Странное восстание якутских «конфедералистов»

Отряд «конфедералистов». Фото из «Дзен».

После запрета якутского фильма «Айта» на сайте Sakhalife.ru вышла статья «Айта»: Фильм про вооруженный мятеж, в которой содержание фильма сравнивалось с движением якутских конфедералистов в 1928 году.

Вашему вниманию статья Евгения Трифонова в «Дзен» о восстании конфедералистов в форме «вооруженной демонстрации» и статья Варвары Корякиной о П.В. Ксенофонтове на сайте Sakhanews. После восстания руководство республики было заменено и основатели республики были перемещены в центральные регионы России. Полное видео презентации книги «Ананий Кононович Андреев. Жизнь и деятельность». В республике был запрещен национальный праздник «Ысыах» и многие другие проявления национальной культуры…

Странное восстание якутских «конфедералистов»

16 мая 2020

В 1927 г. обстановка в Якутии начала накаляться. К тому времени остались в прошлом Гражданская война, полыхавшая в крае несколько позже, чем в остальной России – в 1921-23 гг., отгремело т.н. Тунгусское восстание 1924-25 гг., в котором помимо тунгусов (эвенков) участвовали якуты и русские. Принципиальные враги советской власти – те, кто не погиб в боях и не был расстрелян, уже не имели влияния в республике.

Но недовольство населения нарастало. Главной причиной был социальный гнёт, становившийся невыносимым. Совпартработники повысили налоги до небес, вогнав население в полную нищету, и при этом подняли себе зарплаты до невероятных высот. Якуты-скотоводы, как и всё сельское население СССР, было разделено на «кулаков», «середняков» и «бедняков» таким образом, что все, имевшие хоть сколько-нибудь нормальный доход, попадали в разряд «кулаков», и их буквально раздевали поборами. «Делегат М. Винокуров говорил, что зачисление владельцев 10 голов скота к беднякам, а имеющих 15 — к середнякам является неправильным. Владелец 35 голов скота, продав все свое хозяйство, выручал 2000 рублей, в то время как некоторые «некрестьяне» за год зарабатывали 3000 рублей. Бухгалтеры (советские служащие) получали столько же, сколько мог получить крестьянин от продажи 120 голов скота. Таким образом, понятие «кулак» не отражало реальную дифференциацию в уровне материальной обеспеченности различных социальных слоев общества.» (Антонов Е.П. Движение конфедералистов в Якутии (1927-1928 гг.), Сибирская Заимка, 30.09.2002).

Из Новосибирска, где располагалось Сиббюро ВКП(б), Сибторг и другие общесибирские управленческие и хозяйственные органы, в Якутию присылали наихудшие кадры – это фактически было ссылкой для проштрафившихся. Среди чиновников процветало пьянство, хищения и рукоприкладство, а также примитивный национализм: пришлые бюрократы относились к коренному населению не лучше, чем колониальные чиновники в Африке в те же годы.

Якуты в начале ХХ века

При этом количество всевозможного начальства невероятно выросло – его стало в несколько раз больше, чем в дооктябрьской Якутии. В автономии с населением в 300 тысяч человек было столько же наркоматов, сколько в РСФСР, причём их сотрудники не только не посещали якутскую глубинку, но порой вообще не имели связи с районами. Официальную документацию не переводили на якутский язык, хотя для этого были все возможности, и якутское население просто не знало о существовании тех или иных законов. Якутскую интеллигенцию – малочисленную, но крайне важную для развития якутского общества, к середине 1920-х гг. вытеснили из органов власти, в которых ранее она была более или менее представлена.

Неудивительно, что образованные якуты попытались организовать протестное движение. В отличие от более ранних восстаний, движение 1927-28 гг. было организовано не врагами, а сторонниками советской власти и социализма. Лидером движения стал П.В.Ксенофонтов – выпускник юридического факультета МГУ, успевший поработать адвокатом. «Будучи прогрессивно думающим молодым человеком, Павел принял советскую власть, был всецело преданным делу революции. Он, после большевистского переворота, занимал ответственные должности в Москве. Поэтому называть его противником Советской власти никак нельзя. Ксенофонтов мыслил глубоко и широко, и как истинный юрист думал и мечтал о настоящем правовом демократическом и свободном во всех сферах обществе. …

При Якутском представительстве Ксенофонтов выполнял отдельные, возлагаемые на него задания: в 1925 г. был командирован во Владивосток для выяснения количества пушнины, захваченной военными отрядами, и принадлежащей разным организациям и частным лицам Якутской республики. Результатом этой поездки было то, что Якутская Республика добилась из казны возврата около 20 тысяч рублей, зачисленных в доход казны, как военный процент, от реализации якутской пушнины. В том же году из Москвы по поручению М.К.Аммосова, через Харбин приехал в Якутск. В Харбине вел переговоры с белоэмигрантами-саха, от имени Правительства ЯАССР приглашал их вернуться в Якутск» (Варвара Корякина «Якутский «мятежник», опередивший свое время». SakhaNews, 28.10.2017). . В 1925-27 гг. Ксенофонтов работал в Наркомате финансов Якутии.

