Галина Макарова об истории села Едяй

Фото с сайта народной премии «Гордость Якутии».

10 марта 2022 года по заданию Первого Президента Республики Саха (Якутия) Михаила Николаева представители министерства сельского хозяйства и министерства труда и социального развития РС (Я) посетили село Едяй 4-го Мальжегарского наслега Хангаласского улуса.

В программу посещения села входило посещение библиотеки-музея «Истоки», экскурсию по которому провела руководитель библиотеки Галина Макарова. Вашему вниманию материалы об истории села и библиотеки — музея и видео экскурсии.

Галина Степановна Макарова о себе на сайте народной премии «Гордость Якутии»:

Главный библиотекарь Едяйской сельской модельной библиотеки-филиала №15 МБУК «Хангаласская МЦБС»

с. Едяй Хангаласского улуса

Почему из сотен профессий я выбрала профессию библиотекаря? Что стало основной причиной, определившей мой выбор? Любовь к чтению? Нет, не только, и не столько это. Главной причиной стала уверенность в том, что человек, дающий книгу, несет людям свет познания, помогает через книгу преодолеть свои сомнения, разочарования, испытать истинные минуты счастья.

В библиотеке я стараюсь создать добрую, уютную атмосферу, чтобы читателям и односельчанам хотелось бы чаще приходить сюда. И в немалой степени от меня зависит, станет ли посетитель библиотеки ее читателем, а впоследствии – читателем вообще.

Я могу утверждать, что именно профессия библиотекаря воспитывает у человека такие качества характера, как доброжелательность, внимание и тактичность. Профессия библиотекаря — одна из благородных и нужных людям.

Может быть, кому-то покажется, что я идеализирую свою профессию. Но это подтверждено и проверено годами работы в библиотеке. У меня замечательная профессия, которая позволяет не только общаться с детьми, но и открывать для них удивительный мир знаний. «Какая у вас спокойная работа, — говорят мне знакомые, — тишь и благодать!» Какая там тишь! — жужжит, шелестит страницами библиотека. Приходит юный читатель с заданием и смотрит на меня, как на волшебника, который может ответить на все вопросы учителя. Сегодня, чтобы помочь учителю, родителю, служащему, библиотекарь должен быть на шаг впереди… Наверное, ещё и потому я уверена, что профессия библиотекаря – одна из самых нужных в мире, что она помогает ориентироваться в необъятном океане информации. Характерная особенность сегодняшнего дня — библиотекарь должен постоянно учиться, чтобы успеть за изменениями в быстро меняющемся мире. Я глубоко убеждена, что современная библиотека в своей деятельности по информационному обслуживанию читателей должна умело сочетать применение новых информационных технологий с сохранением и использованием традиционных источников информации, ведь техника порой несовершенна, да и национальные библиотечные культурные традиции должны быть сохранены…

Я люблю своих читателей, стараюсь приложить максимум усилий, чтобы им у нас было уютно, комфортно, тепло. Используя все возможности, стремлюсь привлечь внимание детей к книге, пробудить желание взять ее в руки, полистать, почитать.

Я люблю свою работу, чувствую свою востребованность и счастлива в своей профессии.

За многолетний и добросовестный труд Макарова Галина Степановна удостоена высоких званий:
— «Отличник культуры СССР»;
— «Заслуженный работник культуры РС(Я)»;
— «Ветеран труда»;
— «Почетный гражданин Хангаласского улуса»;
— «Почетный гражданин с. Едяй»;
— «Почетный потомок государевых ямщиков».Награды1. Почетная грамота Государственного Собрания Ил Тумэн – 2017 г.
2. Юбилейный знак РС (Я) «385 лет Якутия с Россией» — 2017 г.
3. Победитель улусного конкурса библиотек к юбилею первого президента М.Е.Николаева -2017
4. Дипломы в конкурсе «Лучшая библиотека года» – 2015-2017гг.
5. Благодарственные письма от имени администрации наслега – 2015-2017гг.
6. Благодарность Главы республики РС(Я) Е.А.Борисова-2018 г.
7. Диплом 2 степени в республиканском конкурсе по семейному чтению с проектом «С семьей и для семьи» — 2018 г.
8. Премия Президента РС(Я) имени И.И. Крафта, в номинации «Библиотекарь года»;
9. Обладатель государственной поддержки РФ «Лучший работник сельской библиотеки» – 2013 г.;
10. Победитель районного конкурса «Лучшая библиотека – 2019 года».

