Якутск,1987 – 176 с.

Темпл Ч., Мередит К., Стилл ДЖ. Как учатся дети: Свод основ // Пособие. – М., 1998. – С. 16-17.

Literatura

Vernadskii V. I. Biosfera i noosfera. M., Nauka, 1989, s. 139–150.
Ionkina N. A. Idei K. D. Ushinskogo o myslitel’nom protsesse i ikh svyaz’ sovremennost’yu / N. A. Ionkina. – Tekst: neposredstvennyi // Aktual’nye zadachi pedagogiki: materialy VII Mezhdunar. Nauch. Konf. (g. Chita, aprel’ 2016 g.). – Chita: Izdatel’stvo Molodoi uchenyi, 2016. – S. 17-19.
Kapranova V.A. Istoriya pedagogiki v litsakh: ucheb. Posobie. – Minsk: Novoe znanie; Moskva: INFA-M, 2019. – 1766 s.
Kodzhaspirova G. M., Kodzhaspirov A. Yu. Pedagogicheskii slovar’. M.: Akademiya, 2003. – 176 s.
Krasnaya kniga Yakutskoi ASSR. – Novosibirsk: Nauka, 1987. – 100 s.
Leont’ev A. N. Lektsii po obshchei psikhologii. M.: Smysl, 2001. 511 s.
Solomonov N.G. Zhivotnyi mir Yakutii: (Ptitsy i mlekopitayushchie). – Yakutsk: Kn. izd-vo, 1975. – 184 s.
Solomonov N.G. Ekologiya vodyanoi polevki v Yakutii. – Novosibirsk: Izd-vo «Nauka», Sibirskoe otd-nie, 1980 – 135 s.
Solomonov N.G. Polimorfizm belkov krovi sel’skokhozyaistvennykh zhivotnykh Yakutii. – Novosibirsk, 1977. – 142 s.
Solomonov N.G. Besedy ob okhrane prirody. – Yakutsk,1987 – 176 s.
Templ Ch., Meredit K., Still DZh. Kak uchatsya deti: Svod osnov // Posobie. – M., 1998. – S. 16-17.

Ноговицын Виктор Петрович, кандидат педагогических наук, е-mail: nvp11_52@mail.ru, тел.:  89142702614.

Nogovitsyn Viktor Petrovich, doctor of pedagogic, е-mail: nvp11_52@mail.ru.

Исаев Аркадий Петрович, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Института биологических проблем криолитозоны СО РАН, е-mail: isaev_ark@rambler.ru, тел.: 89141097054.

Isaev Arkadii Petrovich, doctor of biologic, Institute for Biological Problems of Cryolithozone, Siberian Branch of the  Russian Academy of Sciences, isaev_ark@rambler.ru

Федотов Петр Саввич, учитель биологии Октемская СОШ им. П.И. Шадрина Хангаласского района РС(Я), е-mail: pfed1001@yandex.ru, тел.:89241730310  

Fedotov Petr Savvich, biology teacher at Oktemsk secondary school named after. P.I. Shadrina, Khangalassky district of the Republic of Sakha (Yakutia), e-mail: pfed1001@yandex.ru.

Статьи Виктора Ноговицына в моем блоге:

Ааты үйэтитэр уос номохторо. Кыһа

Үлэбит түмүктэрин сорох төрүөттэрэ

Триумфатор о Сергее Васильевиче Меркулине

Гениальность интеллекта Колесова

Мой сайт: https://nikbara.ru/ — блог о разных интересных событиях

Сайт об усадебном хозяйстве в Якутии https://usadbaykt.ru/

Мой канал в «Яндекс Дзен» — NikBara

Мой блог в “Блогах Якутии” https://blogi.nlrs.ru/author/88287 — архив моих постов в Дневниках Якт.ру и новые посты о культурных событиях.

Просьба подписаться на мой канал «Николай Барамыгин» на Ютуб!

https://youtube.com/@nikbara

И на мои аккаунты в социальных сетях!

«Одноклассниках» https://ok.ru/profile/500676253992

«В контакте» https://vk.com/nbaramygin

Мой канал в «Телеграм» https://t.me/nikbaraykt

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.