Культурный код народа в формировании стратегической цели нации.

Теория и опыт

Н.Н. Бурцев – Бахсы Уус, к.ф.-м.н. доцент СВФУ им. М.К. Аммосова, Якутск.

Культурный код в понимании современных специалистов представляет собой «ключ к пониманию данного типа культуры»; «уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков»; «закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру». Если сформулировать совместно эти определения, то можно сказать: культурный код – это своеобразный ключ, позволяющий определить особенности совокупной информации, которая досталась от предков и жива в генетической памяти каждого народа. Такая формулировка позволяет исследователям понять и объяснить уникальные предпочтения и траектории развития культуры и быта той или иной народности.

Такой подход, всё таки, является неполным, поскольку культурный код в таком понимании определяет самосознание и самоопределение народа (нации, если речь идёт о многонациональной общности), которые являются основой вопроса о политической и экономической независимости страны.  Остаётся открытым актуальный для современности вопрос об его использовании в формировании стратегии развития отдельно каждого народа, а также концепции развития нации  и страны в целом.  В данной работе мы попытаемся обсудить закономерности формирования культурного кода отдельных народностей и страны в целом, как можно было бы органически, если не построить, то хотя бы определить порядок выстраивания согласованной стратегии социально-экономического развития страны (нации) и составляющих её регионов (народностей).

На схеме (рис.1) показан неисчерпаемый запас опыта предыдущих поколений – предков как основной информационный базис для созидательной деятельности творческих лиц, производящих, прежде всего, нематериальных, а потом и материальных ценностей народа. Они, при этом, осознанно или неосознанно выбирают (уместно вспомнить теорию культурного резонанса) и используют положительный, жизненно важный для своего времени, опыт предков. Конечно же, используя возможности современных технологий и научных познаний, они развивают дальше достижения своих предков. В этом процессе активно участвуют мнение и предпочтения граждан данного народа, поскольку творческие люди являются органической частью этой общности, а также всё это обогащается достижениями других народностей, с которыми они общаются. Такое общение, как показал опыт, не нивелирует и не приводит к однообразию культуры народов, а наоборот, подогревая интерес, создавая конкурентную атмосферу, предохраняет от застоя и стимулирует введению новшеств, которые акцентируют уникальность культуры каждого народа. Например, проявленный живой интерес со стороны других народов к практически забытым населением, якутскому хомусу и ножу, подстегнуло их возрождение и развитие у народа саха в настоящее время.

Рис.1. Формирование культурного кода народностей и нации.

Этот процесс, конечно же, не пускается на самотёк, а корректируется этнокультурной политикой региона, которая определяется социально-экономическими и геополитическими интересами и реализуется его руководством. Разумеется, все эти процессы являются взаимозависимыми и взаимообусловленными. Однако, обращаем внимание на то обстоятельство, что инициатива идёт снизу вверх: от предков к творческим гражданам и далее до формирования миссий народов, поскольку информационный базис, как мы уже писали, лежит в генетической памяти народа. На него влияют общественное мнение и целенаправленная государственная культурная политика.  В такой этнокультурной среде вырабатываются традиционные и духовно-нравственные ценности данного конкретного народа.  В итоге, получаем устойчивую этнокультурную среду каждого народа, которая отзывается на определённый, только ему соответствующий уникальный культурный код.

Если страна многонациональная (как многие страны, например, Российская Федерация), то уникальная этнокультурная среда каждого народа, из которых состоит российское общество, подвергается к определённой коррекции с учетом общенациональных интересов согласно общенациональной культурной политики страны и становится частью общенациональной культурной среды со своими, уникальными общенациональными духовно-нравственными ценностями.  Она, в свою очередь, резонирует культурному коду, теперь уже, нации.   Таким образом, целенаправленное строительство государственной культурной политики (общенациональной и региональной), которая формирует культурную среду и духовные ценности народов, населяющих страну является чрезвычайно важной задачей обеспечения государственной целостности и устойчивости. Поэтому будем основываться на действующих государственных документах и применять испытанные на практике современные методы стратегического менеджмента. Зная культурный код можно определить значимость данного народа (нации) для мирового сообщества, которая называется миссией народа (нации) на текущем этапе развития человечества. Миссия предопределяет его место в многонациональном обществе, значимость и, как следствие, судьбу. Как только будет определена миссия, уже достаточно легко можно сформулировать стратегическую цель и задачи для её достижения.