Село Едяй, вернее ямщицкая станция Ат Дабан, попало в русскую литературу. О ямщиках Ат Дабанской станции в рассказе В.Короленко «Ат-даван»:

…Дверь отворилась, староста, полуякут по наружности, осторожно вошел в комнату, тщательно запер дверь и сказал:
      — Почта келле, Василь Спиридоныч…
      — А, почта! — успокоился старичок. — Ну, бар-антах (ступай), чтоб живо!.. Сейчас иду, извините меня, почтенные господа…
      Он вышел. Станция переполнилась движением. Хлопали двери, скрипели ступени, ямщики таскали баулы и сумки, суетливый звон уводимых и перепрягаемых на льду троек теснился каждый раз в отворяемую дверь, ямщики кричали друг на друга по-якутски и ругались на чистом русском диалекте, доказывая этим свое российское происхождение…

Когда почта исчезла и звон затих, гурьба ямщиков, тихо подымавшихся с реки, прошла мимо меня, разговаривая по-якутски. Мне трудно было разобрать эти тихие речи, однако я понял, что говорят они не о том, кто уехал, а о ком-то, кто должен приехать сверху. При этом имя «Арабын-тойона» раза два коснулось моего слуха.

 В ямщицкой огромный камелек, плотно сбитый из глины, зиял, точно раскрытая огненная пасть сказочного чудовища. Огонь с невероятной силой рвался в трубу, как будто целая река пламени струилась кверху. Наклонные стены юрты то тесно сдвигались, охваченные багряным отблеском, то утопали чуть заметно во тьме; тогда юрта казалась огромною пещерой с темными сводами. Группа огненных же фигур, будто только что отлитых из не остывшего еще металла, сомкнулась полукругом около камина. В середине, уставившись на огонь задумчивыми глазами и опершись подбородком на руки, сидел молодой станочник с резко инородческими чертами, представитель этого странного, наполовину объякутевшего населения средней Лены. Из горла его лились, примешиваясь к шипению и треску пламени, странные — то протяжные, то истерически прерывистые — звуки. Это была якутская песня-импровизация, — песня, в которой только привычное ухо может уловить признаки своеобразной гармонии. «Господи боже, — подумал я невольно, — как только не выражается человеческое чувство!..» Но так как красота все-таки в самом чувстве, то есть своя доля красоты и в этом диком гортанном, прерывистом завывании, похожем то на плач, то на шум ветра в диком ущелье… Достаточно было взглянуть на бронзовые лица станочников Ат-Давана, чтобы убедиться в присутствии захватывающего и поглощающего душевного движения, царившего в грязной, неприветливой юрте.
      Молодой станочник пел, остальные слушали, изредка поощряя певца резкими, непроизвольными короткими восклицаниями. Мы имеем свои песни, записанные, положенные на ноты, в которых более сложное чувство кристаллизовалось в постоянную форму. Дикая тайга, каменистые тропинки над Леной, угрюмый и сиротливый Ат-Даван — имеют свои песни. Они не записаны, не выработаны, не гармоничны и довольно грубы, но зато каждая из них рождается по первому призыву, отзывается, как эолова арфа, своею незаконченною и незакругленною гармонией на каждое дуновение горного ветра, на каждое движение суровой природы, на каждое трепетание бедной впечатлениями жизни… Певец-станочник пел об усилившемся морозе, о том, что Лена стреляет, что лошади забились под утесы, что в камине горит яркий огонь, что они, очередные ямщики, собрались в числе десяти человек, что шестерка коней стоит у коновязей, что Ат-Даван ждет Арабын-тойона, что с севера, от великого города, надвигается гроза и Ат-Даван содрогается и трепещет…
      Песенный якутский язык отличается от обиходного приблизительно так же, как наш славянский от нынешнего разговорного. Песенный язык родился где-то далеко, в неведомых глубинах Средней Азии, откуда великое смешение народов бросило жалкий осколок какого-то племени на дальний северо-восток. Он сохранил на севере пышные образы и краски далекого юга. От севера же, от пугливого морозного воздуха, в котором треск льдины вырастает в пушечный выстрел, а падение ничтожного камня гремит, как обвал, песня приобрела пугливую наклонность к чудовищным гиперболам, к гигантским устрашающим преувеличениям. Вот почему, надо думать, якутский Иванушка, бедный сиротина Эр-Соготох в своих горестных странствиях натыкается то и дело на сказочных молодцов, самый меньший из которых обладает икрами в обхват старой лиственницы, а глаза его весят по пяти фунтов.