П.В.Ксенофонтов

Взгляды Ксенофонтова были весьма оригинальными. Он пропагандировал преобразование Якутии из автономной в союзную республику, выступал за отделение ВКП(б) от государства и право на легальное существование других партий, помимо ВКП (б), тем более, что это право было прописано в советской Конституции. «Он считал, что в партии появляется «каста безответственной бюрократии», которая диктует свою волю во всех областях жизни страны. В национальных окраинах диктат центра выражается в бездушном «копировании» тактики строительства социализма в более развитом в классовом отношении центре «в остальных республиках со значительно патриархальным социальным укладом», что является «отступлением от ленинских принципов».

По мнению Ксенофонтова, трудящиеся массы лишены элементарного политического права, всякая живая мысль преследуется, «свобода слова и печати для трудящихся… — сказка про белого бычка», «неприкосновенность личности» и «самоорганизация масс… — пустая бумага». «Без политических прав для всех трудящихся граждан, так называемый сталинский актив… остается неосуществимой мечтой, бесплодным лозунгом, пустой фразой».

…Ксенофонтов говорил, что повсюду «царит полный произвол всесильной административной власти», самым невероятным образом нарушается «революционная законность», Конституция Советской республики превратилась «в клочок бумаги». «Личность трудящегося здесь низведена до положения бесправной скотины. Сотрудники ГПУ и даже милиции вторгаются в Ваше жилище, арестовывают Вас, и административная власть может Вас выслать в Соловецкий концентрационный лагерь».

Ксенофонтов считал обязательным условием защиты прав личности и трудящихся масс разделение исполнительной, законодательной и судебной власти. Закон должен быть поставлен во главе всей государственной власти» (Егор Алексеев «О так называемой “ксенофонтовщине”. http://ilin-yakutsk.narod.ru/).

Вокруг Ксенофонтова собралась группа образованных якутов, выдвинувшая собственные списки кандидатов в депутаты Всеякутского Съезда советов и улусные советы, но они были сняты с голосования под сильным давлением властей. По Якутии поползли слухи о готовящихся репрессиях как против «беспартийной фракции» Ксенофонтова, так и против амнистированных в 1922-25 гг. бывших мятежников, спокойно живших в своих улусах. Столкнувшись с откровенным произволом, Ксенофонтов начал устанавливать контакты с бывшими мятежниками, в т.ч. с М.К.Артемьевым – председателем ревкома Амгинской волости, разочаровавшемся в советской власти и участвовавшем в Якутском мятеже и Тунгусском восстании. Но он категорически возражал против вооружённых акций.

В начале сентября 1927 г. на Ксенофонтова вышел замнаркома внутренней торговли Якутии П.Д.Яковлев, предложивший организовать встречу с руководством республики и изложить свои взгляды. Дальше произошла весьма подозрительная история: несколько дней Ксенофонтов ждал встречи, в то время как Яковлев, как выяснилось позже, говорил руководителям автономии, что Ксенофонтов не желает с ними встречаться. Это очень похоже на провокацию с целью заставить Ксенофонтова предпринять насильственные действия.

Одновременно произошли первые аресты сторонников Ксенофонтова. Начали уходить в тайгу и бывшие повстанцы, но активных действий они не предпринимали. Опасаясь ареста, скрылись от властей и Ксенофонтов с Артемьевым.

М.К.Артемьев

28 сентября 1927 г. в отдалённом Жемконском наслеге (волости) собралось около 130 беглецов, в т.ч. примерно 70 вооружённых, якутов, эвенков и нескольких русских. Они провозгласили создание «Младо-якутской национальной советской социалистической партии «конфедералистов». Ксенофонтов стал генеральным секретарём этой микро-партии.

Ксенофонтов и его соратники, не знавшие, что происходит за пределами Якутии, наивно верили, что произвол, царивший в их республике – это «перегибы на местах», отход от марксистского учения и нарушения «ленинских принципов».

«Конфедералисты» Ксенофонтова выбрали очень необычный вид протеста – мирную вооружённую демонстрацию. Мирную потому, что не хотели кровопролития, вооружённую – потому, что представляли себе, на что способна большевистская власть. Целью этого странного движения было донести сначала до соотечественников, а затем и до центральной власти в Москве свои требования и идеи.

В октябре 1927 г. отряды повстанцев (точнее – демонстрантов) начали передвигаться по улусам и наслегам Центральной Якутии, собирая сельские сходы, на которых излагали программу партии. Участники движения страдали от недостатка провианта и фуража для лошадей, но упорно двигались от одного поселения к другому. А за ними двигался отряд известного в Якутии красного командира Яна Строда, уже подавлявшего якутские восстания в 1921-25 гг. Это странное движение продолжалось около 4 месяцев: якутские повстанцы, не вступая в бои, ускользали от частей РККА и ОГПУ, проводили митинги и вновь уходили в тайгу. При этом повстанцы несколько раз отсылали властям в Якутск свои требования, а взамен получали предложения сдаться.

Всего за 4 месяца движения повстанцы вступали в перестрелки с красноармейцами и ОГПУ 6 раз, причём красные потеряли 3 человек убитыми. «Белоповстанческий террор», о котором писала советская пресса, заключался в убийстве коммуниста Петра Прокопьева в посёлке Петропавловск, совершённом группой эвенков, не входивших в отряд Ксенофонтова-Артемьева. Коммунисты, чекисты, милиционеры и совратработники в поселениях, занимаемых повстанцами, не подвергались никаким преследованиям, если не считать таковыми «разъяснительную работу» с ними.