Рис.2. Схема построения стратегической цели нации и задач для её достижения.

Д

ля определения культурного кода, миссии и стратегической цели целесообразно применить так называемый SWOT – анализ (Рис.3). При грамотном использовании этот метод даёт качественную объективную картину состояния культурной среды и перспектив её развития. Не вдаваясь в подробности этого известного метода, опишем, как его можно применить к нашей теме. Прежде всего, оценивается преимущества (достижения) национальной культуры конкретного народа.

Рис.3. Качественная оценка (SWOT-анализ) состояния культурной среды.

Сравнение его собственных достижений с опытом других народов способствует пониманию значимости своих сильных и слабых сторон, выявлению возможностей для развития и угроз со стороны. Это даёт возможность определить пути реализации преимуществ и выявленных возможностей и, одновременно, нейтрализовать или, хотя бы, ослабить угрозы и риски. Интересно, практика показывает, что часто удаётся обратить слабые стороны в пользу, а сильные стороны, если не придать значения,  могут вдруг привести к рискам и неудачам.

Для реализации миссии, достижения стратегической цели, выполнения конкретных задач для этого, производится теперь уже количественная оценка и, собственно, разработка и реализация целевых и комплексных программ развития.

Рис.4. Разработка и реализация целевых и комплексных программ развития.

Эта задача решается более или менее качественно соответствующими аналитическими институтами и государственными органами и не входит в рамки нашей работы. Интерес представляет объективная оценка получаемых результатов. Она необходима для прогнозирования ожидаемых социально-экономических, технологических и политических эффектов, объективной оценки уровня проводимой работы и служит основанием для планирования последующих работ. Для этого подойдёт так называемый STEP – анализ (рис.5).

Рис.5. Прогнозная оценка результатов работы и комплексная оценка реализации целевых и комплексных программ развития.

Для примера попытаемся «расшифровать» культурный код народа саха и более детально рассмотреть эволюцию развития одного из многочисленных «шифров» на которое резонирует душа народа саха, а именно — железную (точнее, металлическую) культуру народа саха (рис.6). Кузнечное дело в Якутии практикуется с древних времён. Историки говорят, что железную культуру с собой привезли предки нынешнего народа саха в эти вечномёрзлые края. В результате изучения этого явления участники I-ой республиканской научно-практической конференции «Культурно-духовные, социально-экономические истоки и перспективы развития кузнечного дела в Якутии», которая проходила 10-11 января 2014 года, пришли к единому мнению, что пришлые племена завоевали северные и арктические пространства благодаря наличию железного орудия труда и вооружения. Действительно, без железной пешни немыслимо было бы напоить и содержать скот в зимнее время, когда озёра и реки покрываются полутораметровым слоем льда. Есть версии, что народ саха ни откуда не пришёл, а является автохтонным на территории Якутии. В этом случае, возникновение его железной культуры и вовсе становится интересной темой для изучения.

Рис.6. Культурный код народа саха.

Развитию железной культуры способствовало то обстоятельство, что железорудные месторождения имеются по всей территории Якутии (табл.1). Недавно, на совещаниях регионального отделения Российского географического общества, это утверждение было дополнено мыслю, что народ саха обеспечил Российской Империи завоевание всего Дальнего Востока, вплоть до Аляски, опять-таки, благодаря своему железному вооружению. Историки подсчитали, что в те времена якутские семьи в ассортименте имели больше наименований железной утвари, чем в Европе.

Рис.7. Тюркоязычные племена переселялись на территорию современной Якутии несколькими волнами, последняя из которых приходится на XIV—XV век.

Железа и изделия из них в дореволюционной Якутии производили столько много, что сыродутное производство железа и кузнечное дело превратились в отдельное ремесло. В конце XVIII века появился металлургический завод, который на промышленной основе добывал железо.

Табл.1. Месторождения железных руд Южной Якутии.

Известно, что из продукции данного завода изготавливалась оснастка кораблей: якоря, цепи, кнехты и др., которые доставлялись через Аянский тракт к берегам Тихого Океана. Не случайно первый корабль Тихоокеанского флота «Красный Вымпел», который навечно пришвартован на пирсе г. Владивостока, имеет портом приписки г. Якутск.