Об истории 4-го Мальжегарского наслега на сайте библиотеки-музея «Истоки»:

История наслега

Богатое своей историей село Едяй образовалось в 50-е годы в результате объединения трех ближайших деревень: Харыйалаха, Ат Дабаана и Ой-Мурана, в связи с укрупнением колхозов.

Село знаменательно тем, что в нем живут сегодня многие потомки первых русских переселенцев-ямщиков. Они знают, что их предки прибыли сюда из Ярославской, Могилевской губерний, также были и потомки декабристов. Это — семьи Макаровых, Сухаревых, Филипповых. О тяжелой жизни ямщиков Ат-Дабаана очень хорошо написал В.Г. Короленко в своем рассказе “Ат-Дабаан”, проезжавший в ссылку и обратно через эту станцию. До сих пор потомки ямщиков называют друг друга прозвищами своих предков — Адрос, Фока Шаганай, Меньяк.

Переселенцы, прибыв на богатую землю Якутии, кроме основной работы извоза почты, начали заниматься тем, что было ближе им: земледелием, огородничеством, заготовкой леса, дров, охотились, строили.

Первоначальное название населения Ой — Муран было “Он Мыран”. По легенде Тыгын, остановившись на ночлег на этом месте и поутру проснувшись,  увидел своего сытого коня и прекрасные луга, воскликнул: “Он да Мыраан”. С тех пор, как говорят старожилы, эту местность назвали так, но с приходом русских это название изменилось на русский лад “Ой-Муран”.

Еще до установления Советской власти на станции был магазин, где долго проработал И.С. Филиппов. В Ой-Муране в 1900г. была открыта церковно-приходская школа. В самом Едяе первая школа открылась в 1913 г. в доме Самсонова Марка. Учителем работал Ушницкий. В 1930 г. в школе обучалось около 40 учащихся с Харыйалаха и Едея.

На первую мировую войну были призваны ямщики  Т.Ф. Филиппов, Е.Д. Филиппов, Д.Ф. Филиппов, И.С. Филиппов, Н.М. Филиппов и другие. К сожалению, не все имена участников той войны сохранились. Н.М. Филиппов был участников 2-х войн — гражданской и Отечественной.

В 1931 г. на острове Харыйалаах было образовано товарищество по совместной обработке земли (ТСОЗ) “Эмис Кель” из 10 хозяйств. Его председателем был Е.П. Кельцинов. В это же время было создано TCO3 “Тураннаах” из 15 хозяйств во главе с председателем С.М. Самсоновым (позже он погиб в Великой Отечественной Войне). В 1934 г. “Тураннаах” и “Эмис Кель” объединились в колхоз “Ударник” (председатель Киров Андрей Иванович). В Ой-Муране были образованы ТСОЗЫ “Труженик” и “Октябрь”, в каждом было по 10 хозяйств. В 1934 г. образовался из них колхоз “Камень” (председатель Р.Н. Филиппов).

Жизнь в колхозе шла неплохо, люди, объединив свои хозяйства, работали, не покладая  рук, получали неплохой урожай зерновых, огородных культур, построили зерносклады, склады для cельскохозяйственной техники, конюшни. Построили водяную мельницу.

За годы войны ушли на фронт из сел Ой — Муран, Ат Дабан, Едяй 83 человека, не вернулись 43. В Едее есть священное место. На высокой скале на берегу Лены, стоит четырехгранный обелиск-памятник, павшим воинам на полях сражений. Для послевоенного поколения Едяйцев вечно жива их память. Едяйцы гордятся именами своих земляков: Филиппова Дмитрия Алексеевича, полковника; Тарасова Василия Александровича, кавалера Ордена Славы II степени;

Филиппова Василия Семеновича, участника обороны Ленинграда, награжденного медалью “За отвагу”; Самсонова Егора Ивановича, награжденного медалью »За отвагу»; Братьев Филипповых-  Николая Матвеевича(участника 2-х войн), Матвея Матвеевича (награжденного медалью “За взятие Берлина”, “За отвагу”), Василия Матвеевича, кавалера Ордена Ленина, медали “За взятие Кенигсберга”; Также братьев Филипповых – Александра, Василия, Михаила, Романа Дмитриевичей, и многих других.