Во время движения «конфедералистов» произошёл инцидент, который десятилетиями превозносился советской пропагандой как доказательство храбрости и преданности пионеров советской власти, и, наоборот, зверской сущности «белобандитов». Речь идёт об Абагинской обороне – перестрелке повстанческого отряда с вооружённой пионерской дружиной в посёлке Абага. Получив информацию о том, что в Абаге нет войск, повстанцы решили занять посёлок, не зная, что за несколько дней до этого поселковая власть раздала винтовки 10 пионерам и нескольким комсомольцам. При попытке занятия посёлка завязалась перестрелка: нападение произошло ночью, и повстанцы не видели, с кем имеют дело. Погибли командир пионерского отряда Иван Слепцов и секретарь комсомольской ячейки Гавриил Старостин. Повстанцы потеряли одного человека убитым. Когда рассвело, повстанцы прекратили стрельбу и ушли из Мбаги.

«Возникает ряд вопросов. Мог ли отряд Артемьева, примерно 60 вооруженных бойцов, захватить Абагу? Каков стратегическое значение имело занятие Абаги? Отряд должен был встретиться с остальной группой и тыловой охраной в местности «Табалах» — южнее Абаги на 3-4 версты. Цель отряда была не военная победа, а пропаганда идеи самоопределения якутов под прикрытием вооруженных сил. Отряд не свергал советскую власть, не арестовывал советских работников, коммунистов и комсомольцев. В Табалахе артемьевцы освободили задержанных агентов ГПУ — Аммосова, Артемьева Николая, члена партии Заборовского Василия. Тут же устроили митинг, где выступили Мирушниченко и Михайлов С.М. При этих мирных намерениях мог ли отряд Артемьева силой захватить Абагу, истребить детей и немощных стариков, и больных мужчин? Пусть читатель сам домысливает» (Егор Алексеев «Кто Вы, Артемьев?». http://ilin-yakutsk.narod.ru/1991-3/12.htm).

С точки зрения нормально человека, осуждения достойны не «белобандиты», не видевшие в темноте, кто в них стреляет, а безумцы, раздавшие оружие несовершеннолетним.

Вооружённая демонстрация не могла продолжаться бесконечно: в конце концов, её целью было вынудить власти вступить в переговоры. 1 января Ксенофонтов приехал в Якутск для переговоров с и.о. секретаря Якутского обкома ВКП(б) и председателем «оперативной тройки» по подавлению восстания К.К.Байкаловым (Некундэ). У него на квартире Ксенофонтов и был арестован.

Командование повстанцами перешло к опытному партизану Артемьеву, но и он придерживался изначально избранной тактики – в бои не вступать и кровь не проливать. 26 января 1928 г. на переговорах руководства движения с правительством Якутии была достигнута договорённость о том, что повстанцы сдадут оружие и разойдутся по своим улусам, а лидеры «конфедералистов» отправятся в Якутск для продолжения переговоров. Однако уже по дороге, в нарушение договорённостей, лидеры движения были арестованы чекистами и препровождены в Якутск под конвоем, в тюрьму. О причинах прекращения борьбы Артемьев написал, уже будучи в тюрьме ОГПУ: «Если мы были контрреволюционерами, если мы шли против Советской власти, то свободно могли пробраться в тайгу по какому угодно направлению, но мы были чужды от таких выступлений, мы были теми же революционерами и детьми Соввласти, как и Вы, поэтому мы пошли навстречу зову нашей матери ВКП(б) и Сов-власти через их представителей и изъявили согласие сложить оружие и мирно ликвидировать наше движение» (Архив КГБ Республики Саха-Якутия, д. 420, т. 2, л. 160).

6 февраля 1928 г. последняя группа «конфедералистов» сложила оружие. Вооружённая демонстрация, или, как её называла советская пропаганда, «восстание якутских конфедералистов», прекратилась.

Не стоит считать Ксенофонтова, Артемьева и их соратников такими уж простодушными: они помнили амнистии 1924 и 1925 гг. и рассчитывали на такое же отношение, тем более что в ходе движения повстанцы старались не проливать крови, а советская власть обещала им не только амнистию, но и обсуждение их требований. Большую роль сыграла и личность командира антиповстанческих сил Строда: он был известен якутам своей честностью и стремлением решать дела миром. Так же было и в этом случае: Строд преследовал повстанцев, пытаясь заставить их сдаться, но навязывая боя. При этом Строд имел секретный приказ ОГПУ — инсценировать бой для того, чтобы оправдать репрессии против повстанцев. Но бравый латышский стрелок, известный, помимо гуманности, ещё и отчаянной храбростью, исполнять этот преступный приказ не стал.

Я.Строд

Строд, как и Ксенофонтов с Артемьевым, не понимали, что времена изменились. Уходил НЭП, и новый сталинский «урало-сибирский метод» приучал сельскую Россию к скорому раскулачиванию и коллективизации. Власть в Советском Союзе переходила от грызущихся между собой люмпен-интеллигентов, вдохновенно споривших об обобществлении женщин и о «революционном» походе в Индию, к Сталину, который методично вёл страну к одной из самых жестоких диктатур, которые знало человечество. К диктатуре, которая полностью отвергала любую гуманность и человечность, с которой в принципе невозможны никакие соглашения и договорённости. Конечно, Сталин вряд ли вообще знал о якутских событиях – ему было не до этого. Но на местах – вплоть до отдалённых якутских улусов — власть уже переходила в руки маленьких и микроскопических сталиных – жестоких, полуграмотных личностей с уголовными наклонностями.