Рис.8. Кричное (сыродутное) производство железа в дореволюционной Якутии. Фото американской экспедиции, XVIII век.

Таким образом, завершился первый этап развития железной культуры в Якутии, где кузнечество в полной мере выполнило свою историческую миссию главного ремесла, обеспечившего выживание народа саха и освоения им северных и арктических земель для своего проживания. Железное кустарное производство в Якутии существовало вплоть до 1941 года. Доподлинно известно, что последнюю варку железа произвели в 1941 году на местечке Сата Ньурбинского улуса.

В 50–80-ые годы наблюдался спад кузнечного дела, связанный с усилившейся поставкой с центральной части страны различной металлической утвари, инструментов и техники. Кустарное металлургическое производство железа не выдержало конкуренции и прекратило своё существование.

Таблица 2. Этапы развития, миссия и значимостькузнечного дела в жизни народа саха в различные исторические периоды 
Этапы1до конца XVIII в.2период XX в.3с XXI в. по н.в.
МиссияОбеспечение выживания народа саха и освоения им северных и арктических земель. Содействие освоению Россией регионов Дальнего Востока.Выживание культуры народа саха в условиях индустриализации экономики СССР, сохранение традиций и традиционных технологий железной культуры народа саха.Динамическое развитие традиционных кузнечных искусств и технологий в условиях рыночной экономики, органическое слияние с современной металлургической и машиностроительной промышленностью.
Значимость в социально-экономической сфере.Жизненно значимоеНичтожноеЗначительное
Значимость в культурной сфере.ЗначительноеНезначительноеЗначительное

Кузнечное дело сосредоточилось на ремонте сельскохозяйственной и бытовой тех-ники, а также заполнения той ниши в рынке хозяйственной и охотничьей утвари, которую не могли обеспечить поставки из центральной части СССР. Теперь уже миссия кузнечного дела ограничилось куда более скромными задачами — она стала обслуживающей сферой в индустриализации народного хозяйства. Стали уже забываться с трудом добытые знания и умения железных дел мастеров. В деревнях и предприятиях остались единичные кузницы и количество профессиональных кузнецов сильно сократилось. Их силы оставались только на обеспечение необходимых и срочных нужд населения и простого ремонта сельскохозяйственных и других, достаточно простых машин. Этот период можно выделить как не самый лучший, второй этап развития, точнее выживания, кузнечного дела в Якутии.

В указанный период только благодаря энтузиастам железного дела и специфиче-ским бытовым нуждам, характерным для экстремального климата и этнокультурным по-требностям населения Якутии сохранились реликтовые знания и умения по старинным способам изготовления металлической утвари, характерных укладу и образу жизни народа саха. В частности, изготовление якутских ножей и музыкального инструмента хомус. Сегодня известны имена таких людей, как Гоголева Семёна Иннокентьевича — Амынньыкы Уус, Захарова Ивана Фёдоровича – Кылыадьы Уус, Бурцева Николая Петровича — Уус Ньукулай, которым во многом обязано возрождение якутского хомуса и немногих других. В это непростое для кузнечества время такие энтузиасты, как они и народная память сохранила ту искорку, которая дождалась своего часа, чтобы воскреснуть и вспыхнуть с новой силой в наше время.

Каждый исторический период выдвигает свои вызовы и одним из таких вызовов перестроечного времени в 90-х годах прошлого столетия, была проблема самоидентификации народов России, переосмысление их культурно-исторического наследия, оценка их социально-экономической и политической значимости. Это в полной мере относится к железной культуре народа саха, кузнечному искусству его мастеров – наступил третий этап, этап бурного развития. Этот этап можно назвать эпохой возрождения кузнечного искусства. Она выдвинула новых героев своего времени – мастеров, которые воссоздали и развили первооснову кузнечного дела – сыродутное производство кричного железа. В настоящее время подобран оптимальный режим этого процесса, позволяющий рентабельно получать исконно местное железо для изготовления высокохудожественных стальных изделий с национальным колоритом. Используемые для этого руды добываются на многочисленных россыпных месторождениях и как нельзя лучше подходят по составу для прямого восстановления железа (табл.3).