Победу в войне ковали и оставшиеся в тылу деды, отцы, матери, жены. Среди них — П.М. Самсонов, работавший председателем правления колхоза «Ударник», будущие матери — героини – А.Ф. Никифорова, К.И. Герасимова, А.Ф. Самсонова, А.С. и С.А. Филипповы, и многие другие. Колхоз «Ударник» под председательством Н.М. Асекритова, справлялся с планами заготовки хлеба, дров для пароходов, поставляли подводы для перевозки грузов золотопромышленному Аллах-Юню. В фонд обороны и на помощь семьям фронтовиков собирали деньги, облигации госзаймов, продукты, теплую одежду. Только в 1942 году наши труженики на строительство танковой колонны внесли 1200 рубл. 7200 кг. мяса, собрано и отправлено на фронт 600 штук теплой одежды.

В 1938 г. появилась изба — читальня, которая в 50-х годах стала библиотекой. Первым библиотекарем стала М.М. Кирова. В 1946 г. открылась первая больница, фельдшером которой была П.Е.  Васильева. В 1953 г. — почта. В 1957 г. – клуб, где работали И.В. Киров и А.Н. Самсонова. В том же году появилось радио.

Сегодня Едяй — одна из красивейших деревень в улусе. Здесь проживают около 400 человек. 

В 1993 г. восьмилетняя школа стала средней. В 1998 г. образовался духовно-информационный центр «Истоки», где в 2000 г. открыт музей истории села. Село славится народным фольклорным коллективом «Вечорка» под руководством А.И. Калыткиной, репертуаром которого являются традиционные песни сел Ат-Дабан, Ой-Муран.

Едяйцы с гордостью называют имена своих знатных земляков. Это — заслуженные работники республики С.А. Киров, А.Н. Лепчикова, Е.Н. Васильев, П.М. Асекритов, П.Д. Ефремов, кавалеров ордена Ленина В.М. Филиппов, А.Я. Евграфов, ученые Н.А. Иларов, Т.П. Самсонова и многие другие.

Использованы:

Материалы улусных газет »Ленские маяки» и »Елуенэ очуостара» разных выпусков

Видео экскурсии по библиотеке- музею «Истоки» (на якутском языке):

Большое спасибо Галине Степановне за очень интересную и живую экскурсию!

Желаю всестороннего развития южных наслегов Хангаласского улуса!

Мои посты о южных наслегах Хангаласского улуса:

Командировка в южные наслега! Кытыл-Дюра и Тойон-Ары! 

Агдаакы — край с уникальной историей! 

9 мая 2020 года — 75 лет Великой Победы!

О первых поселенцах на ямщицкой станции Жура

Традиции, фольклор, игры, обычаи ямщиков Кытыл — Дюры

Глава МО «Мальжагарский 5-й наслег»: «Проблемы есть, но будем делать всё для их решения и двигаться вперед»

Книга о якутянах в 1-й мировой войне! Успейте сделать заказ!

ПЕСНИ ПРЕДКОВ В МОЕЙ СУДЬБЕ

20 лет под звон бубенцов

Агая Шадрина Сиинэҕэ торт оҥорон атыылыыр

Дмитрий Климовский об участии в программе «Агростартап» и о получении социального контракта

Турбаза «Ямщицкое подворье» в Синске!

Пошла жара! Моменты лета 2021: Кэнкэмэ, Зеленый луг, Синск, Олом (Хатассы) и Золотые пески Техтюра!!!

Музей «Ямщицкое подворье» в с. Синск Хангаласского улуса

Глава села Синск Аркадий Шадрин: древние писаницы и проблемы удаленного села

Встреча с ансамблем «Реченька» в Синске! Июнь 2021 года!

Фотографии поездки в Синск. Наша природа!

1 сентября 2002 года в Тит-Аринской средней школе!

Разговор о судьбах Еланки

Мой сайт: https://nikbara.ru/

Сайт об усадебном хозяйстве в Якутии https://usadbaykt.ru/

Мой канал в «Яндекс Дзен» — NikBara

Мой блог в “Блогах Якутии” https://blogi.nlrs.ru/author/88287

Содержание моих дневников в архиве Якт.ру https://dnevniki.ykt.ru/NikBara/1081021#more

Просьба подписаться на мой канал «Николай Барамыгин» на Ютуб!

https://www.youtube.com/c/НиколайБарамыгин

И на мои аккаунты в социальных сетях!

«Одноклассниках» https://ok.ru/profile/500676253992

«В контакте» https://vk.com/nbaramygin

Мой канал в «Телеграм» https://t.me/nikbaraykt

Я в Инстаграме @nb2015p

Персональная страница в «Фейсбуке»: https://www.facebook.com/nikbaramygin/

 «Твиттер» https://twitter.com/NBaramygin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.