А потом началась расправа. В Якутии работала комиссия ВЦИК под руководством Яна Полуяна, подготовившая постановление ЦК ВКП(б) «О положении в Якутской организации», опубликованном в «Правде» 11 августа 1928 г. В документе события в Якутии квалифицировались как «бандитизм», виновными в котором назывались работники якутского правительства и обкома партии – но не в том, что они творили произвол и правили Якутией, как своей вотчиной, а в том, что «потакали» националистам и слишком мягко относились к амнистированным повстанцам 1921-25 гг.

Появился даже политический термин – «ксенофонтовщина», который десятилетиями обозначал националистический бандитизм в национальных республиках СССР.

Но основными жертвами репрессий стали, разумеется, не «несчастные» совпартработники. 128 «конфедерата» были приговорены к расстрелу, ещё 130 – к длительным срокам заключения. Многие репрессированные не только не участвовали в движении, но и не знали о его существовании. Достаточным основанием для осуждения стало то, что они были якутскими интеллигентами, бывшими «эксплуататорами», амнистированными повстанцами прошлых лет, или русскими офицерами, честно работавшими на советскую власть. Чекистская метла начисто вымела всех потенциально недовольных в республике, уложив их в безымянные могилы или отправив умирать на Соловки. Меньше чем через десять лет эта технология, апробированная в Якутии, была распространена на весь СССР.

***

Якутские «конфедералисты» интересны тем, что это была последняя попытка создать легальную партию в СССР, не выходя за рамки советской Конституции и законодательства. Они принимали большевистские лозунги и обещания за чистую правду, не понимая, что они были всего лишь дымовой завесой, за которой скрывалась самая антинародная, самая бесчеловечная тирания.

О Павле Ксенофонтове:

Якутский «мятежник», опередивший свое время


Павел Ксенофонтов. Он больше известен как конфедералист-мятежник, выступивший против власти Советов в Якутии. Но было ли так на самом деле?

Личность Павла Ксенофонтова заинтересовала и увлекла меня еще в студенческие годы. Я много размышляла над его идеями и поступками.

В те далекие бурные и мутные 20-е годы ХХ века своими взглядами на устройство новообразованной республики Павел Васильевич Ксенофонтов опередил свое время, его замыслы и идеи актуальны и по сей день.

Семья Ксенофонтовых, одна из известных и состоятельных, образованных и интеллигентных семей своего времени, дала народу саха блестящих и ярких сыновей, оставивших в истории неповторимый и незабываемый след. О семье Ксенофонтовых очень емко и кратко написала доктор исторических наук Екатерина Романова в своей работе «Г.В.Ксенофонтов: миф о странствующем герое»:

«У нас дома хранились старинные фотографии начала века, подаренные моему отцу известным историком Ф.Г.Сафроновым. Мы, дети, часто разбирали и с интересом рассматривали пожелтевшие от времени фотографии разных лет. Отец иногда собирал нас и, разложив фотографии на столе, мог часами рассказывать о каждом, кто был запечатлен на черно-белом снимке. Запомнилось, что это были удивительно красивые, умные и одухотворенные лица. На одной фотографии была изображена целая семья, на обратной стороне — карандашная надпись: «Семья Ксенофонтовых. Сыновья: Павел — юрист, расстрелян, Гавриил — этнограф-ученый, расстрелян, Аркадий — инженер в Москве, убит, Илья зверски избит, умер от побоев, Иван отправлен в Соловецкие лагеря, Константин эмигрировал в Харбин, а затем в Америку, где в скором времени умер». Вот тогда трагедия семьи Ксенофонтовых впервые вошла в мою жизнь…».

Из этой краткой надписи на обороте старой фотографии видно, какими же особенными личностями были братья Ксенофонтовы. И сердце сжимается от мысли, каких людей потерял наш народ, один только Гавриил Васильевич Ксенофонтов чего стоит – блестящий юрист, затем ставший ученым-этнографом, крупным российским сибиреведом, труды которого и в наши дни не потеряли научной ценности.

Но в этой статье речь пойдет о Павле Васильевиче Ксенофонтове – основателе и создателе «Младо-якутской национальной советской социалистической партии конфедералистов».

Павел Васильевич был одним из образованных интеллектуалов своей эпохи. Оказавшись в Москве, сначала учился на сельскохозяйственных курсах, сейчас это Тимирязевская академия, затем закончил юридический факультет Московского университета. Будучи прогрессивно думающим молодым человеком, Павел принял советскую власть, был всецело преданным делу революции. Он, после большевистского переворота, занимал ответственные должности в Москве. Поэтому называть его противником Советской власти никак нельзя. Ксенофонтов мыслил глубоко и широко, и как истинный юрист думал и мечтал о настоящем правовом демократическом и свободном во всех сферах обществе. Этим и он опередил свое время.