Табл. 3. Состав железных руд, используемых мастерами саха в настоящее время.

Как мы видим из таблицы 1, после сильного спада на третьем этапе возрастает роль кузнечного дела не только в культурной сфере, но и в индустриальной сфере региона. То есть, оно постепенно возвращает себе свою изначальную значимость вида деятельности, которая позволит народу саха адаптироваться к условиям глобализации и индустриального освоения Севера и Арктики, сохранить свой этнокультурный облик. Поэтому SWOT-анализ состояния кузнечного дела в республике, которая проведена в данной работе, актуальна и своевременна (табл.4).  

Таблица 4. SWOT-анализ состояния кузнечного дела в Республике Саха (Якутия) на современном этапе

В результате подобного анализа в условиях мировой глобализации становятся приоритетными вопросы сохранения самоидентификации коренных и малочисленных народов, одновременно, коммерциализации народных промыслов и его органическое слияние с современной промышленностью:

-Развитие традиционных технологий металлургии и кузнечного дела в Республике Саха (Якутия);

-Сохранение и приумножение этнокультурного наследия в изделиях кузнечного производства;

-Развитие производств хомусов, ножей и других кованых изделий на промышленном уровне с применением современных технологий металлообработки, в том числе высокотехнологичных;

-Защита интеллектуальной собственности мастеров Республики Саха (Якутия);

-Организация выпуска высококвалифицированных специалистов в области металлообработки, в том числе художественной, и создание системы повышения квалификации мастеров кузнечного дела;

— Сотрудничество с крупными промышленными предприятиями республики.

Для разработки этапов программ развития согласно указанных приоритетов важно определить степень влияния различных факторов, вероятность их возникновения и рекомендовать каким образом ослабить (нейтрализовать) их влияние (если они отрицательные) или, наоборот, эффективно и своевременно использовать положительные тенденции, которые обнаруживаются.

В таблице 6 ранжированы основные положительные и отрицательные факторы, которые влияют или могут повлиять в ближайшее время на ход развития кузнечного дела

Таблица 6. Анализ влияния внутренних и внешних факторов, влияющих на кузнечное дело в Республике Саха (Якутия) методом STEP (PEST)-анализа
 ВероятностьВлияниеОтветная реакция
ПОЛИТИКА (P)
Отношение государства к кузнечному делу как второстепенному виду деятельности, которая не относится к промышленности.Высокая1-2 годаЗначительноеПроводить разъяснительную работу, вести целенаправленную работу с крупными предприятиями и правительственными органами.
Остаточный принцип финансирования культуры, в том числе кузнечному делу, как к народной творческой самодеятельности.Умеренная2-4 годаЗначительноеРазработать республиканскую целевую программу с чёткими источниками финансирования.
Усиление республиканской политики привлечения местного населения (молодёжи) в промышленность.Умеренная2-5 летЗначительноеВнести предложения использовать потенциал мастеров-кузнецов в процесс подготовки кадров и участия в различных проектах.
ЭКОНОМИКА (E)
Изменение тренда развития экономики Республики Саха (Якутия) в направлении развития перерабатывающих производств.Высокая2-3 годаЗначительноеСоздавать современные и высокотехнологичные производства кузнечных изделий. Организовать республиканский центр технологий обработки металлов. Готовить и совершенствовать специалистов.
Дальнейшее повышение потребительских предпочтений в сторону якутских хомусов, ножей и др. изделий.Высокая1-2 годаЗначительноеОрганизовать систему прямых поставок, устранение посредников и усиление рекламной деятельности.
Организация сотрудничества с крупными промышленными предприятиями или создание своего промышленного предприятия по добыче и переработке железа и его сплавов.Умеренная2-4 годаЗначительноеПринятие активного участия в этом процессе.
Ухудшение позиций на внешнем рынке товаров кузнечного производства, произведённых на территории Республики Саха (Якутия) из-за низкого уровня качества, высокой цены и активизации сторонних производителей.  Умеренная1-4 годаЗначительноеОсвоение современных технологий обработки материалов, разработки новых конструкторских и художественных решений. Организация высокоэффективных производств для снижения себестоимости изделий.
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ (S)
Включение создания кованых художественных изделий как один из разновидностей культуры народов Республики Саха и связанная с этим усиление их популярности.Высокая1-4 годаЗначительноеФормирование своего национального почерка создания кованных изделий и расширение их объёма производства.
Ухудшение уровня жизни населения.Высокая1-4 годаЗначительное  
ТЕХНОЛОГИИ (T)
Применение современных технологий обработки материалов и связанное с этим повышение производительности и качества выпускаемых ножей, хомусов и других изделий.Высокая1-4 годаЗначительноеОбеспечить пропорциональное развитие других инфраструктурных составляющих кузнечного дела.
Устаревшие, экономически неэффективные технологии, слабое внедрение новых технологий.Высокая1-4 годаЗначительноеВключиться в существующие программы развития инноваций и создать условия для внедрения инновационных технологий.
Высокая степень морального и физического износа оборудования в производственной сфере.Высокая1-4 годаЗначительноеПрименить ускоренную амортизацию и провести обновление оборудования с учётом новых технологий.
Высокая энергоемкость кузнечных производств, вызванная ростом затрат на оплату топливно-энергетических ресурсов и устаревшими технологиями производств.Высокая1-4 годаЗначительноеРешить вопросы перевооружения производств и ставить вопросы снижения тарифов.

ВЫВОДЫ

Проведённый комплексный анализ исторических материалов и факторов, влияющих на состояние кузнечного дела, позволяет сделать следующие выводы:

1.сделан анализ исторической значимости кузнечного дела в Якутии, определены три этапа развития кузнечного дела в Якутии и его миссии: жизнеобеспечения народа саха; выживания и процветания;

2.проведён всесторонний SWOT — анализ современного состояния кузнечного дела и производств основных видов изделий, определяющих его значимость. При этом установлено, что кузнечное дело из стадии выживания и возрождения перешло в стадию интенсивного развития;

3.проведён STEP (PEST) — анализ факторов внутренних и внешних рисков (угроз), возможностей, влияющих на его развитие, а также экспертно оценена их степень вероятности;

4.определены два основных направления развития этого дела: развитие традиционных технологий получения железа и изготовления из него предметов обихода, этнокультуры и произведений искусства и внедрение новых технологий и технических и других решений в модернизации изделий кузнечного производства;

5.в результате проведённого анализа определены основные приоритетные направления развития кузнечного дела в Республике Саха (Якутия) на перспективу и сформулированы рекомендации их реализации.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Сделанные выводы в целях формирования республиканской политики в области кузнечного дела, предупреждения экономических и других рисков, своевременного принятия мер позволяют сформулировать следующие рекомендации:

-ввести практику регулярного проведения инвестиционных и других форумов, научно-практических конференций и симпозиумов по актуальным вопросам кузнечного дела-;

-обратить внимание общественности и государственных органов, что кузнечный процесс является не только народным промыслом, а является одним из основных технологических операций в современной машиностроительной промышленности. Потому развитие кузнечного дела необходимо рассматривать как один из важных направлений органической связи традиционного уклада жизни и культуры народа саха с индустриализацией территории Якутии;

-продолжить целенаправленную поддержку развития кричного способа добычи железа. Это будет способствовать привлечению населения, в частности, молодёжи, в современную металлургию, которая в ближайшее время будет бурно развиваться на территории Республики Саха (Якутия);

-эффективно использовать определённые в работе стратегические преимущества: устойчиво-положительное позиционирование кузнечного дела Республики Саха (Якутия) в мировом и российском пространстве; наличие представительства Союза Кузнецов России – РОО «Ассоциация кузнецов и металлургов РС(Я)»; наличие высококвалифицированных специалистов по материаловедении – членов Российской кузнечной Академии А.И. Зимина; юридическая защищённость двух основных видов кузнечных изделий – хомуса и ножа саха; популярность кузнечного дела среди местного населения;

-организовать непрерывное обучение на основе действующих образовательных стандартов (ФГОС+++) по специальностям металлургии и кузнечного дела, используя возможности, прежде всего, СВФУ и центральных ВУЗов;

-разработать концепцию и целевую республиканскую программу развития кузнечного дела как прорывное направление социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). Для этой цели необходимо консолидировать усилия Минстерства культуры и духовного развития РС(Я), Министерства инвестиционного развития и предпринимательства, а также Министерства промышленности РС(Я) во взаимодействии с некоммерческими организациями поддержки кузнечного дела;