В первые годы становления власти Советов Ксенофонтов был командирован на Украину заведующим продовольственной организацией. По возвращении оттуда, он занимал в Москве должность народного судьи и нотариуса. При Якутском представительстве Ксенофонтов выполнял отдельные, возлагаемые на него задания: в 1925 году был командирован во Владивосток для выяснения количества пушнины, захваченной военными отрядами, и принадлежащей разным организациям и частным лицам Якутской республики. Результатом этой поездки было то, что Якутская Республика добилась из казны возврата около 20 тысяч рублей, зачисленных в доход казны, как военный процент, от реализации якутской пушнины. В том же году из Москвы по поручению М.К.Аммосова, через Харбин приехал в Якутск. В Харбине вел переговоры с белоэмигрантами-саха, от имени Правительства ЯАССР приглашал их вернуться в Якутск.

Молодой юрист был умен и талантлив, обладал аналитическим мышлением политолога. Об этом свидетельствуют его работы, в 1927 году написал теоретические труды «Теория и практика ленинской национальной политики», «О международном положении СССР». Однако, по прибытии в родные края, Павел Васильевич не получил соответствующей его призванию и знаниям должности, некоторое время работал фининспектором Наркомата финансов Якутской АССР.

Раздумывая о путях развития «Якутской автономии», Павел Васильевич стал больше размышлять о том, что республика имеет права на большую самостоятельность, на большие права, уже не в рамках Российской, ограниченной Федерации, а на началах Конфедерации. А по огромности занимаемой территории, по неисчерпаемой потенции природных ресурсов, по очень выгодному, с выходом на океаны, географическому положению, она имеет право претендовать на повышение государственного статуса, то есть претендовать на суверенность в рамках всего Советского Союза, в качестве Советской Социалистической Республики.

Каковы же были основные идеи П.В.Ксенофонтова?

• П.В.Ксенофонтов являлся сторонником советской социалистической системы при «авангардной роли пролетарской компартии», но с правом существования «национальной советской социалистической крестьянской партии». Реставрацию капитализма считал безосновательной, поскольку был убеждён, что отсталая национальная республика должна являться исключительно советской. Но при этом был настроен оппозиционно по отношению к руководству Якутской областной партийной организации. Считал, что она механически на местах претворяет в жизнь решения Центра, игнорируя идею В.И.Ленина, что в национальных республиках диктатура партии должна носить не жёсткий характер, как в центре, а мягкий и гибкий. Он ссылался на письмо Ленина председателю Татарского ЦИК Султану Галиеву, что «…компартия в отсталых национальных окраинах не должна быть диктатором и даже педагогом, а только няней».

• Павел Васильевич предлагал внести ряд изменений в Конституцию Якутской АССР. Справедливо считал, что Якутия имеет право на союзный статус как Узбекистан и Туркмения, которые получили данный статус в 1925 году на III Всесоюзном съезде Советов. П.В.Ксенофонтов сопоставлял уровни экономического и культурного развития ЯАССР и Узбекской ССР, которая образовалась из трех автономных республик: Хорезмской, Туркестанской и Бухарской. В Туркестане мусульманская религия не была отделена от государства, и там продолжали работать духовные школы. В Хорезме 60% партийцев являлись торговцами и служителями исламского культа. В Бухаре продолжал действовать суд шариата. Подобное положение объяснялось утверждениями большевиков в начале 1920-х годов о том, что коммунизм и шариат не противоречат, а взаимно дополняют друг друга. После окончания повстанческих выступлений в Средней Азии, Северном Кавказе и Татарстане большевики в 1922 г. восстановили ликвидированные в ходе боевых действий шариатские суды, вернули мечетям и медресе конфискованное имущество, возродили управление вакфов и т.д. Нарком по делам национальностей И.В.Сталин тогда поддерживал таких лидеров «советских шариатистов», как Бабахан в Туркестане, Расулов в Татарстане, Тарко-Хаджи в Дагестане, Али-Митаев в Чечне, Каткаханов в Кабарде и других.

• П.В.Ксенофонтов апеллировал к Конституции РСФСР 1918 года, где говорилось, что Российская Федерация образуется на основе свободного союза свободных наций, что трудящиеся каждой нации самостоятельно на своих съездах Советов решают вопросы о вхождении в состав России. Также он указывал на Декларацию прав народов России, где имелось положение о равенстве, самостоятельности и праве на свободное самоопределение вплоть до отделения от РСФСР.

• П.В.Ксенофонтов был абсолютно прав, указав, что национальный состав членов ЯЦИКа должен соответствовать в пропорциональном отношении национальному составу Якутской АССР. Пять же членов Совета Национальностей в Москве от Якутии, по его мысли, должны были быть избраны из якутов, поскольку интересы русских, как в Совете Национальностей, так и в Союзном Совете обеспечивались в достаточном количестве. Здесь П.В.Ксенофонтов исходил из того, что в резолюции XII съезда ВКП(б) говорилось, что органы управления национальных республик должны формироваться из «людей местных, знающих язык, быт и обычаи соответствующего народа».

• Павел Васильевич считал переселение из центральных областей страны в республику одной из необходимых мер для культурного подъёма Якутии. Но при этом отвергал осуществление колонизации в ущерб интересам местного населения, то есть за счёт «прирезки» земель, занятых местным населением. Его единомышленники писали, что после 1917 года земельные угодья русских приленских крестьян увеличились за счет якутских скотоводческих хозяйств, не выдерживавших конкуренции с более передовыми русскими земледельческими хозяйствами. Якуты разорялись и превращались в батраков русских кулаков. По мнению П.В.Ксенофонтова, «прирезка» земель нарушала сложившийся вековой уклад жизни местного населения. К тому же хозяйственные и кооперативные учреждения Якутии уступали свои позиции на рынке Сибторгу, РАСО и другим российским торговым организациям. Животноводы и хлеборобы Якутии страдали от высоких цен на промышленные товары. Эти обстоятельства привели П.В.Ксенофонтова к выводу, что для регулирования массового и бесконтрольного наплыва рабочей силы из других регионов страны требуется расширение самостоятельности республики.