-согласовать и сформировать в систему деятельность некоммерческих организаций поддержки кузнечного дела и отладить их взаимодействие с вышеуказанными министерствами;

-наладить работу с мастерами кузнечного дела, занимающихся производством изделий на основе самозанятости;

-на республиканском уровне организовать как один из основных структур инновационной системы инженерно-технологический центр кузнечного дела, оснащённый современным оборудованием и обеспеченный квалифицированными специалистами;

-пригласить не менее двух высококлассных специалистов по художественной ковке для обучения молодых перспективных мастеров;

-наладить работу с муниципалитетами (в частности, г. Якутска, Мирного, Нерюнгри и Алдана) по заказу малых художественных архитектурных форм из кованого железа.

Автор: Николай Николаевич Бурцев, доцент СВФУ, кандидат физико-математических наук

Статья опубликована в книге:

Якутские кузнецы:

Посты о якутском языке и культуре:

20-летие Википедии. Википедия по якутски!

Изучение якутского языка в интернете! Скоро новый портал!

Саха норуотун оҕону иитэр үөрүйэхтэрэ

Саха национальнай гимназиятыгар буукубаардыын быраһаайдаһыы!

Төрөөбүт тыл уонна сурук-бичик күнүнэн! С днем якутского языка и письменности!

«ЗА РУССКИЙ ЯЗЫК Я УМРУ»

Сегодня Международный день родного языка!

Былатыан Ойуунускай – XXI-с үйэ дьонугар сахалыы тыыны тутар дьаакыр, сайдар суолу ыйар маяк

Өксөкүлээх — сахаларга этиитэ.

Саха оскуолата элбииригэр үтүөтэ сүҥкэн

Якутский язык впервые становится доступным мировому сообществу разработчиков машинного перевода

Пионеру цифровизации якутского языка Василию Мигалкину — 70 лет

Якутская клавиатура: Краткий обзор приложений для смартфонов

Саха тылын уонна литературатын учууталлара Өрөспүүбүлүкэтээҕи сийиэскэ муһуннулар

Снова о родном языке

Саха тылын уонна литературатын учууталларын сийиэһэ түмүктэннэ

Саха тылын, литературатын уонна култууратын учууталларын II сийиэһин кэнниттэн…

Учим якутский язык: видеоуроки на Youtube и Яндекс Алиса!

Выступление Умита Шахина, Турция, на конференции «Николаевские чтения» о якутском языке

Новости якутского языка!

Возможности Центра цифровизации языкового и культурного наследия народов Якутии!

ТӨРҮТ ТЫЛ ТӨЛКӨТӨ ТҮСТЭННИН!

Трагическая картина народа саха…

О комментах на мой пост «Трагическая картина народа саха…»

«Мы родители 203 микрорайона не были против Айыы кыһата, тем более не против национальной культуры.»

Дмитрий Тимофеев о треугольной структуре народа саха!

Культура Республики Саха в Казахстане! Гастроли Бриллиантового Цирка РС (Я) и Дни якутского кино!

Нам улууһугар Саха Республикатын народнай суруйааччытын Николай Лугинов үбүлүөйэ

Как якутская поэзия спасла турецкую речь

День Олонхо 25 ноября 2023 года! Вспоминая первую постановку спектакля олонхо за рубежом…

С Днем Рождения, Андрей Саввич!

Мой сайт: https://nikbara.ru/ — блог о разных интересных событиях

Сайт об усадебном хозяйстве в Якутии https://usadbaykt.ru/

Мой канал в «Яндекс Дзен» — NikBara

Мой блог в “Блогах Якутии” https://blogi.nlrs.ru/author/88287 — архив моих постов в Дневниках Якт.ру и новые посты о культурных событиях.

Просьба подписаться на мой канал «Николай Барамыгин» на Ютуб!

https://youtube.com/@nikbara

И на мои аккаунты в социальных сетях!

«Одноклассниках» https://ok.ru/profile/500676253992

«В контакте» https://vk.com/nbaramygin

Мой канал в «Телеграм» https://t.me/nikbaraykt

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.