Таким образом, вопрос национальный в ЯАССР оказался тесно связан с вопросом аграрным.

• Существенные опасения у национальной интеллигенции Якутии в годы НЭПа вызывала ситуация бесконтрольной раздачи концессий иностранцам на территории республики, в результате которой в местах добычи полезных ископаемых появятся густонаселённые районы. Таким образом, в случае иностранной экспансии коренные жители могли оказаться в положении людей «второго сорта». П.В.Ксенофонтов и его соратники считали, что это приведёт к исчезновению якутов под натиском более культурного «иноплемённого» населения. Данное обстоятельство также подталкивало П.В.Ксенофонтова и его соратников добиваться договорных отношений с Центром и предоставления статуса союзной республики.

• П.В.Ксенофонтов ратовал за постепенную индустриализацию за счет внутренних резервов, без привлечения иностранных концессий, тем самым выступал против сталинских «ударных темпов». Открытие недровых богатств республики геологами и членами академических экспедиций АН СССР встревожило его и стало одной из причин выдвижения вопроса повышения политического статуса Якутской АССР. Он предвидел опасность господства различных ведомств и хотел на равных встретить волну переселенцев, так как без этого, по его мнению, не могло быть и речи об интернационализме. Для обеспечения равноправия предполагалось закрепить за Якутией право самостоятельного распоряжения землями, недрами, водами, лесами. Не имея собственности, Якутия не могла, по мысли П.В.Ксенофонтова, стать свободной. Без конституционного права и признания этого смысл «автономии» сводился к пустой декларативной вывеске.

Стремление получать доходы от добычи полезных ископаемых на территории Якутии имелось и среди представителей местных властей. М.К.Аммосов в 1926 году заявлял, что переданное из республиканской собственности в союзное объединение «Алданзолото» должно выделять 5% добываемого золота Якутии.

• Большое внимание П.В.Ксенофонтов уделял проблемам демократизации советского общества. Он утверждал, что коммунистическая партия умышленно подавляет общественную и политическую активность беспартийной интеллигенции, препятствует созданию благоприятной атмосферы для её участия в советском строительстве. В результате национальная интеллигенция оказалась в роли бесправных, с которыми власти не желают считаться. По мысли лидера будущих повстанцев, без подлинного народовластия и политической свободы личности невозможно было достичь социально-экономического и культурного процветания Якутии. Для решения этих проблем в программе, созданной П.В.Ксенофонтовым, партии будет выдвинуто требование соблюдения прав личности, свободы слова, собраний, печати. Кроме того, предполагалось введение в Конституцию ЯАССР положения об обособлении законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Предусматривалось строгое соблюдение подзаконности исполнительной власти. Всеякутскому съезду Советов, согласно идеям П.В.Ксенофонтова, предоставлялось право вынесения недоверия СНК Якутии, влекущее в последующем его отставку. Такая реформа представлялась П.В.Ксенофонтову творческим развитием социалистических идей: если ВКП(б) отделила государство от церкви, то теперь назрела пора отделения государства от партии.

Эти идеи Павла Ксенофонтова являются свидетельством того, каким знающим свое дело юристом он был, как умел ориентироваться в политической сфере того времени, опережая мысли и доводы своих современников, и думаю, что идеи Ксенофонтова не утратили своей злободневности и в наше время.

Первоначально П.В.Ксенофонтов и поддержавшие его беспартийные интеллигенты пытались внести изменения в Конституцию ЯАССР мирным путем. Поэтому западно-кангаласская улусная интеллигенция выставляла самостоятельные списки делегатов на улусные съезды и на окружные съезды Советов, стремясь провести своих представителей. Но в 1925 и в 1926 годах Якутский обком ВКП(б) оказал открытое давление на голосовавших, и число делегатов от Западно-Кангаласского улуса не только не увеличилось, но к 1927 году даже значительно сократилось. Кандидатура самого П.В.Ксенофонтова на окружном съезде была забаллотирована. По приказу из Москвы якутские власти в 1927 году провели массовую чистку органов властей всех уровней от «социально чуждого элемента». Кроме попыток получить статус депутата Совета П.В.Ксенофонтов обращался к членам «беспартийной фракции» В.Н.Леонтьеву и А.Д.Широких на VI Всеякутском съезде Советов с предложением внести поправки в Конституцию ЯАССР. Но представители национальной интеллигенции отказались что-либо предпринимать.

После этих неудач Ксенофонтов принял решение приступить к созданию партии. Поначалу он не хотел создавать никакой политической организации, но его друзья, разделявшие его взгляды, придерживались другого мнения. Вскоре Павел Васильевич сблизился с активным участником повстанческих движений в Якутии в 1921–22 годах, «пепеляевщины», тунгусского движения 1924-1925 годов амнистированным Советской властью М.К.Артемьевым.

По мнению Павла Васильевича, трудящиеся массы лишены элементарного политического права, всякая живая мысль преследуется, «свобода слова и печати для трудящихся… — сказка про белого бычка», «неприкосновенность личности» и «самоорганизация масс… — пустая бумага».

Обращаясь к Якутскому Обкому ВКП(б) и правительству республики, Ксенофонтов говорил, что повсюду «царит полный произвол всесильной административной власти», самым невероятным образом нарушается «революционная законность», Конституция Советской республики превратилась «в клочок бумаги». «Личность трудящегося здесь низведена до положения бесправной скотины. Сотрудники ГПУ и даже милиции вторгаются в Ваше жилище, арестовывают Вас, и административная власть может Вас выслать в Соловецкий концентрационный лагерь».

Ксенофонтов считал обязательным условием защиты прав личности и трудящихся масс разделение исполнительной, законодательной и судебной власти. Закон должен быть поставлен во главе всей государственной власти.

Именно эти мысли заставили опытного юриста встать в ряды повстанцев.

И чем закончилось движение якутских конфедералистов — известно всем. Всего по делу «ксенофонтовщины» было репрессировано 272 человека, из них 128 — расстреляно, 130 — осуждено на различные сроки заключения.

Павел Ксенофонтов был расстрелян в 1928 году в возрасте 38-ми лет и погребен родными в районе Никольской церкви в Якутске. Сейчас неизвестно, где именно. В 2000 году общественность республики приложила усилия для воздвижения могильного памятника, в ограде Никольской церкви установили камень, привезенный с его малой родины. Камень символизирует твердость духа и непоколебимость позиции. Судя по архивным данным, Павла Васильевича допрашивали 15 раз, но он был непоколебим, не отрекся от своих идей о правовом и поистине свободном демократическом государстве.

Так трагически оборвалась жизнь одного из ярких сыновей народа саха.

В итоге хотела бы сказать, что модель «социализма» конфедералистов имела явные социал-демократические черты. А все требования лидера «Младо-якутской национальной советской социалистической партии конфедералистов» являются бессмертным памятником законодательной мысли Якутии, свидетельством очередного этапа становления государственности якутского народа, ярким примером полета свободолюбивой мысли и веры, что когда-либо наступит правовое и демократическое государство, основанное на лучших идеях социализма.

П.В.Ксенофонтов и члены партии конфедералистов были первыми носителями духа национального возрождения, которые восприняли результаты революций как импульс к социально-экономическому и культурному развитию. Но в условиях формирования тоталитаризма попытка предложить альтернативный путь развития своей родины оказалась обреченной на крах и создала повод для расправы со всем поколением национальной беспартийной интеллигенции Якутии.

Варвара КОРЯКИНА,

член Союза писателей Республики Саха (Якутия),

г.Нерюнгри.

Источники:

1. Алексеев Е.Е. О так называемой «ксенофонтовщине» // Илин, 1991 г., №2 — С.27–28;

2. Антонов Е.П. Конфедералисты: «уйти из-под диктата государства». // Советы Якутии. 1993. 6 мая; Речь П.В.Ксенофонтова, произнесённая к повстанческой интеллигенции с разных улусов Якутии (конец 1927 г.) // Илин, 1991 г., №1 — С.19.

3. Вакунов С. Нелюбимое дитя НЭПа // Знание-сила, 1994 г., №2 — С.106.

4. Гоголев З.В. Социально-экономическое развитие Якутии (1917–1941 гг.) // Новосибирск, 1972 г., С.88.

5. Дьячковский И. Еще раз о «ксенофонтовщине» (Список осужденных) // Илин, 1992 г., №2 — С.31.

6. Ланда Р.Г. Мирсаид Султан-Галиев // Вопросы истории, 1999 г., №8. — С.67.

7. Пестерев В.И. Ксенофонтов: герой или бандит? // Молодёжь Якутии, 1992 г., от 12 февраля.

8. Платонов И. Трагическая судьба семьи Ксенофонтовых // Ленские маяки, 1997 г. от 3 декабря.

Выставка «Раритеты семьи Ксенофонтовых» в Хангаласском улусном музее 27.02.2023 г. на якутском языке:

Посты об истории и культуре Республики Саха:

Моргенштерн изменил свое имя на Николая Барамыгина в г. Олекминск!

Экскурсия по Музею Славы г. Вилюйска 07.12.2021 г.

Музей народной педагогики в с. Оросу Верхневилюйского улуса: как воспитать новое поколение в 21 веке

Видео экскурсии по Вилюйскому краеведческому музею им. П.Х.Староватова

«Хранители времени»: По следам государевых ямщиков

Юбилейный концерт театра коренных малочисленных народов Республики Саха «Гулун» — 30 лет !

Традиции, фольклор, игры, обычаи ямщиков Кытыл — Дюры

Музей «Ямщицкое подворье» в с. Синск Хангаласского улуса

Встреча с ансамблем «Реченька» в Синске! Июнь 2021 года!

О происхождении и пассионарности якутского народа…

20 лет под звон бубенцов

ПЕСНИ ПРЕДКОВ В МОЕЙ СУДЬБЕ

Саха Театрыгар Адам Васильевич Скрябин төрөөбүтэ 125 сылын бэлиэтээһин

Саха норуотун оҕону иитэр үөрүйэхтэрэ

Төрөөбүт тыл уонна сурук-бичик күнүнэн! С днем якутского языка и письменности!

«Нуучча»: о ссыльных в книге «Сибирь как колония»

Состоялось открытие Года исторической памяти в Хангаласском улусе!

Шествие народных мастеров Республики Саха (Якутия)! Полное видео

Моменты Дня Арктики в Якутске 19.03.2022 г.

Моргенштерн изменил свое имя на Николая Барамыгина в г. Олекминск!

Экскурсия по Музею Славы г. Вилюйска 07.12.2021 г.

Музей народной педагогики в с. Оросу Верхневилюйского улуса: как воспитать новое поколение в 21 веке

Видео экскурсии по Вилюйскому краеведческому музею им. П.Х.Староватова

«Хранители времени»: По следам государевых ямщиков

Юбилейный концерт театра коренных малочисленных народов Республики Саха «Гулун» — 30 лет !

Традиции, фольклор, игры, обычаи ямщиков Кытыл — Дюры

Музей «Ямщицкое подворье» в с. Синск Хангаласского улуса

Встреча с ансамблем «Реченька» в Синске! Июнь 2021 года!

О происхождении и пассионарности якутского народа…

20 лет под звон бубенцов

ПЕСНИ ПРЕДКОВ В МОЕЙ СУДЬБЕ

Саха Театрыгар Адам Васильевич Скрябин төрөөбүтэ 125 сылын бэлиэтээһин

Саха норуотун оҕону иитэр үөрүйэхтэрэ

Төрөөбүт тыл уонна сурук-бичик күнүнэн! С днем якутского языка и письменности!

«Нуучча»: о ссыльных в книге «Сибирь как колония»

Состоялось открытие Года исторической памяти в Хангаласском улусе!

Шествие народных мастеров Республики Саха (Якутия)! Полное видео

Моменты Дня Арктики в Якутске 19.03.2022 г.

Определена концепция Ысыаха Туймаады — 2022 и прошел международный научно-прикладной семинар по Ысыаху.

Первое государство народа саха!

Новости 100-летия Республики Саха! 26 апреля 2022 года! Поздравления из КНР и Японии!

Былатыан Ойуунускай – XXI-с үйэ дьонугар сахалыы тыыны тутар дьаакыр, сайдар суолу ыйар маяк

Видео докладов об истории Хангаласского улуса!

А.Е. Кулаковский – духовный лидер Якутии

Якутск – территория открытий

Легендарный 12 созыв Верховного Совета ЯАССР!

100-летие Техтюрского сражения Гражданской войны в Якутии

100 чороонов Истории!

Өксөкүлээх — сахаларга этиитэ.

В Якутию приехали потомки основателей республики.

Стела в память национального героя Боссоойко

Никольскай кыргыһыытын 100 сылыгар

Академик Чугунов об исторической роли якутского народа

Выдающийся сын якутского народа — Максим Кирович Аммосов

Полное видео презентации книги «Ананий Кононович Андреев. Жизнь и деятельность»

Полное видео презентации сборника о жизни и деятельности видного государственного деятеля Якутии Алексея Широких

Состоялась презентация переиздания научного труда Алексея Кулаковского

Василий Попов рассказывает об истории луки якутского седла

Улица Гавриила Ксенофонтова появилась Якутске

Гавриил Ксенофонтов – ученый, опередивший время

Памяти павших: Реконструкция сражения на озере Ильмень 23 февраля 1943 года

«Ксенофонтовтар дьиэ кэргэн раритеттара» быыстапка видеота

Народная акция «Свет Кулаковского — Өксөкүлээх сардаҥата» прошла в Республике Саха!

Анатолий Антонов: Мазары Бозеков стоял у истоков идеи самоуправления якутов

«Төлкөбүт төрдө — Малдьаҕар»

Сахалартан бастакы дьоруой Федор Попов!

Афанасий Мигалкин: “Суту билиммэккэ, аччыктааһыны аахсыбакка, толук буолалларын кэрэйбэккэ Кыайыыны сыраласпыт дьоммутун санаан ааһыахтаахпыт”

Состоялась презентация перевода четвертого тома книги «Бубенцы над Леной» Павла Харитонова

Куллаты: родословие якутского народа!

На перекрестке столетий

«Вторая республика». Фильм творческой группы «Күн оҕолоро»!

Истинный патриот своей республики

«…Вы можете меня считать русским якутом!»

В селе Чапаево прошел День памяти первого учителя первой школы Хангаласского улуса Василия Неустроева

Как Ысыах в годы войны поднял дух жителей республики

Мой сайт: https://nikbara.ru/

Сайт об усадебном хозяйстве в Якутии https://usadbaykt.ru/

Мой канал в «Яндекс Дзен» — NikBara

Мой блог в “Блогах Якутии” https://blogi.nlrs.ru/author/88287

Содержание моих дневников в архиве Якт.ру https://dnevniki.ykt.ru/NikBara/1081021#more

Просьба подписаться на мой канал «Николай Барамыгин» на Ютуб!

https://www.youtube.com/c/НиколайБарамыгин

И на мои аккаунты в социальных сетях!

«Одноклассниках» https://ok.ru/profile/500676253992

«В контакте» https://vk.com/nbaramygin

Мой канал в «Телеграм» https://t.me/nikbaraykt

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.